ПОЭТИЧЕСКИЙ КИНОЯЗЫК В ФИЛЬМАХ СУЛТАНА ХОДЖИКОВА И СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.833Аннотация
Данная статья является результатом научной стажировки автора в Ереванскомгосударственном институте театра и кино. В ходе работы над исследованием были найденыинтересные связи казахского и армянского кинематографа советского периода. Целью работы является сравнение фильмов Султана Ходжикова и Сергея Параджанова с точки зрения поэтического киноязыка и его особенностей в использовании. В статье используются киноведческий, сравнительный и семиотический анализы. Подобный методологический подход позволяет в полной мере провести глубокое исследование киноязыка каждого режиссера, учесть социально-культурный подтекст в непростое для авторов время создания фильмов. В ходе обсуждения мы опираемся на аналитические работы отечественных киноведов и историков кино о национальном кино и творчестве Султана Ходжикова. За основу работы также был взят обширный пласт исследований армянских киноведов об армянском кино, армянскомпоэтическом кинематографе и феноменальном творчестве кинорежиссера Сергея Параджанова. Результаты исследуемого вопроса привели к сходству поэтик казахского и армянского кинематографа периода 60-70-х годов XX века, в частности фильмов Султана Ходжикова и Сергея Параджанова. В своем анализе мы подчеркиваем выбор авторов поэтической природы для выражения идеи своих фильмов. В разделе «Основные положения» выдвинуты краткие формулировки основных вопросов данной статьи.При формулировке выводов мы пришли к пониманию поэтического киноязыка двухкинорежиссеров. Подход в работе двух режиссеров никак не отражается на уникальностиих стилей. В советское время два мастера экрана сумели раскрыть поэтическую природукинематографа совершенно разными способами, обогатив «словарь» поэтического кинематографа с помощью обращения к фольклору и национальному менталитету.Ключевые слова:
советское кино, Султан Ходжиков, Сергей Параджанов, киноязык, авторский стиль, поэтическое кино, сравнительный анализ, семиотика киноСкачивания
Библиографические ссылки
Айнагулова, Кульшара, и Алимбаева, Катеш. Тенденции развития киноискусства
Казахстана. Алма-Ата, Гылым, 1990.
Асмикян, Сурен. Тесный кадр. Ереван, Анаит, 1992.
Ахмет, Aкмоншак, и Ногербек, Баубек. «Проблемы нарратива в казахском игровом
кино». Keruen, 78(1), 2023, с. 243–256. DOI: 10.53871/2078-8134.2023.1-21.
Блейман, Михаил. «Архаисты или новаторы». Блейман, Михаил. О кино –
свидетельские показания. Москва, Искусство, 1973, с. 506–541.
Вайсфельд, Илья. Завтра и сегодня. О некоторых тенденциях современного фильма и
о том, чему нас учит опыт многонационального советского киноискусства. Москва,
Искусство, 1968.
Добин, Ефим. Поэтика киноискусства. Москва, Искусство, 1961.
Закоян, Гарегин. «Исповедь Сергея Параджанова». Киноведческие записки, Москва, 1999, № 44, с. 45–46.
Калантар, Кантемир. Очерки о Параджанове. Ереван, Гитутюн, 1998.
Медынский, Сергей. Оператор: Пространство. Кадр: учебное пособие для студентов
вузов. Москва, Аспект Пресс, 2011.
Мусрепов, Габит. «Легенда о Кыз Жибек». Советский экран, Москва, 1969, № 1, с.
–11.
Ногербек, Баубек. «Фольклорные герои». Ногербек, Бауыржан, и Ногербек, Баубек.
Казахское игровое кино: фольклорные традиции и образ героя. Алматы, Дәстүр, 2014.
Ногербек, Бауыржан. Экранно-фольклорные традиции в казахском игровом кино.
Алматы, RAUAN, 2008.
Оспанова, Раушан. «Казахское киноискусство 60-х годов». Очерки истории казахского кино. Алма-Ата, Наука, 1980.
Рачук, Игорь. Поэтика Довженко. Москва, Искусство, 1964.
Рахманқызы, Нәзира. Қазақ киносы: кеше және бүгін. Астана, Фолиант, 2017.
Ромм, Михаил. Избранные произведения в 3-х томах. том 3, педагогическое наследие. Москва, Искусство, 1982.
Смаилов, Кабыш. «Становление казахской кинодраматургии». Очерки истории
казахского кино. Алма-Ата, Наука, 1980.
Черненко, Мирон. Сергей Параджанов. Творческий портрет. Москва, Союзинформкино, 1989.
Abishev, Serik, and Lumpov, Evgenii, and Smailova, Inna. «The phenomenon of Partisan
Cinema: alternative film production in Kazakhstan (Appendix: A Manifesto)». Studies in
Russian and Soviet Cinema, 16:1, 2022, pp. 61–78. DOI: 10.1080/17503132.2022.2028257.
Galstyan, Siranush, and Mirzoyan, Maria. «A Brief History of Armenian Cinema in Facts and Figures». Kinokultura, special issue # 17 Armenia, 2016 www.kinokultura.com/specials/17/ brief_history.shtml. Дата доступа 20 января 2024
Galstyan, Siranush. «Armenian Cinema in the Post-Soviet Era». Kinokultura, special issue
# 17 Armenia, 2016 www.kinokultura.com/specials/17/galstyan_post-soviet.shtml. Дата
доступа 20 января 2024
Harutyunyan, Susanna. «Sergei Parajanov: Myth Creator». Kinokultura, special issue # 17
Armenia, 2016 www.kinokultura.com/specials/17/SH_parajanov.shtml. Дата доступа 20
января 2024
Kopbayeva, Gulim, et al. «Trends in Film Studies in the Context of Modern World
Cinematography». International Journal of Criminology and Sociology, 9, 2020, pp. 1876–
DOI: 10.6000/1929-4409.2020.09.216.
Shakhkyan, Armen. «Memento, Or The Evolution of Memory». Kinokultura, special issue
# 17 Armenia, 2016 www.kinokultura.com/specials/17/shakhkyan_memento.shtml. Дата
доступа 20 января 2024.
References
Ajnagulova, Kul’shara, and Alimbaeva, Katesh. Tendencii razvitiya kinoiskusstva Kazahstana [Trends in the development of cinematography in Kazakhstan]. Alma-Ata, Gylym, 1990. (In Russian)
Asmikyan, Suren. Tesnyj kadr [Tight frame]. Erevan, Anait, 1992. (In Russian)
Ahmet, Akmonshak, and Nogerbek, Baubek. «Problemy narrativa v kazahskom igrovom
kino» [Narrative problems in Kazakh feature cinema]. Keruen, 78(1), 2023, pp. 243–256. DOI:10.53871/2078-8134.2023.1-21. (In Kazakh)
Blejman, Mihail. «Arhaisty ili novatory» [«Archaists or innovators»] O kino – svidetel’skie
pokazaniya [About cinema - testimony] by Mihail Blejman. Moskva, Iskusstvo, 1973, pp.
–541. (In Russian)
Vajsfel’d, Il’ya. Zavtra i segodnya. O nekotoryh tendenciyah sovremennogo fil’ma i o tom, chemu nas uchit opyt mnogonacional’nogo sovetskogo kinoiskusstva [Tomorrow and today. About some trends in modern film and about what the experience of multinational Soviet cinema teaches us]. Moskva, Iskusstvo, 1968. (In Russian)
Dobin, Efim. Poetika kinoiskusstva [Poetics of cinema]. Moskva, Iskusstvo, 1961. (In Russian)
Zakoyan, Garegin. «Ispoved’ Sergeya Paradzhanova» [«Confession of Sergei Parajanov»].
Kinovedcheskie zapiski, Moskva, 1999, № 44, pp. 45–46.
Kalantar, Kantemir. Ocherki o Paradzhanove [Essays on Parajanov]. Erevan, Gitutyun, 1998. (In Russian)
Medynskij, Sergej. Operator: Prostranstvo. Kadr: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Operator: Space. Frame: a textbook for university students]. Moskva, Aspekt Press, 2011. (In Russian)
Musrepov, Gabit. «Legenda o Kyz Zhibek» [«The Legend of Kyz Zhibek»]. Sovetskij ekran
[Moskva], 1969, № 1, pp. 10–11.
Nogerbek, Baubek. «Fol’klornye geroi» [«Folklore heroes»]. Nogerbek, Bauyrzhan, and
Nogerbek, Baubek. Kazahskoe igrovoe kino: fol’klornye tradicii i obraz geroya [Kazakh
feature films: folklore traditions and the image of the hero]. Almaty, Dәstүr, 2014. (In Russian)
Nogerbek, Baurzhan. Jekranno-fol’klornye tradicii v kazahskom igrovom kino [Screen-folklore traditions in Kazakh feature films]. Almaty, RAUAN, 2008. (In Russian)
Ospanova, Raushan. «Kazahskoe kinoiskusstvo 60-h godov» [«Kazakh cinema of the 60s.»].
Ocherki istorii kazahskogo kino [Essays on the history of Kazakh cinema]. Alma-Ata, Nauka, 1980. (In Russian)
Rachuk, Igor’. Poetika Dovzhenko [Poetics of Dovzhenko]. Moskva, Iskusstvo, 1964. (In
Russian)
Rahmanқyzy, Nazira. Kazakh kinosy: keshe zhәne bүgіn [Kazakh cinema: yesterday and today]. Astana, Foliant, 2017. (In Kazakh)
Romm, Mihail. Izbrannye proizvedeniya v 3-h tomah. tom 3, pedagogicheskoe nasledie
[Selected works in 3 volumes. volume 3, pedagogical heritage]. Moskva, Iskusstvo, 1982. (In Russian)
Smailov, Kabysh. «Stanovlenie kazahskoj kinodramaturgii» [«The formation of Kazakh film dramaturgy»]. Ocherki istorii kazahskogo kino [Essays on the history of Kazakh cinema]. Alma-Ata, Nauka, 1980. (In Russian)
Chernenko, Miron. Sergej Paradzhanov. Tvorcheskij portret [Sergei Parajanov. Creative
portrait]. Moskva, Soyuzinformkino, 1989. (In Russian)
Abishev, Serik, et al. «The phenomenon of Partisan Cinema: alternative film production in Kazakhstan (Appendix: A Manifesto)». Studies in Russian and Soviet Cinema, 16 (1), 2022, pp. 61–78. DOI: 10.1080/17503132.2022.2028257.
Galstyan, Siranush, and Mirzoyan, Maria. «A Brief History of Armenian Cinema in Facts and Figures». Kinokultura, special issue # 17 Armenia, 2016 www.kinokultura.com/specials/17/ brief_history.shtml. Accessed 20 January 2024.
Galstyan, Siranush. «Armenian Cinema in the Post-Soviet Era». Kinokultura, special issue#17 Armenia, 2016 www.kinokultura.com/specials/17/galstyan_post-soviet.shtml. Accessed 20 January 2024.
Harutyunyan, Susanna. «Sergei Parajanov: Myth Creator». Kinokultura, special issue #
Armenia, 2016 www.kinokultura.com/specials/17/SH_parajanov.shtml. Accessed 20
January 2024
Kopbayeva, Gulim, et al. «Trends in Film Studies in the Context of Modern World
Cinematography». International Journal of Criminology and Sociology, 9, 2020, pp. 1876–
DOI: 10.6000/1929-4409.2020.09.216.
Shakhkyan, Armen. «Memento, Or The Evolution of Memory». Kinokultura, special issue
# 17 Armenia, 2016 www.kinokultura.com/specials/17/shakhkyan_memento.shtml.
Accessed 20 January 2024.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.