ЗАПЕЧАТЛЕННОЕ ВРЕМЯ, ОБРАЗЫ И МЕТАФОРЫ КАК НЕОБХОДИМЫЕ СЛАГАЕМЫЕ КИНОФИЛЬМА «МОЛИТВА ЛЕЙЛЫ»

Авторы

  • Снежана Баймуханова казнаи
  • Ескендир Нарымбетов Университет Туран» (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.846

Аннотация

Статья посвящена анализу различных аспектов репрезентации времени, эстетических и метафорических образов в контексте кинофильма «Молитва Лейлы» казахского кинорежиссера Сатыбалды Нарымбетова. Исследование предоставляет читателю глубокий аналитический взгляд на то, как запечатленное время, образы и метафоры, сотканные вместе, создают уникальное искусство кино. Авторы проводят анализ киноработы, выделяя специфические техники и приемы, используемые режиссером для передачи времени, создания образов и внедрения метафор в сюжет. Методом кинематографической герменевтики был проведен семиотический анализ для идентификации ключевых элементов, формирующих визуальный и смысловой язык фильма. Используя методы киноведческого и сравнительно-сопоставительного анализов, авторы опирались на труды зарубежных и отечественных киноведов и культурологов. Результаты статьи включают в себя анализ различных аспектов эстетики и искусства. Выявляется каким способом запечатленное время, образы и метафоры взаимодействуют в контексте кинофильма, и их влияние, их роли в формировании эмоционального и интеллектуального воздействия произведения на зрителя. Доказывается, что кинематографисты стараются говорить со зрителем экранным текстом, выстраивая с помощью киноязыка свой особенный мир. В ходе скрупулёзного исследования мы прояснили, что кинематографическое время является важным инструментом для создания сюжетной структуры, развития персонажей, передачи атмосферы, с помощью него зритель переноситься в иное измерение. Образы, служат не только визуальными компонентами, но и могут содержать глубокий символизм, расширяя смысловой диапазон фильма. Метафоры, как лингвистический и образный инструмент, углубляют понимание произведения, обогащая его смысловую структуру.  

Ключевые слова:

визуальное решение, образ, метафора, кинорежиссер, кинооператор, фильм, хронотоп, символизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ескендир Нарымбетов, Университет Туран» (Алматы, Казахстан)

Нарымбетов Ескендир – кинооператор, сениор-лектор Высшей школы Turan Film Academy, магистрант 2 курса университета Туран» (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Абикеева, Гульнара. Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии, и как этот процесс отражается в кинематографе. ОФ «ЦЦАК», Алматы, 2006.

Арансон, Олег. Метакино. Ад Маргинем, Москва, 2003.

Байжанова, Галия. «Пять лучших фильмов казахского режиссера Сатыбалды Нарымбетова». Алматы, https://kz.kursiv.media/2021-07-10/pyat-luchshikh-filmov-kazakhskogo-rezhissera-satybaldy-narymbetova / Дата доступа 10 июля 2021.

Борев, Юрий. Эстетика. Феникс, Ростов-на-Дону, 2004.

Зайцева, Лидия. Экранный образ времени оттепели 60-80-е годы. Монография, ВГИК, 2017.

Кылышбaева Бибигуль, и Борецкий Олег. «Методологи¬чес¬кие под¬ходы в изуче-нии социо¬куль¬турной реаль¬нос¬ти в зер¬кале ка¬зах¬станского кино». Вестник Кaзaхский нaционaльный университет имени Аль-Фaрaби, №2 (69). 2019, с. 143-151. Серия психологии и социологии, Кaзaхстaн, Алматы, https://www.kaznu.kz/content/files/pages/folder1807/Kylyshbayeva%20Boreckiy.pdf. Дата доступа 2019г.

Мариевская, Наталья. Время в кино. Монография, ВГИК, Москва, 2014.

Лотман, Юрий. Семиотика и проблемы киноэстетики. ЭЭСТИ РААМАТ, Талин, 1973

Ногербек, Бауыржан, и Ногербек Баубек. Казахское игровое кино: экранно-фольклорные традиции и образ героя. Алматы, Дәстүр, 2014.

Пустовит, Александр. Этика и эстетика: Наследие Запада. История красоты и добра. Учебное пособие, Киев, МАУП, 2006.

Смаилова, Инна. По поводу стиля и киноязыка в казахском игровом кино. Астана, 2013.

Тарковский, Андрей. «Андрей Тарковский: начало…и пути». ВГИК, Москва, 1994.

Фрейлих, Семен. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского. 2-е издание. Академический проект, Москва. 2002.

Фрейлих, Семен. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского. Москва, Искусство, 1992.

Хайдеггер, Мартин. Истоки художественного творения. М.: Академический Проект, 2008

Хакимов, Азат. «Документальность как средство киноязыка в игровом кино Казахстана (1945 – 2019)». 2020. КазНАИ им.Т.Жургенова, докторская диссертация. https://kaznai.kz/xakimov-korgauy/ Дата доступа 2022.

References

Abikeyeva, Gulnara. Natsiostroitelstvo v Kazakhstane i drugikh stranakh Tsentralnoy Azii, i kak etot protsess otrazhayetsya v kinematografe [Nation-building in Kazakhstan and other Central Asian countries, and how this process is reflected in cinema]. Almaty, OF «TSTSAK», 2006. (In Russian)

Aranson, Oleg. Metakino [Metakino]. Moskva, Ad Marginem, 2003. (In Russian)

Bayzhanova, Galiya. «Pyat luchshikh filmov kazakhskogo rezhissera Satybaldy Narymbetovа». [«Five best films by Kazakh director Satybaldy Narymbetov»]. Kursiv.media [Almaty], 10 July 2021. https://kz.kursiv.media/2021-07-10/pyat-luchshikh-filmov-kazakhskogo-rezhissera-satybaldy-narymbetova/Accessed 10 July 2021. (In Russian)

Borev, Yuriy. Estetika [Aesthetics]. Rostov-na-Donu, Feniks, 2004.

Freylikh, Semen. Teoriya kino ot Eyzenshteyna do Tarkovskogo [Film theory from Eisenstein to Tarkovsky]. 2-e izdaniye. Moskva. Akademicheskiy proyekt, 2002. (In Russian)

Freylikh, Semen. Teoriya kino ot Eyzenshteyna do Tarkovskogo [Film theory from Eisenstein to Tarkovsky]. Moskva, Iskusstvo, 1992. (In Russian)

Khakimov, Azat. Dokumentalnost kak sredstvo kinoyazyka v igrovom kino Kazakhstana (1945 – 2019) [Documentary as a means of film language in feature films of Kazakhstan (1945 – 2019)]. 2020. Almaty, KaZNAI im.T.Zhurgenova, doktorskaya dissertatsiya. https://kaznai.kz/xakimov-korgauy/ Accessed 2022. (In Russian)

Khaydegger, Martin. Istoki khudozhestvennogo tvoreniya [Origins of artistic creation]. Moskva. Akademicheskiy Proyekt, 2008. (In Russian)

Kylyshbaeva, Bibigul, and Boretskiy, Oleg. «Metodologicheskiye podkhody v izuchenii sotsiokulturnoy realnosti v zerkale kazakhstanskogo kinо». [«Methodological approaches to the study of socio-cultural reality in the mirror of Kazakh cinema»]. Vestnik Kazakhskiy natsionalnyy universitet imeni Al-Farabi [Bulletin of Al-Farabi Kazakh National University], Seriya psikhologii i sotsiologii, no. 2 (69). 2019, pp. 143-151. Almaty. https://www.kaznu.kz/content/files/pages/folder1807/Kylyshbayeva%20Boreckiy.pdf. Data dostupa 2019g. (In Russian)

Lotman, Yuriy. Semiotika i problemy kinoestetiki [Semiotics and problems of film aesthetics]. Talin, EESTI RAAMAT, 1973. (In Russian)

Mariyevskaya, Natalya. Vremya v kino [Movie time]. Moskva, Monografiya, VGIK, 2014. (In Russian)

Nogerbek, Bauyrzhan, and Nogerbek Baubek. Kazakhskoye igrovoye kino: ekranno-folklornyye traditsii i obraz geroya [Kazakh feature films: screen-folklore traditions and the image of the hero]. Almaty, Dәstүr, 2014. (In Russian)

Pustovit, Aleksandr. Etika i estetika: Naslediye Zapada. Istoriya krasoty i dobra [Ethics and Aesthetics: The Legacy of the West. A story of beauty and goodness]. Kyiv,

Uchebnoye posobiye, MAUP, 2006. (In Russian)

Smailova, Inna. Po povodu stilya i kinoyazyka v kazakhskom igrovom kino [Regarding the style and film language in Kazakh feature films]. Astana, 2013. (In Russian)

Tarkovskiy, Andrey. Andrey Tarkovskiy: nachalo…i puti [Andrei Tarkovsky: the beginning...and the path]. Moskva, VGIK, 1994. (In Russian)

Zaytseva, Lidiya. Ekrannyy obraz vremeni ottepeli 60-80-e gody [Screen image of the thaw period of the 60-80s.], Monografiya, Moskva, VGIK, 2017. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 49

Опубликован

2024-03-20

Как цитировать

Снежана Баймуханова, и Ескендир Нарымбетов. «ЗАПЕЧАТЛЕННОЕ ВРЕМЯ, ОБРАЗЫ И МЕТАФОРЫ КАК НЕОБХОДИМЫЕ СЛАГАЕМЫЕ КИНОФИЛЬМА „МОЛИТВА ЛЕЙЛЫ“». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 1, 2024 г., с. 176-90, doi:10.47940/cajas.v9i1.846.
Лицензия Creative Commons