ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРЕВНИХ ПЕТРОГЛИФОВ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ

Авторы

  • Гузал Масадикова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i3.849

Аннотация

В горных районах Евразийского континента искусство росписи (петроглифов) на древнем камне зародилось еще в до н.э. В 3-м и 2-м тысячелетии до нашей эры встречаются значения, изображающие орудия и конструкции, такие как оружие и воины, круглые формы, некоторые зооморфные фигуры и колесницы. Такие ценности являются причиной того, что культура одежды, сформировавшаяся в обществе, сохранила свою жизнеспособность благодаря изменениям и по сей день. В настоящее время история дизайна одежды изменилась, и разные модели одежды стали неотъемлемой частью культуры жизни. Данная исследовательская работа рассматривается на основе композиций, используемых в дизайне одежды, с учетом символического значения некоторых основных тем наскального искусства регионов Центральной Азии, берущего свое начало с бронзового и железного века. Основная цель исследовательской работы - оценить культуру и моду одежды древнего искусства петроглифов в историческом процессе путем объединения ее с сегодняшней культурой одежды и моды, а также изучить ее отражение в современном дизайне одежды. Одновременно делается обзор древних символов на камнях и обсуждается связь между символами и дизайном одежды. После общих сведений о способе нанесения древних символов на камни, поэтапно была представлена дизайнерская идея превращения в изделие.Изображения и орнаменты из древних символов «Образ Солнца», «Солнцеголовый человек», «Коза», «Верблюд», «Олень», «Резьба из бараньего рога», «Птица-Орел» были модернизированы в композиционном решении и помещены на перед женской рубашки. От эскиза, который является основной частью процесса проектирования изделий в дизайне одежды, до этапа воплощения идеи в продукт, работа была подготовлена и представлена визуально в компьютерных программах (Adobe Photoshop CS6 и Adobe Illustrator CS6). В то же время планируется, что Moodboard предоставит достаточно рекомендаций по рекламной концепции для удовлетворения практических потребностей дизайнеров и любителей моды. Темы, обсуждаемые в этой исследовательской работе, помогут будущим модельерам и тем, кто интересуется модой, освоить этапы процесса проектирования в дизайне одежды. В то же время использование композиционных изображений в одежде является основой формирования творческих навыков.

Ключевые слова:

Петроглиф, мода, дизайн, одежда, искусство, древний символ, модернизация, проектирование

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Гузал Масадикова, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

PhD., старший преподаватель факультета спорта и искусства, кафедры изобразительного искусства, Международного казахско-турецкого университета имени Кожа Ахмета Ясави (Туркестан, Казахстан)

Библиографические ссылки

Амаргазиева, Асел, және Елесбай Нуржума. Ұзынкүнгей петроглифіндегі бақсылық

сюжеті (Оңтүстік-Шығыс Қазақстан). Археология Казахстана, 2023, (2), б. 148–165.

Antons, David, et al. Computational literature reviews: Method, algorithms, and roadmap.

Organizational Research Methods, (2023) 26(1), pp 107-138.

Bahn, Paul, et al. Rock art studies: News of the world VI. Rock Art Studies, (2021) pp.

–370.

Bowen, Peng, and Li Hua. Application Exploration of Photoshop Computer Design Software

in Contemporary Art Design. Paper presented at the 2021 7th International Symposium on

Mechatronics and Industrial Informatics (ISMII), 2021, pp. 185–196.

Ceylan, Alpaslan. Çildir Başköy Kaya Resimleri. Belgü, 2, 2015, рp. 7–28.

Ceylan, Alparslan, and Taner Aydın.. Elmalı kaya resimleri. Manas Sosyal Araştırmalar

Dergisi, 2021, 10(1), pp. 535–556.

Cheng, Wen-Huang, et al. Fashion meets computer vision: A survey. ACM Computing

Surveys (CSUR), 2021, 54(4), pp. 1–41.

Choriyev, Sherzodjon, and et al. The history of archives in Central Asia: Ancient times.

History of science and technology, 2023, 13(1), pp. 34–51.

Çağdaş, Öznur. İslam öncesi Türk Dönemi Orta Asya kaya resimlerinde kullanılan ana motifler.

Trakya Üniversitesi, Sosyal Bilimler Enstitüsü, 2011, pp. 174–185.

Güler, Hülya. Anadolu Kaya Resimleri. İstanbul Aydın Üniversitesi Güzel Sanatlar Fakültesi

Dergisi, 2020, 6(11), pp. 33–42.

Hein, Anke. Tibetan Plateau, Archaeology of. Encyclopedia of global archaeology, 2020, pp.

–10609.

Hopkins, John. Fashion Design: The Complete Guide: Bloomsbury Publishing, 2021, pp.

–152.

Hume, Robert. Fashion and Textile Design with Photoshop and Illustrator: Professional

Creative Practice: Bloomsbury Publishing. 2020, pp. 301–312. https://www.

bradshawfoundation.com https://www.cotondoux.com

Kutlu, Mehmet, and Samashev, Zeinolla. Tarbagatay Petroglifteri, Şimaylı. 2020, pp.

–265.

Leˆ, Jane Kirsten, and Torsten Schmid. “The practice of innovating research methods.”

Organizational Research Methods. 2022, 25(2), pp. 308–336.

Molodin, Vlademir, et al. The “Kalgutinsky” style in the rock art of Central Asia.

Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia, 2019, 47(3), pp. 12–26.

C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024

ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ

ЕЖЕЛГІ ПЕТРОГЛИФ ӨНЕРІНІҢ КИІМ ДИЗАЙНЫНДА ҚОЛДАНУ ҮЛГІСІ

Novozhenov, Viktor. Central Asian rock art on the silk road. Paper presented at the International

Conference on Silk Road Sustainable Tourism Development and Cultural Heritage, 2021, pp. 12–26.

Orynbassarova, Cалтанат. The meaning and specificity of the kazakh ornament «koshkarmuiz»

in life. Paper presented at the Приоритетные направления развития образования и науки,

, pp. 138–143.

C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024

ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ

Popov, Stepan. “The Importance of Computer Aided Technologies and Brand Promotion in

Dress Design. Revista Geintec-Gestao Inovacao E Tecnologias, 2021, 11(2), pp. 1243–1252.

Rogozhinskii, Alexey, and Viktor Novozhenov. Central Asia Cultural and Rock Art Landscapes

Frequently Asked Questions In Central Asia Cultural and Rock Art Landscapes Samarkand,

, pp. 59–72.

Rogozhinskiy, Alexey. Rock art sites in Kazakhstan. Rock Art in Central Asia, A Thematic

Study,(Edited by Jean Clottes), Paris, 2011, pp. 9–43.

Rozwadowski, Andrzej. Rock art of Northern, Central, and Western Asia. Oxford Handbook of the

Archaeology and Anthropology of Rock Art, 2018, pp. 151–176.

Toleubayev, Abdesh, et al. Image of an eagle in the art of the early nomads. Procedia-Social and

Behavioral Sciences, 122, 2014, pp. 240–244.

Üngör, İbrahim. Orta Asya'dan Anadolu'ya Kayalara Yazilan Türk Kültürü (Dereİçİ Kaya

Resİmlerİ). Selçuk University Journal of Studies in Turcology/Selçuk Üniversitesi Türkiyat

Arastirmalari Dergisi, 2016, pp. 357–370.

Горячев, Александр, и др. Древние петроглифы урочища Тесик. Археология Казахстана, (1),

, с. 15–42.

Ергабылов, Aкбар, және Бибизиа Калшабаева. «Petroglyphs identified in the Kalba region

during archaeological exploration». Научный аспект, 2020, 3(4), с. 330–340.

Кудинова, Мария. «Изображения собак в наскальном искусстве на территории Китая».

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология,

(10), 2020, c. 23–34.

ЕЖЕЛГІ ПЕТРОГЛИФ ӨНЕРІНІҢ КИІМ ДИЗАЙНЫНДА ҚОЛДАНУ ҮЛГІСІ

References

Amargazieva, Asel, and Nurzhuma Yelesbay. “The plot of witchcraft in the Uzynkungei

petroglyph (South-Eastern Kazakhstan).” Archeology of Kazakhstan, (2), 2023, pp. 148–165.

(In Kazakh)

Antons, David, et al. “Computational literature reviews: Method, algorithms, and

roadmap.” Organizational Research Methods, 26(1), 2023, рр. 107–138.

Bahn, Paul, et al.. Rock art studies: News of the world VI. Rock Art Studies, 2021, pp.

–370.

Bowen, Peng, and Li Hua. Application Exploration of Photoshop Computer Design Software

in Contemporary Art Design. Paper presented at the 2021 7th International Symposium on

Mechatronics and Industrial Informatics (ISMII), 2021, pp. 195.

Ceylan, Alparslan. “Çildir Başköy Kaya Resimleri.” Belgü, (2), 2015, pp. 7–28.

Ceylan, Alparslan, and Taner Aydın. “Elmalı kaya resimleri.” Manas Sosyal Araştırmalar

Dergisi, 10 (1), 2021, pp. 535–556.

Cheng, Wen-Huang, et al. Fashion meets computer vision: A survey. ACM Computing

Surveys (CSUR), 54(4), 2021, pp. 1–41.

Choriyev, Sherzadjon, et al. “The history of archives in Central Asia: Ancient times.” History

of science and technology, 2023, 13(1), pp. 34–51.

Çağdaş, Öznur. İslam öncesi Türk Dönemi Orta Asya kaya resimlerinde kullanılan ana motifler.

Trakya Üniversitesi, Sosyal Bilimler Enstitüsü, 2011, pp 1–185.

Ergabylov, Akbar, and Bibizia Kalshabaeva. “Petroglyphs identified in the Kalba region

during archaeological exploration.” Scientific aspect, 3(4), 2020, pp. 330–340. (In Russian).

Goryachev, Alekasandr, el al. “Ancient petroglyphs of the Tesik tract.” Archeology of

Kazakhstan, (1), 2022, pp. 15–42. (In Russian)

Güler, Hülya. “Anadolu Kaya Resimleri.” İstanbul Aydın Üniversitesi Güzel Sanatlar Fakültesi

Dergisi, 6(11), 2020, pp. 33–42.

Hein, Anke. Tibetan Plateau, Archaeology of. Encyclopedia of global archaeology, 2020, pp.

–10609.

Hopkins, John. Fashion Design: The Complete Guide: Bloomsbury Publishing. 2021, pp.

–152. https://www.bradshawfoundation.com https://www.cotondoux.com

Hume, Robert. Fashion and Textile Design with Photoshop and Illustrator: Professional

Creative Practice: Bloomsbury Publishing. 2020, pp. 312.

Kudinova, Maria. “Images of dogs in rock art in China.” Bulletin of Novosibirsk State

University. Series: History, philology, 2020, 19(10), pp. 23–34. (In Russian).

C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024

ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ

ЕЖЕЛГІ ПЕТРОГЛИФ ӨНЕРІНІҢ КИІМ ДИЗАЙНЫНДА ҚОЛДАНУ ҮЛГІСІ

Kutlu Mehmet. Samashev, Zeinolla. Tarbagatay Petroglifleri, Şimaylı. In. 2020, pp. 262–265.

Leˆ, Jane Kirsten, and Torsten Schmid. “The practice of innovating research methods.”

Organizational Research Methods, 25(2), 2022, pp. 308–336.

Molodin, Vlademir, et al. “The “Kalgutinsky” style in the rock art of Central Asia.”

Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia, 2019, 47(3), pp. 12–26.

C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024

ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ

Novozhenov, Viktor. Central Asian rock art on the silk road. Paper presented at the

International Conference on Silk Road Sustainable Tourism Development and Cultural

Heritage. 2021, pp. 12–26.

Orynbassarova, Saltanat. The meaning and specificity of the kazakh ornament «koshkarmuiz» in

life. Paper presented at the Приоритетные направления развития образования и науки,

Popov, Stepan. “The Importance of Computer Aided Technologies and Brand Promotion in

Dress Design.” Revista Geintec-Gestao Inovacao E Tecnologias, 11(2), 2021, pp 1243-1252.

Rogozhinskii, Aleksey, and Viktor Novozhenov. Central Asia Cultural and Rock Art

Landscapes Frequently Asked Questions In Central Asia Cultural and Rock Art Landscapes,

Samarkand, 2018, pp. 59–72.

Rogozhinskiy, Alexey. Rock art sites in Kazakhstan. Rock Art in Central Asia, A Thematic Study

(Edited by Jean Clottes), Paris, 2011, pp. 9–43.

Rozwadowski, Andrzej. “Rock art of Northern, Central, and Western Asia.” Oxford Handbook

of the Archaeology and Anthropology of Rock Art, 2018, pp. 151–176.

Toleubayev, Abdesh, et al. Image of an eagle in the art of the early nomads. Procedia-Social

and Behavioral Sciences. 122, 2014, pp. 240–244.

Üngör, İbrahim. “Orta Asya’dan Anadolu’ya Kayalara Yazilan Türk Kültürü (Dereİçİ Kaya

Resİmlerİ).” Selçuk University Journal of Studies in Turcology/Selçuk Üniversitesi Türkiyat

Arastirmalari Dergisi, 2016, pp. 357–370.

Загрузки


Number of views: 30

Опубликован

2024-09-20

Как цитировать

Гузал Масадикова. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРЕВНИХ ПЕТРОГЛИФОВ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 3, 2024 г., с. 178-94, doi:10.47940/cajas.v9i3.849.
Лицензия Creative Commons