ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРЕВНИХ ПЕТРОГЛИФОВ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i3.849Аннотация
В горных районах Евразийского континента искусство росписи (петроглифов) на древнем камне зародилось еще в до н.э. В 3-м и 2-м тысячелетии до нашей эры встречаются значения, изображающие орудия и конструкции, такие как оружие и воины, круглые формы, некоторые зооморфные фигуры и колесницы. Такие ценности являются причиной того, что культура одежды, сформировавшаяся в обществе, сохранила свою жизнеспособность благодаря изменениям и по сей день. В настоящее время история дизайна одежды изменилась, и разные модели одежды стали неотъемлемой частью культуры жизни. Данная исследовательская работа рассматривается на основе композиций, используемых в дизайне одежды, с учетом символического значения некоторых основных тем наскального искусства регионов Центральной Азии, берущего свое начало с бронзового и железного века. Основная цель исследовательской работы - оценить культуру и моду одежды древнего искусства петроглифов в историческом процессе путем объединения ее с сегодняшней культурой одежды и моды, а также изучить ее отражение в современном дизайне одежды. Одновременно делается обзор древних символов на камнях и обсуждается связь между символами и дизайном одежды. После общих сведений о способе нанесения древних символов на камни, поэтапно была представлена дизайнерская идея превращения в изделие.Изображения и орнаменты из древних символов «Образ Солнца», «Солнцеголовый человек», «Коза», «Верблюд», «Олень», «Резьба из бараньего рога», «Птица-Орел» были модернизированы в композиционном решении и помещены на перед женской рубашки. От эскиза, который является основной частью процесса проектирования изделий в дизайне одежды, до этапа воплощения идеи в продукт, работа была подготовлена и представлена визуально в компьютерных программах (Adobe Photoshop CS6 и Adobe Illustrator CS6). В то же время планируется, что Moodboard предоставит достаточно рекомендаций по рекламной концепции для удовлетворения практических потребностей дизайнеров и любителей моды. Темы, обсуждаемые в этой исследовательской работе, помогут будущим модельерам и тем, кто интересуется модой, освоить этапы процесса проектирования в дизайне одежды. В то же время использование композиционных изображений в одежде является основой формирования творческих навыков.Ключевые слова:
Петроглиф, мода, дизайн, одежда, искусство, древний символ, модернизация, проектированиеСкачивания
Библиографические ссылки
Амаргазиева, Асел, және Елесбай Нуржума. Ұзынкүнгей петроглифіндегі бақсылық
сюжеті (Оңтүстік-Шығыс Қазақстан). Археология Казахстана, 2023, (2), б. 148–165.
Antons, David, et al. Computational literature reviews: Method, algorithms, and roadmap.
Organizational Research Methods, (2023) 26(1), pp 107-138.
Bahn, Paul, et al. Rock art studies: News of the world VI. Rock Art Studies, (2021) pp.
–370.
Bowen, Peng, and Li Hua. Application Exploration of Photoshop Computer Design Software
in Contemporary Art Design. Paper presented at the 2021 7th International Symposium on
Mechatronics and Industrial Informatics (ISMII), 2021, pp. 185–196.
Ceylan, Alpaslan. Çildir Başköy Kaya Resimleri. Belgü, 2, 2015, рp. 7–28.
Ceylan, Alparslan, and Taner Aydın.. Elmalı kaya resimleri. Manas Sosyal Araştırmalar
Dergisi, 2021, 10(1), pp. 535–556.
Cheng, Wen-Huang, et al. Fashion meets computer vision: A survey. ACM Computing
Surveys (CSUR), 2021, 54(4), pp. 1–41.
Choriyev, Sherzodjon, and et al. The history of archives in Central Asia: Ancient times.
History of science and technology, 2023, 13(1), pp. 34–51.
Çağdaş, Öznur. İslam öncesi Türk Dönemi Orta Asya kaya resimlerinde kullanılan ana motifler.
Trakya Üniversitesi, Sosyal Bilimler Enstitüsü, 2011, pp. 174–185.
Güler, Hülya. Anadolu Kaya Resimleri. İstanbul Aydın Üniversitesi Güzel Sanatlar Fakültesi
Dergisi, 2020, 6(11), pp. 33–42.
Hein, Anke. Tibetan Plateau, Archaeology of. Encyclopedia of global archaeology, 2020, pp.
–10609.
Hopkins, John. Fashion Design: The Complete Guide: Bloomsbury Publishing, 2021, pp.
–152.
Hume, Robert. Fashion and Textile Design with Photoshop and Illustrator: Professional
Creative Practice: Bloomsbury Publishing. 2020, pp. 301–312. https://www.
bradshawfoundation.com https://www.cotondoux.com
Kutlu, Mehmet, and Samashev, Zeinolla. Tarbagatay Petroglifteri, Şimaylı. 2020, pp.
–265.
Leˆ, Jane Kirsten, and Torsten Schmid. “The practice of innovating research methods.”
Organizational Research Methods. 2022, 25(2), pp. 308–336.
Molodin, Vlademir, et al. The “Kalgutinsky” style in the rock art of Central Asia.
Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia, 2019, 47(3), pp. 12–26.
C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024
ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ
ЕЖЕЛГІ ПЕТРОГЛИФ ӨНЕРІНІҢ КИІМ ДИЗАЙНЫНДА ҚОЛДАНУ ҮЛГІСІ
Novozhenov, Viktor. Central Asian rock art on the silk road. Paper presented at the International
Conference on Silk Road Sustainable Tourism Development and Cultural Heritage, 2021, pp. 12–26.
Orynbassarova, Cалтанат. The meaning and specificity of the kazakh ornament «koshkarmuiz»
in life. Paper presented at the Приоритетные направления развития образования и науки,
, pp. 138–143.
C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024
ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ
Popov, Stepan. “The Importance of Computer Aided Technologies and Brand Promotion in
Dress Design. Revista Geintec-Gestao Inovacao E Tecnologias, 2021, 11(2), pp. 1243–1252.
Rogozhinskii, Alexey, and Viktor Novozhenov. Central Asia Cultural and Rock Art Landscapes
Frequently Asked Questions In Central Asia Cultural and Rock Art Landscapes Samarkand,
, pp. 59–72.
Rogozhinskiy, Alexey. Rock art sites in Kazakhstan. Rock Art in Central Asia, A Thematic
Study,(Edited by Jean Clottes), Paris, 2011, pp. 9–43.
Rozwadowski, Andrzej. Rock art of Northern, Central, and Western Asia. Oxford Handbook of the
Archaeology and Anthropology of Rock Art, 2018, pp. 151–176.
Toleubayev, Abdesh, et al. Image of an eagle in the art of the early nomads. Procedia-Social and
Behavioral Sciences, 122, 2014, pp. 240–244.
Üngör, İbrahim. Orta Asya'dan Anadolu'ya Kayalara Yazilan Türk Kültürü (Dereİçİ Kaya
Resİmlerİ). Selçuk University Journal of Studies in Turcology/Selçuk Üniversitesi Türkiyat
Arastirmalari Dergisi, 2016, pp. 357–370.
Горячев, Александр, и др. Древние петроглифы урочища Тесик. Археология Казахстана, (1),
, с. 15–42.
Ергабылов, Aкбар, және Бибизиа Калшабаева. «Petroglyphs identified in the Kalba region
during archaeological exploration». Научный аспект, 2020, 3(4), с. 330–340.
Кудинова, Мария. «Изображения собак в наскальном искусстве на территории Китая».
Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология,
(10), 2020, c. 23–34.
ЕЖЕЛГІ ПЕТРОГЛИФ ӨНЕРІНІҢ КИІМ ДИЗАЙНЫНДА ҚОЛДАНУ ҮЛГІСІ
References
Amargazieva, Asel, and Nurzhuma Yelesbay. “The plot of witchcraft in the Uzynkungei
petroglyph (South-Eastern Kazakhstan).” Archeology of Kazakhstan, (2), 2023, pp. 148–165.
(In Kazakh)
Antons, David, et al. “Computational literature reviews: Method, algorithms, and
roadmap.” Organizational Research Methods, 26(1), 2023, рр. 107–138.
Bahn, Paul, et al.. Rock art studies: News of the world VI. Rock Art Studies, 2021, pp.
–370.
Bowen, Peng, and Li Hua. Application Exploration of Photoshop Computer Design Software
in Contemporary Art Design. Paper presented at the 2021 7th International Symposium on
Mechatronics and Industrial Informatics (ISMII), 2021, pp. 195.
Ceylan, Alparslan. “Çildir Başköy Kaya Resimleri.” Belgü, (2), 2015, pp. 7–28.
Ceylan, Alparslan, and Taner Aydın. “Elmalı kaya resimleri.” Manas Sosyal Araştırmalar
Dergisi, 10 (1), 2021, pp. 535–556.
Cheng, Wen-Huang, et al. Fashion meets computer vision: A survey. ACM Computing
Surveys (CSUR), 54(4), 2021, pp. 1–41.
Choriyev, Sherzadjon, et al. “The history of archives in Central Asia: Ancient times.” History
of science and technology, 2023, 13(1), pp. 34–51.
Çağdaş, Öznur. İslam öncesi Türk Dönemi Orta Asya kaya resimlerinde kullanılan ana motifler.
Trakya Üniversitesi, Sosyal Bilimler Enstitüsü, 2011, pp 1–185.
Ergabylov, Akbar, and Bibizia Kalshabaeva. “Petroglyphs identified in the Kalba region
during archaeological exploration.” Scientific aspect, 3(4), 2020, pp. 330–340. (In Russian).
Goryachev, Alekasandr, el al. “Ancient petroglyphs of the Tesik tract.” Archeology of
Kazakhstan, (1), 2022, pp. 15–42. (In Russian)
Güler, Hülya. “Anadolu Kaya Resimleri.” İstanbul Aydın Üniversitesi Güzel Sanatlar Fakültesi
Dergisi, 6(11), 2020, pp. 33–42.
Hein, Anke. Tibetan Plateau, Archaeology of. Encyclopedia of global archaeology, 2020, pp.
–10609.
Hopkins, John. Fashion Design: The Complete Guide: Bloomsbury Publishing. 2021, pp.
–152. https://www.bradshawfoundation.com https://www.cotondoux.com
Hume, Robert. Fashion and Textile Design with Photoshop and Illustrator: Professional
Creative Practice: Bloomsbury Publishing. 2020, pp. 312.
Kudinova, Maria. “Images of dogs in rock art in China.” Bulletin of Novosibirsk State
University. Series: History, philology, 2020, 19(10), pp. 23–34. (In Russian).
C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024
ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ
ЕЖЕЛГІ ПЕТРОГЛИФ ӨНЕРІНІҢ КИІМ ДИЗАЙНЫНДА ҚОЛДАНУ ҮЛГІСІ
Kutlu Mehmet. Samashev, Zeinolla. Tarbagatay Petroglifleri, Şimaylı. In. 2020, pp. 262–265.
Leˆ, Jane Kirsten, and Torsten Schmid. “The practice of innovating research methods.”
Organizational Research Methods, 25(2), 2022, pp. 308–336.
Molodin, Vlademir, et al. “The “Kalgutinsky” style in the rock art of Central Asia.”
Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia, 2019, 47(3), pp. 12–26.
C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024
ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ
Novozhenov, Viktor. Central Asian rock art on the silk road. Paper presented at the
International Conference on Silk Road Sustainable Tourism Development and Cultural
Heritage. 2021, pp. 12–26.
Orynbassarova, Saltanat. The meaning and specificity of the kazakh ornament «koshkarmuiz» in
life. Paper presented at the Приоритетные направления развития образования и науки,
Popov, Stepan. “The Importance of Computer Aided Technologies and Brand Promotion in
Dress Design.” Revista Geintec-Gestao Inovacao E Tecnologias, 11(2), 2021, pp 1243-1252.
Rogozhinskii, Aleksey, and Viktor Novozhenov. Central Asia Cultural and Rock Art
Landscapes Frequently Asked Questions In Central Asia Cultural and Rock Art Landscapes,
Samarkand, 2018, pp. 59–72.
Rogozhinskiy, Alexey. Rock art sites in Kazakhstan. Rock Art in Central Asia, A Thematic Study
(Edited by Jean Clottes), Paris, 2011, pp. 9–43.
Rozwadowski, Andrzej. “Rock art of Northern, Central, and Western Asia.” Oxford Handbook
of the Archaeology and Anthropology of Rock Art, 2018, pp. 151–176.
Toleubayev, Abdesh, et al. Image of an eagle in the art of the early nomads. Procedia-Social
and Behavioral Sciences. 122, 2014, pp. 240–244.
Üngör, İbrahim. “Orta Asya’dan Anadolu’ya Kayalara Yazilan Türk Kültürü (Dereİçİ Kaya
Resİmlerİ).” Selçuk University Journal of Studies in Turcology/Selçuk Üniversitesi Türkiyat
Arastirmalari Dergisi, 2016, pp. 357–370.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.