РЕЖИССЕРСКИЕ МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЙ В КАЗАХСКОМ ТЕАТРЕ

Авторы

  • Аскар Акимбек Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Зухра Исламбаева Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i1.850

Аннотация

В научной статье представлен профессиональный анализ спектакля «Кобыланды» из репертуара казахского национального театра драмы имени Мухтара Ауэзова. Авторы статьи проанализировали, как эта пьеса ставилась в областных спектаклях прошлого века. А также анализируют и сравнивают постановки данного спектакля в современное время в театре имени Мухтара Ауэзова режиссерами Яков Штейн, Капаном Бадыровым, Азербайжаном Мамбетовым. Так, например, Нурканат Жакыпбай подчеркивает, что он по новому подходит к постановкам спектаклей, не повторяет прежние традиционные решения, а применяет свои новые взгляды. Авторы статьи всесторонне изучили историю народного эпоса Кобыланды, о его героическом пути, и в своих исследованиях подчеркивают, что режиссер упростил текст пьесы, заменил многие элементы пластикой для того, чтобы современной молодежи было легче воспринимать постановку. Кроме того, проанализировав спектакль, особое внимание авторы обратили на то, что  актерский состав, придавая глубокий смысл монологам-диалогам Мухтара Ауэзова, сумел убедительно раскрыть психотип героев. Например, актеры Галым Оспанов (Кобыланды), Назгул Карабалина (Карлыга), Асел Сайлауова (Коклан), Жанат Тынбаев (Кобыкты), Кайрат Набиолла (Казан), Лаззат Калдыбекова (Куртка) и другие смогли ярко показать проявления доброты и зла, проявления гордыни на пути к власти и карьере свих героев. Для исследователей также было важно как режиссеры, хореографы и художники свои безграничные и бесконечные взгляды смогли рационально использовать на большой сцене применяя современные технические возможности.

Ключевые слова:

драма-дастан, героические произведения, пластические решения, современные технологии, народный эпос, персонажи, идеи

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Аскар Акимбек, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Аскар Акимбек – докторант кафедры «Актерское мастерство и режиссура», Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Зухра Исламбаева, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Зухра Усманбековна Исламбаева – кандидат искусствоведения, профессор кафедры «История и теория театрального искусства», Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Алпысбаева, Қарашаш. «Қарақыпшақ Қобыланды батыр» эпосының сюжеттік

ерекшеліктері (текстологиясы). М.Өтемісов атындағы Батыс Қазақстан Мемлекеттік

университетінің Хабаршысы, № 2. Том 66, 2017.

Байджиев, Мар. Сказание о Манасе. 2-е изд. Бишкек, Фонд «Седеп», 2010.

Buzaubagarova Karlygash, and others. Regarding to the question of poetics of kazakh heroic

epic ScienceDirect. 2nd Global conference on linguistics and foreign language teaching,

LINELT-2014, Dubai – United Arab Emirates, December 11-13, 2014. DOI:10.1016/j.

sbspro.2015.06.114

Жақсылықова, Меруерт. Қазақ кәсіби актерлік өнерінің даму ерекшеліктері:

Зерттеулер, мақалалар. Алматы, «Қаратау КБ» ЖШС, «Дәстүр», 2014.

Жақыпбай, Нұрқанат. «Қобыланды» спектаклін қоямын деп армандаған жоқпын. https://

el.kz/kz/news. 12.04.2019. – 02.02.2024.

Қазақ театрының тарихы. т. 2. Алматы. Ғылым, 1978.

Қобда тарих пен тағылым мекені. Ақтөбе, 2009.

Қуандықов, Қажықұмар. Тұңғыш ұлт театры. Монография. 2-басылым. Алматы, Лантар

Books, 2022.

Құндақбаев, Бағыбек. Мұхтар Әуезов және театр. Алматы: Ғылым, 1997.

Нұрпейіс, Бақыт. Сахна шеберлері: Монография. Алматы, 2018.

Нұрпейіс, Бақыт. Қазақ театр режиссурасының қалыптасуы мен даму кезеңдері (1915-

. Монография. Алматы, «Қаратау КБ» ЖШС, «Дәстүр», 2014.

Paksoy, Hasan. «Chora batir: A tatar admonition to future generations». Studies in Comparative

Communism. University of Southern California. Volume 19, № 314. Autumn-Winter 1986, pp.

-265. https://doi.org/10.1016/0039-3592(86)90024-4

Прозоров, Лев. Волхвы войны. Правда о русских богатырях. 5-е изд. Москва, Эксмо,

Сейфуллин, Сәкен. Көп томдық шығармалар жинағы. Т. 10. Халық ауыз әдебиеті:

Батырлар жыры. Құраст.: Т.Кәкішұлы, К.С.Ахмет. Алматы, Ел-шежіресі, 2009.

Халидуллин, Ғизатулла, Сүндетов, Нұрдәулет. Түркі халықтарындағы тәңіршілдік.

www.blz.by http://www.rusnauka.com. 29.01.2024.

Черкесова, Айна. «Героический эпос «Шора батыр» в музыкальном фольклоре ногайцев»

// Южно-российский музыкальный альманах. № 3. Том 28, 2017.

Шостак, Ирина. Режиссер Мамбетов. Алма-Ата, Өнер, 1989.

Alpysbayeva, Karashash. «Karakypshak Kobylandy batyr» eposynyng suzhettyk erekshelyktery

(textologiasy) [Plot features of the epic «Karakypchak Kobylani Batyr» (textology)] //

M.Otemisov atyndagy Batys Kazakstan Memlekettik universitetining Habarshysy. № 2. Volume

, 2017.

Autumn-Winter 1986, pp. 253-265. https://doi.org/10.1016/0039-3592(86)90024-4

Prozorov, Lev. Volhvi voini. Pravda o russkih bogatiriah [The Magi of War. The truth about

Russian bogatyrs]. 5-e izd. Exmo, 2013.

Baidzhiev, Mar. Skazanie o Manase [The Tale of Manas]. 2-е izd. Bishkek, Fond «Sedep»,

Buzaubagarova, Karlygash, and others. Regarding to the question of poetics of kazakh

heroic epic. ScienceDirect. 2nd Global conference on linguistics and foreign language

teaching, LINELT-2014, Dubai, United Arab Emirates, December 11-13, 2014. DOI:10.1016/j.

sbspro.2015.06.114

Cherkasova, Aina. Geroicheski epos «Shora batyr» v muzikalnom folklore nogaitsev [Heroic

epic «Shora Batyr» in the musical folklore of the Nogai people]. Uzhno-rossiiskii musicalnii

almanah. № 3. Volume 28, 2017.

Halidullin, Gizatulla, Sundetov, Nurdaulet. Turki halyktaryndagy tangirshildik [Divinity in

Turkic peoples]. www.blz.by http://www.rusnauka.com. 29.01.2024.

Kazak teatrynyng tarihy [History of kazakh theater]. Volume 2. Almaty, Gylym, 1978.

Kobda tarih pen tagylym mekeni [Kobda the abode of history and edification]. Aktobe, 2009.

Kuandykov Kazhykumar. Tyngysh ult teatry [First national theater]. Monografia. 2-basylym.

Almaty, Lantar Books, 2022.

Kundakbayev, Bagybek. Muhtar Auezov zhane teatr [Mukhtar Auezov and theater]. Almaty,

Gylym, 1997.

Nurpeis, Bakyt. Sahna sheberlery [Masters of the stage]: Monografia. Almaty, 2018.

Nurpeis, Bakyt. Kazak teatr rezhissurasynyng kalyptasuy men damu kezengdery [Stages of

formation and development of kazakh theater directing] (1915-2005): Monografia. Almaty,

«Karatau KB» ZhShS, «Dastur», 2014.

Paksoy, Hasan. «Chora batir: A tatar admonition to future generations». Studies in Comparative

Communism. University of Southern California. Volume 19, № 314.

Seifullin, Saken. Kop tomdyk shygarmalar zhinagi. Т. 10. Halyk auyzh adebiety: Batyrlar

zhyry [A multi-volume collection of essays. V 10. Folk literature. A song of heroes]. Kurast.:

T.Kakishuly, K.S.Ahmet. Almaty, El-shezhiresi, 2009.

Shostak, Irina. Rezhisser Mambetov [Director Mambetov]. Alma-Ata, Oner, 1989.

Zhaksylykova Meruert. Kazak kasibi akterlik onerining damu erekshelikteri [Peculiarities of

development of kazakh professional acting art]: Zertteuler, makalalar. Almaty, «Karatau KB»

ZhShS, «Dastur», 2014.

Zhakypbai, Nurkanat. Kobylandy spektaklin koiamyn dep armandagan zhokpyn [Never

dreamed I’d be directing a play called «Kobylandy»]. https://el.kz/kz/news. 12.04.2019.

02.2024.

Загрузки


Number of views: 97

Опубликован

2024-03-20

Как цитировать

Аскар Акимбек, и Зухра Исламбаева. «РЕЖИССЕРСКИЕ МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЙ В КАЗАХСКОМ ТЕАТРЕ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 1, 2024 г., с. 280-95, doi:10.47940/cajas.v9i1.850.
Лицензия Creative Commons