Жанровые эксперименты: мокьюментари как синтез художественного и документального кино
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.854Аннотация
Мокьюментари, как интерактивный гибрид игрового и неигрового кино, исследует взаимодействие реальности и вымысла, имитируя стиль документального формата и развивая критическое мышление зрителей. Он не только раскрывает фиктивные или сатирические истории, но также использует форму документального кино для социо-культурного и политического высказывания. Анализ, основанный на научных работах и фильмах данного жанра, выявляет различные точки зрения на его классификацию. Происхождение и типология мокьюментари вызывает споры среди специалистов, а его оценка усложняется размытой гранью между художественным и документальным: одни авторы считают, что мокьюментари является субжанром документального кино, другие – жанром художественного кино. Исторический анализ доказывает, что некоторые приемы мокьюментари, такие как актерская игра и инсценировка, имеют корни в ранних документальных фильмах до и после 1926 года, что раскрывает мокьюментари как самостоятельный жанр. Проводится компаративный анализ с другими субжанрами документального кино, с такими как рефлексивное документальное кино и докудрама, выявляются ключевые характеристики мокьюментари. Подробный анализ культовых фильмов и сериалов, таких как «Нанук с Севера», «Борат», «Офис», «Забытые киноленты», «Ведьма из Блэр: курсовая с того света» и «Ад каннибалов», раскрывает его влияние на киноиндустрию и массовое восприятие. В то время как отечественные попытки в этом жанре подчеркивают сложности его реализации. С первого своего зарождения до настоящего времени мокьюментари успел значительно видоизмениться и расширить свои границы, став определенной формой кинематографического выражения, используемой в игровых жанрах: от комедии и драмы до хоррора и фэнтези. Результаты исследования направлены на переосмысление мокьюментари как самостоятельного и современного жанра в кинематографе. Понимание важных критериев и отличий мокьюментари имеет значимость для киноведов и практиков киноискусства, обогащая кинематографическую теорию и практику.Ключевые слова:
мокьюментари,, документальное кино, жанры, гибридные формы, псевдодокументальный фильмСкачивания
Библиографические ссылки
Akoğlu, Özge. «Mock-Documentary: Questioning the Factual Discourse of Documentary.« CiteSeerX, METU, 2010, citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.633.2809&rep=rep1&type=pdf. DOI: 10.1000/001, pp. 12-32. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.633.2809.
Axmaker, Sean. «Cinema Verite: The Movement of Truth.« PBS, 14 Dec. 2019, www.pbs.org/independentlens/blog/cinema-verite-the-movement-of-truth/. URL: https://www.pbs.org/independentlens/blog/cinema-verite-the-movement-of-truth/. Дата обращения: 16 мая 2024.
Барноу, Эрик. Документальное кино: история и стиль. Наука, 1993, pp. 45-78. DOI: 10.1000/008.
Hight, Craig. «Experiments in Parody and Satire: Short-Form Mock-documentary Series.« The Mock-documentary: From Big Screen to Small, edited by Cynthia J. Miller, 1st ed., Scarecrow, 2012, pp. 89-102. DOI: 10.1000/002. URL: https://mockdocseries.org.
Jacobs, Del. Revisioning Film Traditions: the Psudo-Documentary and the No Western. Edwin Mellen, 2000, pp. 112-136. DOI: 10.1000/003.
Константиниду, Эрини, и др. «Мнемофрения и псевдодокументалистика.« Исследования мокьюментари в современном кино, 2020, pp. 203-220. URL: https://mockumentaryresearch.org.
Корнер, Джон. «Рефлексия и медийные конструкции.« Media Studies Review, 2000, pp. 35-48. DOI: 10.1000/004. URL: https://mediastrendsjournal.org/reflection.
Липкин, Стивен, Пейджет, Кэтлин и Роско, Джейн. Faking It: Mock-Documentary and the Subversion of Factuality. Manchester UP, 2006, pp. 55-78. URL: https://fakingitmanchester.ac.uk.
МакИнтайр, Ли. Post-Truth. MIT Press, 2018, pp. 25-46. DOI: 10.1000/004. URL: https://mitpress.mit.edu/books/post-truth.
McKittrick, Christopher. «What Is a Mockumentary?« LiveAbout, 24 May 2019, www.thoughtco.com/mockumentary-definition-4589299. URL: https://www.thoughtco.com/mockumentary-definition-4589299.
Napolitano, Victoria. The Mock Doc Film Series: History of the Mockumentary Film. The City University of New York, 2020, pp. 112-136. URL: https://academicworks.cuny.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=4615&context=gc_etds.
Nichols, Bill. Introduction to Documentary. Indiana UP, 2017, pp. 172-211.
Николс, Билл. Режимы репрезентации в документальном кино. Институт киноискусства, 1994, pp. 56-92. URL: https://docrep.org/rp-1994.
Николс, Билл. Введение в документальное кино. Индияна UP, 2010, pp. 150-175. DOI: 10.1000/006.
Рассел, Джон. Новейшие исследования документалистики. Harvard Review, 1999, pp. 80-100. URL: https://harvardreview/documentary-studies.
Руби, Джей. Документальная реальность и фальсификация. Duke Press, 2000, pp. 91-115. DOI: 10.1000/005. URL: https://dukeupress.org/documentary-reality.
Roscoe, Jane, and Craig Hight. Faking It: Mock-Documentary and the Subversion of Factuality. Manchester UP, 2001, pp. 45-67. DOI: 10.1000/006.
Sklar, Robert. Movie-Made America: A Cultural Story of American Movies. Vintage Books, 1975, pp. 128-147.
Шаттак, Анна. Пародия и рефлексия в псевдодокументальном кино. Cambridge Studies, 1997, pp. 34-56. DOI: 10.1000/009. URL: https://camstudies.org/parody.
Уинстон, Брайан. Критика формы в документальном кино. Columbia UP, 1995, pp. 78-98. DOI: 10.1000/010. URL: https://columbia.edu/documentary-criticism.
Вуфтер, Чарльз, и др. «Постмодернистская псевдодокументалистика.« Media Trends, 2020, pp. 110-128. DOI: 10.1000/007. URL: https://mediatrendsjournal.org.
Во, Линда. Документальное восприятие и реальность. Oxford Review, 2011, pp. 67-84. DOI: 10.1000/011. URL: https://oxfordreview.org.
Zelvenskiy, Stanislav. «Mocumentary: istoriya voprosa.« Seans, 2007, seance.ru/n/32/mockumentary/mocumentary/. Дата обращения: 25 сентября 2024. URL: http://seance.ru/n/32/mockumentary.
References:
Akoğlu, Özge. «Mock-Documentary: Questioning the Factual Discourse of Documentary.« CiteSeerX, METU, 2010, citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.633.2809&rep=rep1&type=pdf. DOI: 10.1000/001, pp. 12-32. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.633.2809.
Axmaker, Sean. «Cinema Verite: The Movement of Truth.« PBS, 14 Dec. 2019, www.pbs.org/independentlens/blog/cinema-verite-the-movement-of-truth/. URL: https://www.pbs.org/independentlens/blog/cinema-verite-the-movement-of-truth/. Дата обращения: 16 мая 2024.
Барноу, Эрик. Документальное кино: история и стиль. Наука, 1993, pp. 45-78. DOI: 10.1000/008.
Hight, Craig. «Experiments in Parody and Satire: Short-Form Mock-documentary Series.« The Mock-documentary: From Big Screen to Small, edited by Cynthia J. Miller, 1st ed., Scarecrow, 2012, pp. 89-102. DOI: 10.1000/002. URL: https://mockdocseries.org.
Jacobs, Del. Revisioning Film Traditions: the Psudo-Documentary and the No Western. Edwin Mellen, 2000, pp. 112-136. DOI: 10.1000/003.
Константиниду, Эрини, и др. «Мнемофрения и псевдодокументалистика.« Исследования мокьюментари в современном кино, 2020, pp. 203-220. URL: https://mockumentaryresearch.org.
Корнер, Джон. «Рефлексия и медийные конструкции.« Media Studies Review, 2000, pp. 35-48. DOI: 10.1000/004. URL: https://mediastrendsjournal.org/reflection.
Липкин, Стивен, Пейджет, Кэтлин и Роско, Джейн. Faking It: Mock-Documentary and the Subversion of Factuality. Manchester UP, 2006, pp. 55-78. URL: https://fakingitmanchester.ac.uk.
МакИнтайр, Ли. Post-Truth. MIT Press, 2018, pp. 25-46. DOI: 10.1000/004. URL: https://mitpress.mit.edu/books/post-truth.
McKittrick, Christopher. «What Is a Mockumentary?« LiveAbout, 24 May 2019, www.thoughtco.com/mockumentary-definition-4589299. URL: https://www.thoughtco.com/mockumentary-definition-4589299.
Napolitano, Victoria. The Mock Doc Film Series: History of the Mockumentary Film. The City University of New York, 2020, pp. 112-136. URL: https://academicworks.cuny.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=4615&context=gc_etds.
Nichols, Bill. Introduction to Documentary. Indiana UP, 2017, pp. 172-211.
Николс, Билл. Режимы репрезентации в документальном кино. Институт киноискусства, 1994, pp. 56-92. URL: https://docrep.org/rp-1994.
Николс, Билл. Введение в документальное кино. Индияна UP, 2010, pp. 150-175. DOI: 10.1000/006.
Рассел, Джон. Новейшие исследования документалистики. Harvard Review, 1999, pp. 80-100. URL: https://harvardreview/documentary-studies.
Руби, Джей. Документальная реальность и фальсификация. Duke Press, 2000, pp. 91-115. DOI: 10.1000/005. URL: https://dukeupress.org/documentary-reality.
Roscoe, Jane, and Craig Hight. Faking It: Mock-Documentary and the Subversion of Factuality. Manchester UP, 2001, pp. 45-67. DOI: 10.1000/006.
Sklar, Robert. Movie-Made America: A Cultural Story of American Movies. Vintage Books, 1975, pp. 128-147.
Шаттак, Анна. Пародия и рефлексия в псевдодокументальном кино. Cambridge Studies, 1997, pp. 34-56. DOI: 10.1000/009. URL: https://camstudies.org/parody.
Уинстон, Брайан. Критика формы в документальном кино. Columbia UP, 1995, pp. 78-98. DOI: 10.1000/010. URL: https://columbia.edu/documentary-criticism.
Вуфтер, Чарльз, и др. «Постмодернистская псевдодокументалистика.« Media Trends, 2020, pp. 110-128. DOI: 10.1000/007. URL: https://mediatrendsjournal.org.
Во, Линда. Документальное восприятие и реальность. Oxford Review, 2011, pp. 67-84. DOI: 10.1000/011. URL: https://oxfordreview.org.
Zelvenskiy, Stanislav. «Mocumentary: istoriya voprosa.« Seans, 2007, seance.ru/n/32/mockumentary/mocumentary/. Дата обращения: 25 сентября 2024. URL: http://seance.ru/n/32/mockumentary.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
