ПЕДАГОГИКА ДУЭТНО-КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В КАЗАХСТАНСКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЕ XX ВЕКА (на примере Алматинского хореографического училища имени Александра Селезнёва)

Авторы

  • Дмитрий Сушков Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i4.873

Аннотация

Целью исследования является рассмотрение и изучение основных процессов становления и формирования дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе профессиональной подготовки артистов балета в Казахстане, на примере Алматинского хореографического училища имени Александра Селезнёва. Актуальность и научная новизна работы заключается в изучении вопроса по теме становления и формирования дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе профессиональной подготовки артистов балета в Казахстане до этого момента не проводилось. В ходе исследования были использованы искусствоведческий, культурологический и биографический методы исследования. Впервые представлены данные о ключевых моментах формирования и становления дисциплины дуэтно-классического танца на протяжении XX века, основанные на опыте педагогов по дуэтно-классическому танцу Петербурга, Ленинграда и Алматы. Приведённое исследование содержит в себе оригинальный материал по истории развития дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе средне-специального хореографического образования в Казахстане, обладает существенной практической значимостью и дальнейшими научными перспективами проведения исследований по данному вопросу, в контексте изучения отечественной балетной педагогики.   

Ключевые слова:

дуэтно-классический танец, казахстанская балетная школа, хореографическое образование, хореографическое училище, поддержка, педагогика хореографии, Александр Селезнёв

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дмитрий Сушков, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

заслуженный деятель Республики Казахстан, Aссоцированный профессор, профессор кафедры «Балетмейстерское искусство» факультета «Хореография», Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Қазақстан хореографиясының Алтын бесiгi. Училище тарихы. Бас редактор Калиева А. Ж. Алматы, «Литера», 2016.

Сушков, Дмитрий. «Дуэтно-классический танец: первоначальные этапы формирования дисциплины». Танец в диалоге культур и традиций: XIV Межвузовская научно-практическая конференция, 21 февраля 2024, Санкт-Петербург: СПБГУП, 2024, с. 21–24.

Николаева, Людмила. История балетной педагогики Казахстана. Учебное пособие. Алматы, «Полиграфия-сервис К°», 2012.

Астафьев, Игорь. Наш дядя Саша. Архив музея АХУ имени Александра Селезнёва, Алматы.

Жуйкова, Людмила и др. Наш Александр Селезнёв. СПб., Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2017.

Сушков, Дмитрий. «Из истории педагогики дуэтно-классического танца в Казахстане: Леонид Михайлович Таганов». Сборник междун. научно-практ. конференции «Режиссура и педагогика хореографического искусства: традиции и инновации», посвящённой памяти народного артиста КазССР Б. Аюханова, Алматы, 2023.

Алишева, Алила. Учить и учиться. Степь, очарованная танцем…: Эссе и очерки. Сост. Д. Накипов. Алматы, СаГа, 2011.

Дуэтно-классический танец. Типовая учебная программа по циклу специальных дисциплин специальности 0408000 – «Хореографическое искусство». Авт. Сост. Медведев А. Н. Алматы, АХУ им. А. Селезнёва, 2018.

Танец. Поиск. Достижения: 20 лет факультету «Хореография». Алматы, КазНАИ им. Т. Жургенова, 2014.

References

Қazaқstan horeografiyasyn Altyn besigi: Uchilishche tarihy [Golden Cradle of choreography in Kazakhstan: history of the school.] Editor Kalieva A. Zh. Almaty, “Litera”, 2016. (In Kazakh)

Sushkov, Dmitry. “Duetno-klassicheskij tanec: pervonachal'nye etapy formirovaniya discipliny” [“Duo-classical dance: initial stages in the formation of the discipline.”] Dance in the Dialogue of Cultures and Traditions: XIV Interuniversity Scientific and Practical Conference, February 21, 2024.]. St. Petersburg, SPBGUP, 2024, р. 21–24. (In Russian)

Nikolaeva, Ludmila. Istoriya baletnoj pedagogiki Kazahstana [History of ballet pedagogy in Kazakhstan.] Training manual, Almaty, “Poligrafiya-servis K°”., 2012. (In Russian)

Astafiev, Igor. Nash dyadya Sasha [Our Uncle Sasha.] Archive of the museum of Alma-Ata choreographic school named after Alexander Seleznyov, Almaty (In Russian)

Zhuikova, Ludmila, et al. Nash Aleksandr Seleznyov [Our Alexander Seleznyov]. St. Petersburg, Lan Publishing House; PLANETA MUSIC Publishing House, 2017. (In Russian)

Sushkov, Dmitry. “Iz istorii pedagogiki duetno-klassicheskogo tanca v Kazahstane: Leonid Mihajlovich Taganov” [“From the History of Duet Classical Dance Pedagogy in Kazakhstan: Leonid Mikhailovich Taganov”.] Collection of materials of the international scientific-practical conference Directing and pedagogy of choreographic art: traditions and innovations”, dedicated to the memory of the People's Artist of the KazSSR B. Ayukhanov. November 27, 2023.] Almaty, 2023. (In Russian)

Alisheva, Alila. Uchit' i uchit'sya. Step', ocharovannaya tancem…: Esse i ocherki [“Teaching and Learning. Steppe, enchanted by the dance...: Essays and sketches.] Compiled by. D. Nakipov. Almaty, SaGa, 2011, р. 153–157. (In Russian)

Duetno-klassicheskij tanec. Tipovaya uchebnaya programma po ciklu special'nyh disciplin special'nosti 0408000 – «Horeograficheskoe iskusstvo» [Duet-classical dance. Model curriculum for the cycle of special disciplines of specialty 0408000 - “Choreographic Art”.] Author. Medvedev A.N., Almaty, A. Seleznyov Choreographic School, 2018. (In Russian)

Tanec. Poisk. Dostizheniya: 20 let fakul'tetu «Horeografiya» [Dance. Finding. Achievements: 20 years of “Choreography” faculty.] Almaty, T. Zhurgenov KazNAА, 2014. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 40

Опубликован

2024-12-20

Как цитировать

Дмитрий Сушков. «ПЕДАГОГИКА ДУЭТНО-КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В КАЗАХСТАНСКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЕ XX ВЕКА (на примере Алматинского хореографического училища имени Александра Селезнёва)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 4, 2024 г., с. 323-38, doi:10.47940/cajas.v9i4.873.
Лицензия Creative Commons