МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЮЯ СУГУРА «КЕРТОЛГАУ» В ИСПОЛНЕНИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i3.875Аннотация
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является изучение музыкального стиля кюйши Сугура Алиулы, в контексте Каратауской исполнительской школы. Изучена композиционная форма, тематики, метро-ритмические и ладово-интонационные, т. е. музыкально-стилистические особенности кюя «Кертолгау» Сугура, что представляеются нам наиболее важнымы для понимания специфики стиля народного кюйши. Изучение «Кертолгау» Сугура, связано с актуальной проблемой максимального сохранения народного наследия и пропаганды традиционного искусства. Домбровое искусство Южного Казахстана представляет собой классическое наследие инструментальной культуры и сегодня является востребованнымдля домбристов. Основной целью нашей статьи является музыкально-стилистический анализ кюя «Кертолғау» как кюй Сугура в стиле шертпе. В статье использован наиболее перспективный системно-этнофонический метод исследования народной инструментальной традиционной музыки, сформулированный Игорем Мациевским (Мациевским) в органо. логии. Системно- этнофонический метод предполагает изучение всех компонентов традиционного инструментального искусства синхронно и взаимосвязанно: инструментарии, исполнительства и музыки. Он также направлен на активный анализ данных народной теории и эстетики музыки. Мы постарались раскрыть музыкальную форму на основе народных музыкальных терминов и понятий, чтобы максимально адекватно показать стилистические особенности мастера кюйши. В ходе исследования мы сосредоточились на раскрытии других теоретических вопросов искусства кюя, в частности, музыкально-стилевых вопросов в домбровом искусстве и их типологической сравнительной системы. При анализе кюя «Кертолгау» авторы использовали следующие дополнительные методы, позволяющие полностью изучить и систематизировать его с музыкально-стилистической точки зрения. Мы считаем важным сравнительный подход, основанный на методологии историко-философского познания, поскольку исполнительское мастерство последователей Сугура и пропаганда его творчества позволяют показать особенности времени и пространства. При этом были использованы некоторые теории музыки, подобная параллель в музыке, объективно-аналитический анализ, комплексный подход, что они позволяют раскрыть особенности творчества Сугура.Ключевые слова:
«Кертолгау», семантика, традиция шертпе, композиционная форма, модальная опора, варианты, интерпретация последователейСкачивания
Библиографические ссылки
Раушан Алсаитова, и Нартай Бекмолдинов. «Творчество Сугура Алиулы: особенности
музыкального стиля». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 117–32,
doi:10.47940/cajas.v8i4.789.
Әлімқұлов, Такен. Кертолғау. Алматы, Өнер. 1988.
Балжан Джунусова, и Сауле Утегалиева. «Казахский прима-кобыз – вчера, сегодня,
завтра». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 59–74, doi:10.47940/cajas.
v8i4.742.
Бекенов, Уәли. Шертпе күй шеберлері. Алматы, Жалын, 1977.
Каракулов, Болат. «Перспективы развития музыкальной тюркологии в Казахстане».
Музыка тюркских народов, материалы I Международного симпозиума. Алматы, Дайк
Пресс, 1994, с.161–165.
Кузембай, Сара. Казахская музыка: национальная идея «Мәңгілік Ел». Алматы, Ғылым
Ордасы, 2017.
Саямов, Михаил. «О применении точных методов в музыкознании» Точные методы
и музыкальное искусство (Материалы к симпозиуму). Ростов-на-Дону, Ростов, 1972. с.
–223.
Utegalieva, Saule, et al. «The methods of teaching the spiritual songs in the traditional
culture of the tatars of the Volgo-Ural region». Revista Universidad y Sociedad, (2020),
November 12 (6), 78-81. ISSN: 2218–3620
Utegalieva, Saule, et al. «Keeping Ethnomusical Traditions of Tatar-Chats in Modern
Conditions». Revista San Gregorio, 2018, No. 27. Special edition, December, pp. 14–21.
Утегалиева, Сауле. Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика
(на материале инструментальных традиций Центральной Азии). Москва, Композитор,
Зелинский, Роман. «Об интонационной природе микроформ в башкирском
инструментальном мелосе». Музыкальная академия, Москва, 2005, №4, с. 143–146.
C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024
ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ
СҮГІРДІҢ «КЕРТОЛҒАУ» КҮЙІНІҢ ІЗБАСАРЛАРЫ ОРЫНДАУЫНДАҒЫ МУЗЫКАЛЫҚ-СТИЛЬДІК
ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ
References
Raushan Alsaitova, i Nartay Bekmoldinov. «Tvorchestvo Sugura Aliuly: osobennosti
muzykalnogo stilya» [«Creativity of Sugur Aliuly: features of the musical style»]. Central
Asian Journal of Art Studies, t. 8, № 4, 2024 g., s. 117–32, doi:10.47940/cajas.v8i4.789. (In
Russian)
Әlіmқұlov, Taken. Kertolgau [Kertolgau]. Almaty, Өner. 1988. (In Kazakh)
C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024
ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ
Balzhan Dzhunusova, i Saule Utegaliyeva. «Kazakhskiy prima-kobyz – vchera, segodnya,
zavtrA» [«Kazakh prima kobyz – yesterday, today, tomorrow»]. Central Asian Journal of Art
Studies, t. 8, № 4, 2024 g., s. 59-74, doi:10.47940/cajas.v8i4.742. (In Russian)
Bekenov, Uәli. Shertpe kүy sheberlerі [The Kuya Masters]. Almaty, Zhalyn, 1977. (In Kazakh)
Karakulov, Bolat. «Perspektivy razvitiya muzykalnoy tyurkologii v KazakhstanE»
[«Prospects for the development of musical Turkology in Kazakhstan»]. Muzyka tyurkskikh
narodov, materialy I Mezhdunarodnogo simpoziuma. Almaty, Dayk-Press, 1994, s.161–165.
(In Russian)
Kuzembay, Sara. Kazakhskaya muzyka: natsionalnaya ideya «Mәңgіlіk YeL» [«Kazakh
music: the national idea of «Eternal Country»]. Almaty, Ғylym Ordasy, 2017. (In Russian)
Sayamov, Mikhayl. «O primenenii tochnykh metodov v muzykoznaniI» [«On the application
of precise methods in musicology»]. Tochnyye metody i muzykalnoye iskusstvo (Materialy
k simpoziumu). Rostov-na-Donu, Rostov, 1972. pp. 222–223. (In Russian)
Utegalieva, Saule, et al. «The methods of teaching the spiritual songs in the traditional
culture of the tatars of the Volgo-Ural region» [«The methods of teaching the spiritual
songs in the traditional culture of the tatars of the Volgo-Ural region»]. Revista Universidad
y Sociedad, 2020, November 12 (6), pp. 78–81.
Utegalieva, Saule, et al. «Keeping Ethnomusical Traditions of Tatar-Chats in Modern
Conditions». Revista San Gregorio, 2018, No. 27. Special edition, December. 14-21 pp.
Utegaliyeva, Saule. Zvukovoy mir muzyki tyurkskikh narodov: teoriya, istoriya, praktika (na
materiale instrumentalnykh traditsiy Tsentralnoy Azii) [The sound world of music of the
Turkic peoples: theory, history, practice (based on the material of instrumental traditions
of Central Asia)]. Moskva, Kompozitor, 2013. (In Russian)
Zelinskiy, Roman. «Ob intonatsionnoy prirode mikroform v bashkirskom instrumentalnom
melose» [«On the intonational nature of microforms in Bashkir instrumental melos»].
Muzykalnaya akademiya, Moskva, 2005, №4, pp. 143–146. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.