МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЮЯ СУГУРА «КЕРТОЛГАУ» В ИСПОЛНЕНИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Авторы

  • Раушан Алсаитова КазНАИ имени Темирбек Жургенова

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i3.875

Аннотация

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является изучение музыкального стиля кюйши Сугура Алиулы, в контексте Каратауской исполнительской школы. Изучена композиционная форма, тематики, метро-ритмические и ладово-интонационные, т. е. музыкально-стилистические особенности кюя «Кертолгау» Сугура, что представляеются нам наиболее важнымы для понимания специфики стиля народного кюйши. Изучение «Кертолгау» Сугура, связано с актуальной проблемой максимального сохранения народного наследия и пропаганды традиционного искусства. Домбровое искусство Южного Казахстана представляет собой классическое наследие инструментальной культуры и сегодня является востребованным для домбристов. Основной целью нашей статьи является музыкально-стилистический анализ кюя «Кертолғау» как кюй Сугура в стиле шертпе. В статье использован наиболее перспективный систематически-этнофонический метод исследования народной инструментальной традиционной музыки, сформулированный Игорем Мациевским (Мациевским) в органологии. Системно-этнофонический метод предполагает изучение всех компонентов традиционного инструментального искусства синхронно и взаимосвязанно: инструментовки, исполнительства и музыки. Он также направлен на активный анализ данных народной теории и эстетики музыки. Мы постарались раскрыть музыкальную форму на основе народных музыкальных терминов и понятий, чтобы максимально адекватно показать стилистические особенности мастера кюйши. В ходе исследования мы сосредоточились на раскрытии других теоретических вопросов искусства кюя, в частности, музыкально-стилевых вопросов в домбровом искусстве и их типологической сравнительной системы. При анализе кюя «Кертолгау» авторы использовали следующие дополнительные методы, позволяющие полностью изучить и систематизировать его с музыкально-стилистической точки зрения. Мы считаем важным сравнительный подход, основанный на методологии историко-философского познания, поскольку исполнительское мастерство последователей Сугура и пропаганда его творчества позволяют показать особенности времени и пространства. При этом были использованы некоторые теории музыки, подобная параллель в музыке, объективно-аналитический анализ, комплексный подход, что они позволяют раскрыть особенности творчества Сугура.

Ключевые слова:

«Кертолгау», семантика, традиция шертпе, композиционная форма, модальная опора, варианты, интерпретация последователей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Раушан Алсаитова, и Нартай Бекмолдинов. «Творчество Сугура Алиулы: особенности

музыкального стиля». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 117–32,

doi:10.47940/cajas.v8i4.789.

Әлімқұлов, Такен. Кертолғау. Алматы, Өнер. 1988.

Балжан Джунусова, и Сауле Утегалиева. «Казахский прима-кобыз – вчера, сегодня,

завтра». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 59–74, doi:10.47940/cajas.

v8i4.742.

Бекенов, Уәли. Шертпе күй шеберлері. Алматы, Жалын, 1977.

Каракулов, Болат. «Перспективы развития музыкальной тюркологии в Казахстане».

Музыка тюркских народов, материалы I Международного симпозиума. Алматы, Дайк

Пресс, 1994, с.161–165.

Кузембай, Сара. Казахская музыка: национальная идея «Мәңгілік Ел». Алматы, Ғылым

Ордасы, 2017.

Саямов, Михаил. «О применении точных методов в музыкознании» Точные методы

и музыкальное искусство (Материалы к симпозиуму). Ростов-на-Дону, Ростов, 1972. с.

–223.

Utegalieva, Saule, et al. «The methods of teaching the spiritual songs in the traditional

culture of the tatars of the Volgo-Ural region». Revista Universidad y Sociedad, (2020),

November 12 (6), 78-81. ISSN: 2218–3620

Utegalieva, Saule, et al. «Keeping Ethnomusical Traditions of Tatar-Chats in Modern

Conditions». Revista San Gregorio, 2018, No. 27. Special edition, December, pp. 14–21.

Утегалиева, Сауле. Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика

(на материале инструментальных традиций Центральной Азии). Москва, Композитор,

Зелинский, Роман. «Об интонационной природе микроформ в башкирском

инструментальном мелосе». Музыкальная академия, Москва, 2005, №4, с. 143–146.

C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024

ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ

СҮГІРДІҢ «КЕРТОЛҒАУ» КҮЙІНІҢ ІЗБАСАРЛАРЫ ОРЫНДАУЫНДАҒЫ МУЗЫКАЛЫҚ-СТИЛЬДІК

ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ

References

Raushan Alsaitova, i Nartay Bekmoldinov. «Tvorchestvo Sugura Aliuly: osobennosti

muzykalnogo stilya» [«Creativity of Sugur Aliuly: features of the musical style»]. Central

Asian Journal of Art Studies, t. 8, № 4, 2024 g., s. 117–32, doi:10.47940/cajas.v8i4.789. (In

Russian)

Әlіmқұlov, Taken. Kertolgau [Kertolgau]. Almaty, Өner. 1988. (In Kazakh)

C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024

ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ

Balzhan Dzhunusova, i Saule Utegaliyeva. «Kazakhskiy prima-kobyz – vchera, segodnya,

zavtrA» [«Kazakh prima kobyz – yesterday, today, tomorrow»]. Central Asian Journal of Art

Studies, t. 8, № 4, 2024 g., s. 59-74, doi:10.47940/cajas.v8i4.742. (In Russian)

Bekenov, Uәli. Shertpe kүy sheberlerі [The Kuya Masters]. Almaty, Zhalyn, 1977. (In Kazakh)

Karakulov, Bolat. «Perspektivy razvitiya muzykalnoy tyurkologii v KazakhstanE»

[«Prospects for the development of musical Turkology in Kazakhstan»]. Muzyka tyurkskikh

narodov, materialy I Mezhdunarodnogo simpoziuma. Almaty, Dayk-Press, 1994, s.161–165.

(In Russian)

Kuzembay, Sara. Kazakhskaya muzyka: natsionalnaya ideya «Mәңgіlіk YeL» [«Kazakh

music: the national idea of «Eternal Country»]. Almaty, Ғylym Ordasy, 2017. (In Russian)

Sayamov, Mikhayl. «O primenenii tochnykh metodov v muzykoznaniI» [«On the application

of precise methods in musicology»]. Tochnyye metody i muzykalnoye iskusstvo (Materialy

k simpoziumu). Rostov-na-Donu, Rostov, 1972. pp. 222–223. (In Russian)

Utegalieva, Saule, et al. «The methods of teaching the spiritual songs in the traditional

culture of the tatars of the Volgo-Ural region» [«The methods of teaching the spiritual

songs in the traditional culture of the tatars of the Volgo-Ural region»]. Revista Universidad

y Sociedad, 2020, November 12 (6), pp. 78–81.

Utegalieva, Saule, et al. «Keeping Ethnomusical Traditions of Tatar-Chats in Modern

Conditions». Revista San Gregorio, 2018, No. 27. Special edition, December. 14-21 pp.

Utegaliyeva, Saule. Zvukovoy mir muzyki tyurkskikh narodov: teoriya, istoriya, praktika (na

materiale instrumentalnykh traditsiy Tsentralnoy Azii) [The sound world of music of the

Turkic peoples: theory, history, practice (based on the material of instrumental traditions

of Central Asia)]. Moskva, Kompozitor, 2013. (In Russian)

Zelinskiy, Roman. «Ob intonatsionnoy prirode mikroform v bashkirskom instrumentalnom

melose» [«On the intonational nature of microforms in Bashkir instrumental melos»].

Muzykalnaya akademiya, Moskva, 2005, №4, pp. 143–146. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 8

Опубликован

2024-09-20

Как цитировать

Раушан Алсаитова. «МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЮЯ СУГУРА „КЕРТОЛГАУ“ В ИСПОЛНЕНИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 3, 2024 г., с. 161-77, doi:10.47940/cajas.v9i3.875.
Лицензия Creative Commons