МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЮЯ СУГУРА «КЕРТОЛГАУ» В ИСПОЛНЕНИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Авторы

  • Раушан Алсаитова КазНАИ имени Темирбек Жургенова
  • Нартай Бекмолдинов Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i3.875

Аннотация

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является изучение музыкального стиля кюйши Сугура Алиулы, в контексте Каратауской исполнительской школы. Изучена композиционная форма, тематики, метро-ритмические и ладово-интонационные, т. е. музыкально-стилистические особенности кюя «Кертолгау» Сугура, что представляеются нам наиболее важнымы для понимания специфики стиля народного кюйши. Изучение «Кертолгау» Сугура, связано с актуальной проблемой максимального сохранения народного наследия и пропаганды традиционного искусства. Домбровое искусство Южного Казахстана представляет собой классическое наследие инструментальной культуры и сегодня является востребованнымдля домбристов. Основной целью нашей статьи является музыкально-стилистический анализ кюя «Кертолғау» как кюй Сугура в стиле шертпе. В статье использован наиболее перспективный системно-этнофонический метод исследования народной инструментальной традиционной музыки, сформулированный Игорем Мациевским (Мациевским) в органо. логии. Системно- этнофонический метод предполагает изучение всех компонентов традиционного инструментального искусства синхронно и взаимосвязанно: инструментарии, исполнительства и музыки. Он также направлен на активный анализ данных народной теории и эстетики музыки. Мы постарались раскрыть музыкальную форму на основе народных музыкальных терминов и понятий, чтобы максимально адекватно показать стилистические особенности мастера кюйши. В ходе исследования мы сосредоточились на раскрытии других теоретических вопросов искусства кюя, в частности, музыкально-стилевых вопросов в домбровом искусстве и их типологической сравнительной системы. При анализе кюя «Кертолгау» авторы использовали следующие дополнительные методы, позволяющие полностью изучить и систематизировать его с музыкально-стилистической точки зрения. Мы считаем важным сравнительный подход, основанный на методологии историко-философского познания, поскольку исполнительское мастерство последователей Сугура и пропаганда его творчества позволяют показать особенности времени и пространства. При этом были использованы некоторые теории музыки, подобная параллель в музыке, объективно-аналитический анализ, комплексный подход, что они позволяют раскрыть особенности творчества Сугура. 

Ключевые слова:

«Кертолгау», семантика, традиция шертпе, композиционная форма, модальная опора, варианты, интерпретация последователей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Нартай Бекмолдинов, Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

доктор философии PhD, старший преподаватель кафедры Традиционного музыкального искусства. Казахская национальная академия искусств имени Темирбек Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Раушан Алсаитова, и Нартай Бекмолдинов. «Творчество Сугура Алиулы: особенности

музыкального стиля». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 117–32,

doi:10.47940/cajas.v8i4.789.

Әлімқұлов, Такен. Кертолғау. Алматы, Өнер. 1988.

Балжан Джунусова, и Сауле Утегалиева. «Казахский прима-кобыз – вчера, сегодня,

завтра». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 4, 2024 г., с. 59–74, doi:10.47940/cajas.

v8i4.742.

Бекенов, Уәли. Шертпе күй шеберлері. Алматы, Жалын, 1977.

Каракулов, Болат. «Перспективы развития музыкальной тюркологии в Казахстане».

Музыка тюркских народов, материалы I Международного симпозиума. Алматы, Дайк

Пресс, 1994, с.161–165.

Кузембай, Сара. Казахская музыка: национальная идея «Мәңгілік Ел». Алматы, Ғылым

Ордасы, 2017.

Саямов, Михаил. «О применении точных методов в музыкознании» Точные методы

и музыкальное искусство (Материалы к симпозиуму). Ростов-на-Дону, Ростов, 1972. с.

–223.

Utegalieva, Saule, et al. «The methods of teaching the spiritual songs in the traditional

culture of the tatars of the Volgo-Ural region». Revista Universidad y Sociedad, (2020),

November 12 (6), 78-81. ISSN: 2218–3620

Utegalieva, Saule, et al. «Keeping Ethnomusical Traditions of Tatar-Chats in Modern

Conditions». Revista San Gregorio, 2018, No. 27. Special edition, December, pp. 14–21.

Утегалиева, Сауле. Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика

(на материале инструментальных традиций Центральной Азии). Москва, Композитор,

Зелинский, Роман. «Об интонационной природе микроформ в башкирском

инструментальном мелосе». Музыкальная академия, Москва, 2005, №4, с. 143–146.

C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024

ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ

СҮГІРДІҢ «КЕРТОЛҒАУ» КҮЙІНІҢ ІЗБАСАРЛАРЫ ОРЫНДАУЫНДАҒЫ МУЗЫКАЛЫҚ-СТИЛЬДІК

ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ

References

Raushan Alsaitova, i Nartay Bekmoldinov. «Tvorchestvo Sugura Aliuly: osobennosti

muzykalnogo stilya» [«Creativity of Sugur Aliuly: features of the musical style»]. Central

Asian Journal of Art Studies, t. 8, № 4, 2024 g., s. 117–32, doi:10.47940/cajas.v8i4.789. (In

Russian)

Әlіmқұlov, Taken. Kertolgau [Kertolgau]. Almaty, Өner. 1988. (In Kazakh)

C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024

ОРТАЛЫҚ АЗИЯ ӨНЕРІНІҢ ПӘНАРАЛЫҚ ЗЕРТТЕУЛЕРІ

Balzhan Dzhunusova, i Saule Utegaliyeva. «Kazakhskiy prima-kobyz – vchera, segodnya,

zavtrA» [«Kazakh prima kobyz – yesterday, today, tomorrow»]. Central Asian Journal of Art

Studies, t. 8, № 4, 2024 g., s. 59-74, doi:10.47940/cajas.v8i4.742. (In Russian)

Bekenov, Uәli. Shertpe kүy sheberlerі [The Kuya Masters]. Almaty, Zhalyn, 1977. (In Kazakh)

Karakulov, Bolat. «Perspektivy razvitiya muzykalnoy tyurkologii v KazakhstanE»

[«Prospects for the development of musical Turkology in Kazakhstan»]. Muzyka tyurkskikh

narodov, materialy I Mezhdunarodnogo simpoziuma. Almaty, Dayk-Press, 1994, s.161–165.

(In Russian)

Kuzembay, Sara. Kazakhskaya muzyka: natsionalnaya ideya «Mәңgіlіk YeL» [«Kazakh

music: the national idea of «Eternal Country»]. Almaty, Ғylym Ordasy, 2017. (In Russian)

Sayamov, Mikhayl. «O primenenii tochnykh metodov v muzykoznaniI» [«On the application

of precise methods in musicology»]. Tochnyye metody i muzykalnoye iskusstvo (Materialy

k simpoziumu). Rostov-na-Donu, Rostov, 1972. pp. 222–223. (In Russian)

Utegalieva, Saule, et al. «The methods of teaching the spiritual songs in the traditional

culture of the tatars of the Volgo-Ural region» [«The methods of teaching the spiritual

songs in the traditional culture of the tatars of the Volgo-Ural region»]. Revista Universidad

y Sociedad, 2020, November 12 (6), pp. 78–81.

Utegalieva, Saule, et al. «Keeping Ethnomusical Traditions of Tatar-Chats in Modern

Conditions». Revista San Gregorio, 2018, No. 27. Special edition, December. 14-21 pp.

Utegaliyeva, Saule. Zvukovoy mir muzyki tyurkskikh narodov: teoriya, istoriya, praktika (na

materiale instrumentalnykh traditsiy Tsentralnoy Azii) [The sound world of music of the

Turkic peoples: theory, history, practice (based on the material of instrumental traditions

of Central Asia)]. Moskva, Kompozitor, 2013. (In Russian)

Zelinskiy, Roman. «Ob intonatsionnoy prirode mikroform v bashkirskom instrumentalnom

melose» [«On the intonational nature of microforms in Bashkir instrumental melos»].

Muzykalnaya akademiya, Moskva, 2005, №4, pp. 143–146. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 46

Опубликован

2024-09-20

Как цитировать

Раушан Алсаитова, и Нартай Бекмолдинов. «МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЮЯ СУГУРА „КЕРТОЛГАУ“ В ИСПОЛНЕНИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 3, 2024 г., с. 161-77, doi:10.47940/cajas.v9i3.875.
Лицензия Creative Commons