ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК В РЕПЕРТУАРЕ ТЕАТРА «АСТАНА БАЛЕТ»

Авторы

  • Анипа Кусанова Казахский национальный женский педагогический университет (Алматы, Казахстан).
  • Самал Бәкірова Казахский национальный женский педагогический университет (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.876

Аннотация

Исследование фокусируется на значимости национальных спектаклей театра "Астана Балет" в контексте развития хореографического искусства в Казахстане. Цель исследования заключается в анализе содержания этих постановок и сравнительном исследовании творчества отечественных хореографов. Методы: Для достижения поставленной цели используется метод анализа научных статей и видеозаписей, связанных с историей и развитием Театра "Астана Балет". Кроме того, предполагается изучение и анализ новых интерпретаций национального репертуара театра. Анализ нескольких постановок раскрывает их философское значение и определяет их ценность. Результаты и обсуждение: Исследование выявляет, что творчество молодых хореографов включает в себя рациональные хореографические концепции, уникальные танцевальные движения и современные подходы, которые вновь оживляют казахскую культуру и национальную философию. Оригинальные постановки коллектива театра "Астана Балет" дополняют это движение, придавая новое направление национальному хореографическому искусству и открывая новые перспективы в истории искусства. Результаты исследования подчеркивают значимость национальной культуры и казахского танца в хореографическом искусстве, а также роль театра "Астана Балет" в сохранении и развитии этого искусства. Полученные выводы могут стать основой для дальнейшего развития национальной хореографии и обогащения театрального искусства Казахстана, а также способствовать глубокому пониманию и уважению культурного наследия региона. Исследование подчеркивает не только творческую силу национального хореографического искусства, но и его важную роль в сохранении и продвижении культурных ценностей Казахстана, а также способность творчества объединять и вдохновлять национальные и мировые аудитории. Результаты исследования могут быть полезны международной аудитории, способствуя распространению информации о значении казахского танца и хореографии.

Ключевые слова:

театр «Астана балет», национальная культура, казахский танец, хореография, балетмейстер, театр, философия танца

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Анипа Кусанова , Казахский национальный женский педагогический университет (Алматы, Казахстан).

доктор PhD, старший преподаватель Казахского национального женского педагогического университета (Алматы, Казахстан)

Самал Бәкірова, Казахский национальный женский педагогический университет (Алматы, Казахстан)

доктор PhD, ассоциированный профессор Казахского национального женского педагогического университета (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Tleubayev, Seraly. “Kazakh national culture and ceremonies as a philosophy of ethnic identity” | “La cultura y las ceremonias nacionales de kazajstán como filosofía de identidad étnica.” Opcion, 2019, 35(90-2), рр. 67–85.

«Tengri ýrpagý». Тати, Айгуль..YouTube, Astana TV, 15.11.2019, https://youtu.be/rkucF8xb9AE13. Қарастырылған мерзімі 12 наурыз 2024ж.

Ізім, Тойған. Мемлекеттік Алтынай би ансамблі. Монография. Алматы, «Өнер», 2010.

Саитова, Гульнара, и Мурзагулова, Анель. «Путь творческих исканий. Годы Становления театра «Астана балет». 175 жылдығына арналған Абай мұрасы – əлемдік мəдениет қазынасы атты Халықаралық ғылыми-практикалық конференцияның мақалалар жинағы, Нұр-Сұлтан, Қазақ ұлттық хореографии академиясы, 2019. 112–118 бб.

Жумасеитова, Гульнара и др. "Казахстанский балет в ретроспективе поиска национальной самоидентификации". Керуен, №2, 75-том, 2022, бб. 259–271. DOI: 10.53871/2078-8134.2022.2-22

Алиева, Улькар и др. Книга-альбом Astana-Ballet, Алматы, ТОО «Brand Book», 2019.

Молдахметова, Алима. Режиссёрская интерпретация казахского танца в хореографическом искусстве Казахстана конца ХХ-начала ХХI века. 2020, «КазНАИ им. Т. Жургенова», дис. доктор философии (PhD), Алматы. Дата доступа 20 наурыз 2024ж.

Мусина, Флюра. Полыни горький аромат. Книга-альбом. Алиева У., Мусина Ф., Мягкова Е. (текст). ASTANA-BALLET, Алматы, ТОО «Brand Book», 2019.

Сушков, Дмитрий. Танец. Поиск. Достижения: 20 лет факультету «Хореография». Алматы: Goodprint, 2014.

Уразымбетов, Дамир. Балет «Легенда о Туранге»: стойкость природы или человека? Qazaq Ballet – интернет-журнал о хореографическом искусстве Казахстана. Дата публикации: 22.11.2020. URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/balet-legenda-o-turange-stojkost-prirody-ili-cheloveka/. Дата доступа 16 марта 2024.

Уразымбетов, Дамир. «К вопросу о понятиях пластических кодов «исполнитель» и «сценография»». Материалы международной научно-практической конференции Вопросы искусствоведения ХХ – начала XXI в. Алматы, КазНАИ им. Т. Жургенова, 2016. с. 112–124.

Халықов, Қабыл. Қазіргі заман өнеріндегі адам болмысы. Монография, Алматы, 2009.

Розанова, Ольга. ««Петербургский сезон» казахского балета (Астана)». Хореографическое искусство XXI века: теория, практика и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. 24–2014, Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова, Алматы, 28 ноября 2014, стр.18–23. https://kaznai.kz/wp-content/uploads/2021/09/%D0%A4%D0%A5.-2014-1.pdf Дата доступа 18 марта 2024.

Шакенова, Эльвира. «Художественное освоение мира. В кн. Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством». Алматы, Гылым, 1993.

Қорабай, Серікқазы. Қазақтың сал-серілері. Танымдық жинақ. Алматы, Айғаным баспа үйі, 2017.

References

Tleubayev, Seraly “Kazakh national culture and ceremonies as a philosophy of ethnic identity” | “La cultura y las ceremonias nacionales de kazajstán como filosofía de identidad étnica.” Opcion, 2019, 35(90-2), рр. 67–85.

"Tengri ýrpagý. Tati, Aygul" ["Generation of Tengri. Aygul Tati.] YouTube, uploaded by Astana TV, 15 November, 2019. https://youtu.be/rkucF8xb9AE. Accessed 12 March 2024. (In Kazakh)

Іzіm, Toyғan. Memlekettіk Altynay bi ansamblі [State Altynay Dance Ensemble] Monograf, Almaty, «Өner», 2010. (In Kazakh)

Saitova, Gulnara, and Murzagulova, Anel. «Put' tvorcheskikh iskanij. Gody stanovleniya teatra «Astana Balet»» [“The Path of Creative Search. The Formative Years of the "Astana Ballet" Theater”]. International Scientific and Practical Conference Heritage of Abay - a Treasure of World Culture, dedicated to the 175th anniversary of Abay Kunanbaev, November 21, 2019. Nur-Sultan, Kazakh National akademiya Choreography, 2019, pp. 112–118. (In Russian)

Zhumaseitova, Gulnara, et al. "Kazakhstanskiy balet v retrospektive poiska natsionalnoy samoidentifikatsii" [Kazakh Ballet in Retrospective Search for National Self-Identification]. Keruen, no. 2, 75, 2022, pp. 259–271. DOI: 10.53871/2078-8134.2022.2-22. (In Russian)

Aliyeva, Ulkar, et al. Kniga-albom Astana-Ballet [Astana-Ballet Album Book.]. Almaty, TOO «Brand Book», 2019. (In Russian)

Moldakhmetova, Alima. Rezhisserskaya interpretatsiya kazakhskogo tantsa v khoreograficheskom iskusstve Kazakhstana kontsa ХХ – nachala XXI veka [Director's Interpretation of Kazakh Dance in the Choreographic Art of Kazakhstan at the End of the 20th - Beginning of the 21st Century.] Dissertation Thesis, PhD. Almaty, T. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, 2020. (In Russian)

Musina, Flyura. Polyni gorkiy aromat. Kniga-albom. ASTANA-BALLET [Bitter Aroma of Wormwood. Book–Album. Astana Ballet.] Almaty, TOO "Brand Book", 2019. (In Russian)

Sushkov, Dmitriy. Tanets. Poisk. Dostizheniya: 20 let fakultetu «Khoreografiya» [Dance. Search. Achievements: 20 Years of the Faculty of "Choreography"]. Almaty, Goodprint, 2014. (In Russian)

Urazymbetov, Damir. Balet «Legenda o Turange»: stoykost prirody ili cheloveka? [Ballet "Legend of Turanga": Endurance of Nature or Man?] Qazaq Ballet – internet-journal about Choreography Art of Kazakhstan. URL: https://qazaqballet.kz/main_articles/balet-legenda-o-turange-stojkost-prirody-ili-cheloveka/. Published 22 November, 2020. (In Russian)

Urazymbetov, Damir. «K voprosu o ponyatiyakh plasticheskikh kodov «ispolnitel» i «stsenografiya»» [“On the Concepts of Flexablility Codes "Performer" and "Scenography."] Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Issues of Art Studies of the 20th - Beginning of the 21st Century. Almaty, T. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, 2016, pp. 112–114. (In Russian)

Khalyқov, Қabyl. Қazіrgі zaman өnerіndegі adam bolmysy [Human Nature in Contemporary Art]. Monograf, Almaty, 2009. (In Kazakh)

Rozanova, Olga. «Peterburgskiy sezon» kazakhskogo baleta (Astana) [«Petersburg Season» of Kazakh Ballet (Astana)]. Choreographic Art of the 21st Century: Theory, Practice, and Development Prospects: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 24–28 November 2014, Kazakh National Academy of Arts named after T.K. Zhurgenov, Almaty, 2014, pp. 18–23. https://kaznai.kz/wp-content/uploads/2021/09/%D0%A4%D0%A5.-2014-1.pdf. Accessed 18 March 2024. (In Russian)

Shakenova, Elvira. «Khudozhestvennoye osvoyeniye mira» [Artistic Mastery of the World.] In the Book Nomads. Aesthetics: Understanding the World through Traditional Kazakh Art. Almaty, Gylym, 1993. pp. 264. (In Russian)

Qorabay, Serіkqazy. Qazaqtyn sal-serіlerі [Kazakh Sal-Seri`s]. Cognitive Collection. Almaty, Ayganym Publishing House, 2017. (In Kazakh)

Загрузки


Number of views: 101

Опубликован

2024-06-20

Как цитировать

Анипа Кусанова, и Самал Бәкірова. «ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК В РЕПЕРТУАРЕ ТЕАТРА „АСТАНА БАЛЕТ“». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 2, 2024 г., с. 36-52, doi:10.47940/cajas.v9i2.876.
Лицензия Creative Commons