СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САКРАЛЬНОГО МИРА МУЗЫКИ В РИТУАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ

Авторы

  • Арман Жудебаев Казахская национальная академия искусств имена Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Гульсм Аркабаева Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.878

Аннотация

Требуется исследование и анализ одной из составляющих традиционного культурного наследия казахов – шаманского ритуального обряда, его семантических особенностей. Новизна данной работы заключается в культурологическом и терминологическом осмыслении казахской культуры, исследовании ритуала как кульминационного момента взаимодействия представлений о материальном и нематериальном мирах, о структурирующем, гармонизирующем, миромоделирующем значении музыки в шаманском камлании. Методы. Синкретические обрядовые действия шаманов, включающие, наряду с полиэлементными, достаточное количество сугубо вокально-инструментальных эпизодов, имеют ритуальную значимость. В их реализации вокально-инструментальная импровизация играла важную роль как ингредиент общего ритуального комплекса. Мы рассматриваем ритуальную культуру не только в контексте этнографического и фольклорного, но и музыкального наследия. Впервые нами исследована таинственная, живая, не подающаяся тлению шаманская ритуальная музыка, способная выражать невыразимое, – погружать в природу собственного сознания, медитативность, отрешенность от реального мира. Сопровождая шаманский обряд, музыка занимала центральное место в ритуальной культуре благодаря своей духовной природе. Исследование шаманского ритуала как комплексного явления в рамках исследовательского поля истории и теории культуры, терминологии, позволил рассмотреть процесс эволюции функциональной предназначенности музыки в ритуале, стиль и особенности музыкального языка, сакральную роль звуковой конституции как – мировоззренческую категорию, основанную на религиозно-мифологическом аспекте ментальности, обладающем палитрой семантических значений. Результаты. Композиционная структура, семантическая наполняемость, позволили выявить космогонические функции ритуальных мелодий в процессе восприятия мира, взаимосвязь и сопричастность космических, вселенских сфер с земным бытиём. Ритуальные обряды являются неистощимым источником идейных, жанровых, языковых и стилистических черт традиционной музыкальной культуры. Структурная модель древнейших ритуальных обрядов позволила определить процесс шаманского камлания – как атрибут синкретического искусства, объединяющий не только культовые функции, но и социальные, эстетические, художественные, моральные, этические, семантические ценности.

Ключевые слова:

Шаманский ритуальный обряд, синкретические обрядовые действа, сакральные инструменты, смысловые характеристики терминов, магическая практика шаманов, роль музыки в гармонизации Вселенной и человека

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Арман Жудебаев, Казахская национальная академия искусств имена Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

магистр искусствоведения, ректор Казахской Национальной академии искусств имениТемирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Гульсм Аркабаева , Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

магистр филологии, старший преподаватель кафедры Социально-гуманитарных дисциплин Казахской национальной консерватории имени Курмангазы  (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Аязбекова, Сабина. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. Монография, Издание 2-ое, Астана, 2011.

Басилов, Владимир. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. Москва, Наука, 1992.

Brownley, Kimberly A et al. “Effects of music on physiological and affective responses to graded treadmill exercise in trained and untrained runners.” International journal of psychophysiology : official journal of the International Organization of Psychophysiology vol. 19,3 (1995): 193-201.

DOI: 10.1016/0167-8760(95)00007-f

Валиханов, Чокан. Следы шаманства у киргизов. Собрание сочинений в пяти томах, Алма-Ата, Т.4, 1961, с. 48–71.

Grønbech, Kaare. Komanisches WöRterbuch, TüRkischer Wortindex Zu Codex Cumanicus. E. Munksgaard, 1942.

Дауренбеков Жакау, Тұрсынов Едиге. Қазақ бақсы-балгерлері. – Алматы: Ана тілі, 1993. 223 б.

Divanu Lugat-it-Turk. IV. cilt / Yazan, Besim Atalay. Ankara, Turk Tarih Kurumu Basimevi, 1986.

Добжанская, Оксана. Шаманская музыка самодийских народов в синкретическом единстве обряда: Автореферат. Специальность 17.00.02 – музыкальное искусство, 2008, с. 37.

Eliade, Mircea. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. Princeton, "Princeton University Press", 1972.

Жмуров, Виталий. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., «Джангар», 2012, с. 864.

Жубанов, Кудайберген. О терминологии казахского литературного языка // Исследования по казахскому языку. Алма-Ата, Наука, 1966.

Журмунский, Виктор. Тюркский героический эпос. Л., Наука. Ленинградское отделение, 1995.

Кайдаров, Абдуали. Қазақ тiлi этимологиясынан этюдтер. Алматы, 1978.

Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос. Перевод В.В. Бартольда. Москва, Ленинград, 1962.

Куфтин, Борис. «Календарь и первобытная астрономия киргиз-казахского народа». Этнографическое обозрение. Вып. 3-4, 1916, с. 123–150.

Лобкова, Галина. «Типологические особенности обрядовых форм допесенного интонирования (по материалам поисковых коллекций фольклорно-этнографического центра)». Музыка устной традиции, материалы международной научной конференции памяти А.В. Рудневой. Сб. 27, Москва, 1999. Стр. 183 – 199.

Lévy-Bruhl, Lucien. Le surnaturel et la nature dans la mentalité primitive. Presses universitaires de France, 1963.

DOI: 10.1522/cla.lel.sur

Маргулан, Алькей. Ежелгі мәдениет куәлары. Алматы, Ғылым, 1966.

Мухамбетова, Асия. Казахский кюй как синкретический жанр. Алматы, CAJAS Volume 7. Issue 2. 2022.

DOI: 10.47940/cajas.v7i2.552

Neil, Price. The Archaeology of Shamanism (Ed.) London and New York, Routledge, 2001.

Раимбергенов Абдулхамит, Аманова Сайра. Күй қайнары. Алматы, Өнер, 1990.

Решетникова, Аиза. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этографическм контексте. «Бичик», Якутия, 2005.

Толеубаев Абдеш. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов: (XIX - начало XX в.). Алма-Ата, Ғылым, 1991.

Турсунов, Едыге. Возникновение баксы, акынов, сэри и жырау. Астана: ИКФ Фолиант, 1999.

Хусаинов Кобей. Звукоизобразительность в казахском языке. Алма-Ата, Наука, 1988.

Hoppal, Mihaly. Cosmic Symbolism in Siberian Shamanhood – Shamanhood Symbolism and Epic. Juha Pentikainen, Hanna Saressalo, Chuner M. Taksami (Eds.) Bibliotheca Shamanistica Budapest, Akademiai Kiado, 2001.

Houtsma, Martijn Theodoor. Ein Turkish-arabisch Glossar. Leiden, 1894.

Шумски, Сьюзан. Исследование чакр. Москва, Будущее земли, 2008.

Shuter-Dyson, Rosamund and Gabriel, Сlive. The Psychology of Musical Ability. London, Methuen, 2011.

Fedorova, Natalia. Shamans of Western Siberia. The Archaeology of Shamanism, 2001.

Юдахин, Константин. Киргизско-русский словарь. Москва, Советская энциклопедия, 1965.

References

Ayazbekova, Sabina. Kartina mira etnosa: Korkut-ata i filosofiya muzyki kazakhov. [The picture of the world of the ethnos: Korkut-ata and the philosophy of Kazakh music]. A monograph, 2nd edition, Astana, 2011. (In Russian)

Basilov, Vladimir. Shamanstvo u narodov Sredney Azii i Kazakhstana. [Shamanism among the peoples of Central Asia and Kazakhstan]. Moscow, Nauka, 1992. (In Russian)

Brownley, Kimberly A et al. “Effects of music on physiological and affective responses to graded treadmill exercise in trained and untrained runners.” International journal of psychophysiology : official journal of the International Organization of Psychophysiology vol. 19,3 (1995): 193-201.

DOI: 10.1016/0167-8760(95)00007-f

Valikhanov, Chokan. Sledy shamanstva u kirgizov [Traces of shamanism among the Kyrgyz]. Collected works in five volumes, Alma-Ata, vol. 4, 1961, pp. 48–71. (In Russian)

Grønbech, Kaare. Komanisches WöRterbuch, TüRkischer Wortindex Zu Codex Cumanicus. E. Munksgaard, 1942.

Divanu Lugat-it-Turk [Divanu Lugat-it-Turk]. IV. Volume, Written by Besim Atalay, Ankara, Turkish Historical Society Printing House, 1986. (In Turkish)

Dobzhanskaya, Oksana. Shamanskaya muzyka samodiyskikh narodov v sinkreticheskom edinstve obryada: Avtoreferat [Shamanic Music of the Samoyedic Peoples in the Syncretic Unity of the Ritual: Abstract]. Spetsial'nost' 17.00.02 – muzykal'noe iskusstvo, 2008, p. 37. (In Russian)

Eliade, Mircea. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. Princeton, "Princeton University Press", 1972.

Zhmurov, Vitaliy. Bolshaya entsiklopediya po psikhiatrii [The Great Encyclopedia of Psychiatry], 2-e izd., "Dzhangar", 2012, p. 864. (In Russian)

Zhubanov, Kudaybergen. O terminologii kazakhskogo literaturnogo yazyka [About the terminology of the Kazakh literary language]. Research on the Kazakh language, Alma-Ata, Nauka, 1966. (In Russian)

Zhurmunskiy, Viktor. Tyurkskiy geroicheskiy epos [The Turkic heroic epic]. Leningrad, Nauka, Leningrad branch, 1995. (In Russian)

Kaydarov, Abduali. Қazaқ tili etimologiyasynan etyudter [Studies on the etymology of the Kazakh language]. Almaty, 1978. (In Kazakh)

Kniga moyego deda Korkuta. Oguzskiy geroicheskiy epos [The book of my grandfather Korkut. The Oguz heroic epic]. Translated by V.V.Bartold, Moscow–Leningrad, 1962. (In Russian)

Kuftin, Boris. “Kalendar i pervobytnaya astronomiya kirgiz-kazakhskogo naroda” [“The calendar and primitive astronomy of the Kyrgyz-Kazakh people”]. Ethnographic review, 1916, Issue 3-4, pp. 123–150. (In Russian)

Lobkova, Galina. «Tipologicheskiye osobennosti obryadovykh form dopesennogo intonirovaniya (po materialam poiskovykh kollektsiy folklorno-etnograficheskogo tsentra)» [“Typological features of the ceremonial forms of added intonation (based on the materials of the search collections of the folklore and ethnographic center)”]. Music of oral tradition, materials of the international scientific conference in memory of A.V. Rudnev, Procedeengs 27, Moscow, 2009, pp. 183 – 199. (In Russian)

Levу-Bruhl, Lucien. Le surnaturel et la nature dans la mentalite primitive. La mуthologie primitive. Bibliothèque Paul-Émile Boulet de l'Université du Québec à Chicoutimi, 2001. (In France)

DOI: 10.1522/cla.lel.sur

Margulan, Alkey. Yezhelgі mәdeniyet kuәlary [Witnesses of ancient culture]. Almaty, Gylym, 1966. (In Kazakh)

Mukhambetova, Asiya. Kazakhskiy kyuy kak sinkreticheskiy zhanr [Kazakh kui as a syncretic genre]. Almaty, CAJAS Volume 7. Issue 2. 2022.

DOI: 10.47940/cajas.v7i2.552

Neil, Price. The Archaeology of Shamanism (Ed.) London and New York, Routledge, 2001.

Raimbergenov, Abdulhamit, and Amanova, Saira. Kүy қaynary [State source]. Almaty, Oner, 1990. (In Kazakh)

Reshetnikova, Aiza. Fond syuzhetnykh motivov i muzyka olonkho v etograficheskm kontekste [The foundation of plot motifs and the music of olonkho in an etographic context]. "Bichik", Yakutia, 2005. (In Russian)

Toleubayev, Abdesh. Relikty doislamskikh verovaniy v semeynoy obryadnosti kazakhov: (XIX - nachalo XX v.) [Relics of pre-Islamic beliefs in the family rituals of the Kazakhs: (XIX - early XX century)]. Alma-Ata, Gylym,1991. (In Russian)

Tursunov, Edyge. Vozniknoveniye baksy, akynov, seri i zhyrau [The emergence of baksy, akyns, seri, and zhiraus]. Astana: IKF Foliant, 1999. (In Russian)

Khusainov, Kobey. Zvukoizobrazitelnost v kazakhskom yazyke [Sound intelligence in the Kazakh language]. Alma-Ata, Nauka, 1988. (In Russian)

Hoppal, Mihaly. Cosmic Symbolism in Siberian Shamanhood – Shamanhood Symbolism and Epic. Juha Pentikainen, Hanna Saressalo, Chuner M. Taksami (Eds.) Bibliotheca Shamanistica Budapest, Akademiai Kiado, 2001.

Houtsma, Martijn Theodoor. Ein Turkish-arabisch Glossar. Leiden, 1894.

Shumski, Syuzan. Issledovaniye chakr [The study of the chakras]. Moscow, The Future of the Earth, 2008. (In Russian)

Shuter-Dyson, Rosamund, and Gabriel, Сlive. The Psychology of Musical Ability. London, Methuen, 2011.

Fedorova, Natalia. Shamans of Western Siberia. The Archaeology of Shamanism, 2001.

Yudakhin, Konstantin. Kirgizsko-russkiy slovar [Kyrgyz-Russian dictionary]. Москва, Советская энциклопедия, 1965. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 120

Опубликован

2024-06-20

Как цитировать

Арман Жудебаев, и Гульсм Аркабаева. «СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САКРАЛЬНОГО МИРА МУЗЫКИ В РИТУАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 2, 2024 г., с. 53-73, doi:10.47940/cajas.v9i2.878.
Лицензия Creative Commons