ФЕНОМЕН ЦИКЛИЧНОСТИ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ

Авторы

  • Динара Токмурзиева Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан) https://orcid.org/0009-0005-1000-5475
  • Гульнар Абдрахман Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.879

Аннотация

Данная работа посвящена изучению особенностей проявления феномена цикличности во внемузыкальном пространстве и его специфическому воплощению в музыкальном искусстве.  Предметом исследования послужили циклические фортепианные произведения «несонатного» типа. Одной из поставленных задач стало теоретическое осмысление сущности цикличности как универсальной категории и разнообразие реализации принципа цикличности в казахстанской фортепианной музыке. В работе применяются как общенаучные, так и специальные методы анализа, включая исторический, сравнительный и проблемно-логический подход, а также музыковедческие методы, такие как структурный анализ формы и формально-стилистический метод. Особое внимание уделяется анализу «Прелюдии и фуги» и «Триптиха» Бакира Баяхунова, которые рассматриваются как примеры авторского взгляда на цикличность. Результаты исследования подчеркивают многоуровневость циклического движения, включая постоянную смену фаз и взаимодействие элементов различных циклов. В музыке же, цикличность приобретает дополнительные характеристики, включающие в себя наличие условного контраста и автономность каждой из частей цикла.

Ключевые слова:

цикличность, цикл, циклизация, фортепианный цикл, музыкальный цикл

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Динара Токмурзиева, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

докторант PhD 1-го года обучения по специальности «8D02102 – Инструментальное исполнительство» кафедры «Специальное фортепиано» факультета Инструментального исполнительства

Гульнар Абдрахман, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

докторант PhD 1-го года обучения по специальности «8D02102 – Инструментальное исполнительство» кафедры «Специальное фортепиано» факультета Инструментального исполнительства

Библиографические ссылки

Алексеев, Александр. История фортепианного искусства: Учебник. 2-е изд., доп. В 3-х т. Москва: Музыка, 1988.

Асафьев, Борис. Музыкальная форма как процесс. Москва: Музыка, 1971.

Барт, Ролан. Смерть автора. Ред. Г. К. Косиков. Перев. С. Н. Зенкин. Москва: Прогресс, 1989.

Былинкина, Вероника. «Цикл как форма художественного произведения в искусстве: теоретический аспект.» Искусство и культура, №1(45), 2022, с. 20–24.

Васирук, Ирина Ивановна. «Художественно-содержательные особенности больших полифонических циклов XX века.» Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, №61, 2008, с. 57–60.

Вернадский, Владимир. Биосфера. Ленинград: НХТИ, 1926.

Гаккель, Леонид. Фортепианное искусство ХХ века. Ленинград-Москва: Советский композитор, 1976.

Гончаренко, Светлана. «Факторы текстообразования в группах инструментальных циклов (теоретический аспект).» Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, №28, 2014, с. 114–125.

Гумилев, Лев. Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд. испр. и доп. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1989.

Демешко, Галина. «От “Хорошо темперированного клавира” И. С. Баха к полифоническим циклам ХХ в. (на примере “Речитатива” А. Хачатуряна).» Вестник музыкальной науки, №3(25), 2019, с. 40–48.

Кетегенова, Нургиян. Творческие портреты композиторов Казахстана. Очерки. (К 70-летию Союза композиторов Казахстана). Алматы: Алатау, 2009.

Кондратьев, Николай. Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны. Вологда: Обл. отделение Гос. издательства, 1922.

Кюрегян, Татьяна. Форма в музыке XVII-XX веков. Москва: ТЦ «Сфера», 1998.

Лебедева, Виктория. Цикл программных пьес и прелюдий в русской фортепианной музыке ХХ века: традиции и новые тенденции. 2008. ФГБОУ ВО «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова», кандидатская диссертация.

Ливанова, Тамара. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Т. I. По XVIII век. Москва: Музыка, 1983. В 2-х т. т.

Лосева, Ольга. «Теория циклических форм в наследии Е. В. Назайкинского.» Журнал Общества теории музыки, вып. 2016/2(14), 2016, с. 8–13.

Лю Чже. Двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано Д. Д. Шостаковича в аспекте взаимодействия авторского стиля и традиций. 2019. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», кандидатская диссертация.

Мазель, Лев. Строение музыкальных произведение: Учебное пособие. 2-е изд. доп. и перераб. Москва: Музыка, 1979.

Маслий, Светлана. Сюита: семантика-драматургический и исторический аспекты исследования. 2003. ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных», кандидатская диссертация.

Моцаренко, Екатерина. «Концепт цикла-симпосиона в творчестве Г. Канчели и В. Сильвестрова: стилистические параллели.» European Journal of Arts, №3, 2020, с. 126–130.

Недлина, Валерия. Пути развития музыкальной культуры Казахстана на рубеже XX-XXI столетий. 2017. ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского», кандидатская диссертация.

Овсянкина, Галина. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины ХХ века: школа Д. Д. Шостаковича. 2004. «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов», кандидатская диссертация.

Попова, Татьяна. Музыкальные жанры и формы. Москва: Музыка, 1954.

Прокопцова, Вера. «Асноўныя тэндэнцыі развіцця сучаснай беларускай культуры: матэрыялы навук. канф.» Цикл и циклизация как форма концептуального расширения художественного образа в искусстве. Мінск: Беларус. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў., 2013, с. 315–319.

Пугаченкова, Галина и Олимпиада Галеркина. Миниатюры Средней Азии. В избранных образцых. Из советских и зарубежных собраний. Москва: Изобразительное искусство, 1979.

Розеншильд, Константин. История зарубежной музыки. 4-е. Т. Выпуск первый. Москва: Музыка, 1978.

Ручьевская, Екатерина. Работы разных лет: Сборник статей. Ред. Горячих В. В. Т. I. Статьи. Заметки. Воспоминания. Санкт-Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2011. В 2 т.

Саади, Муслихиддин. Бустан. Перев. Державин В. Душанбе: Ирфон, 1968.

Саади, Муслихиддин. Гулистан. Перев. Алиев Р. М. Москва: Восточная литература, 1959.

Синельникова, Ольга. «Фортепианный цикл в творчестве Родиона Щедрина начала XXI века.» Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, №51, 2020, с. 124–138.

Сунь Кэнлян. Особенности циклообразования в западноевропейской инструментальной музыке первой половины ХХ века. 2012. ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», кандидатская диссертация.

Токтаган, Айтолкын. «Циклические формы в традиционной казахской инструментальной музыке (на примере домбрового кюя "Байжума").» Вестник культуры и искусств, №2(50), 2017, с. 146–151.

Тюлин, Юрий. Музыкальная форма. Учебник для муз. училищ. Москва: Музыка, 1965.

Франтова, Татьяна. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины ХХ века. 2005. ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского», кандидатская диссертация.

Холопов, Юрий Николаевич. «Пуантилизм.» Belcanto.ru, www.belcanto.ru/puantilizm.html, Дата доступа 24 мая 2024.

Холопова, Валентина. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-3 изд., испр. Санкт-Петербург: Лань, 2001.

Чжоу Дапин. «Жанровые истоки музыкальной образности фортепианных полифонических циклов ХХ века.» Музичне мистецтво і культура, №26, 2018, с. 172-185.

Чжу Сяоле. «Фортепианный программный цикл как жанровая парадигма романтизма (на примере «Годов странствий» Ф. Листа).» European Journal of Arts, №1-2, 2019, с. 63–69.

Чижевский, Александр. Физические факторы исторического процесса. Калуга: 1-я Гостиполитография, 1924.

Яковец, Юрий и Азарий Гамбурцев. «Цикличность как всеобщее свойство природы.» Вестник Российской Академии Наук, т. 66, №8, 1996, с. 729–735.

Яковец, Юрий. Циклы. Кризисы. Прогнозы. Москва: Наука, 1999.

Яницкий, Леонид Сергеевич. «Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре.» Критика и семиотика, №1-2, 2000, с. 170–174.

«Bible Gateway Passage: Ecclesiastes 1 - New International Version.» 2015. Bible Gateway. www.biblegateway.com/passage/?search=Ecclesiastes%201&version=NIV, Дата доступа 1 апреля 2024.

Bitzan, Wendelin. «Durch alle Tonarten: Omnitonale Präludienzyklen für Klavier.» Archiv für Musikwissenschaft, 73(№3), 2016, pp. 185–219.

Boss, Jack Forest. Schoenberg's atonal music : musical idea, basic image and specters of tonal function. Cambridge: Cambridge University Press, 2019.

Braudel, Fernand. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe-XVIIIe siècle. III vols. Paris: Armand Colin, 1979.

Cartwright, Mark. «Symposium.» World History Encyclopedia, 27 января 2013, www.worldhistory.org/Symposium/. Дата доступа 26 марта 2024.

Kaminski, Peter Michael. Aspects of Harmony, Rhythm and Form in Schumann's Papillons, Carnaval and Davidsbündlertänze. 1989. Rochester, New York, University of Rochester, PhD Thesis.

Kayas, Lucie. «From Music for the Radio to a Piano Cycle: Sources for the Vingt Regards sur l’Enfant-Jesus.» Dingle, Christopher and Robert Fallon. Messiaen Perspectives 1: Sources and Influences. London: Routledge, 2013, pp. 85–100.

Kuhn, Thomas S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press, 1962.

Moseley, Brian. «Cycles in Webern's Late Music.» Journal of Music Theory, №62(2), 2018, с. 165–204.

Reiman, Erika. Schumann’s Piano Cycles and The Novels of Jean Paul: Analogues in Discursive Strategy. 1999. University of Toronto, PhD Thesis.

Roy, Matthew J. The Genesis of the Soviet Prelude Set for Piano. Shostakoich, Zaderatsky, Zhelobinsky, and Goltz. 2012. Cheney, Washington, Eastern Washington University, MA Thesis.

Sorokin, Pitirim. Social and Cultural Dynamics. Cincinnati: American Book Company, 1937–1941.

Spengler, Oswald. Der Untergang des Abendlandes. Wien, Leipzig: Braumüller, 1918.

Toffler, Alvin. The Third Wave. New York: William Morrow and Company, Inc., 1980.

Toynbee, Arnold Joseph. A Study of History. Oxford: Oxford University Press, 1934–1961.

References

Alekseev, Alexander. Istoriya fortepiannogo iskusstva: Uchebnik [History of Piano Art: Textbook]. 2nd ed. add, vols. 1–3, Moscow, Muzyka, 1988. (In Russian)

Asaf’yev, Boris. Muzykal’naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Moscow: Muzyka, 1971. (In Russian)

Barthes, Roland. Smert’ avtora [The Death of the Author]. Ed. G. K. Kosikov. Trans. S. N. Zenkin. Moscow: Progress, 1989. (In Russian)

“Bible Gateway Passage: Ecclesiastes 1 - New International Version.” 2015. Bible Gateway. www.biblegateway.com/passage/?search=Ecclesiastes%201&version=NIV, Accessed 1 April 2024.

Bitzan, Wendelin. “Durch alle Tonarten: Omnitonale Präludienzyklen für Klavier.” Archiv für Musikwissenschaft, 73(№3), 2016, pp. 185–219.

Boss, Jack Forest. Schoenber’s atonal music: musical idea, basic image and specters of tonal function. Cambridge: Cambridge University Press, 2019.

Braudel, Fernand. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe-XVIIIe siècle. III vols. Paris: Armand Colin, 1979.

Bylinkina, Veronika. “Tsikl kak forma khudozhestvennogo proizvedeniya v iskusstve: teoreticheskiy aspekt.” [“The Cycle as a Form of Artistic Work in Art: Theoretical Aspect.”] Art and Culture, no. 1(45), 2022, pp. 20–24. (In Russian)

Cartwright, Mark. “Symposium.” World History Encyclopedia, 27 January 2013, www.worldhistory.org/Symposium/. Accessed 26 March 2024.

Chizhevsky, Alexander. Fizicheskiye faktory istoricheskogo protsessa [Physical Factors of the Historical Process.] Kaluga: 1st Gostipolitographia, 1924. (In Russian)

Demeshko, Galina. “Ot “Khorosho temperirovannogo klavira” I. S. Bakha k polifonicheskim tsiklam XX v. (na primere “Rechitativa” A. Khachaturyana).” [“From J.S. Bach’s “Well-Tempered Clavier” to the Polyphonic Cycles of the 20th Century (on the Example of A. Khachaturian’s “Recitative”).”] Vestnik muzykal’noy nauki [Bulletin of Musical Science], no. 3(25), 2019, pp. 40–48. (In Russian)

Frantova, Tatyana. Polifoniya A. Shnitke i novyye tendentsii v muzyke vtoroy poloviny XX veka [Polyphony of A. Schnittke and New Trends in Music of the Second Half of the 20th Century.] 2005. Moscow State Conservatory named after P.I. Tchaikovsky, PhD Thesis. (In Russian)

Gakkel, Leonid. Fortepiannoye iskusstvo XX veka [Piano Art of the 20th Century]. Leningrad-Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1976. (In Russian)

Goncharenko, Svetlana. “Faktory tekstoobrazovaniya v gruppakh instrumental’nykh tsiklov (teoreticheskiy aspekt).” [“Factors of Text Formation in Groups of Instrumental Cycles (Theoretical Aspect).”] Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], no. 28, 2014, pp. 114–125. (In Russian)

Gumilev, Lev. Etnogenez i biosfera Zemli. [Ethnogenesis and the Biosphere of the Earth.] 2nd ed., rev. and exp. Leningrad: Izdatel’stvo Leningradskogo universiteta, 1989. (In Russian)

Kaminski, Peter Michael. Aspects of Harmony, Rhythm and Form in Schumann’s Papillons, Carnaval and Davidsbündlertänze. 1989. Rochester, New York, University of Rochester, PhD Thesis.

Kayas, Lucie. “From Music for the Radio to a Piano Cycle: Sources for the Vingt Regards sur l’Enfant-Jesus.” Dingle, Christopher and Robert Fallon. Messiaen Perspectives 1: Sources and Influences. London: Routledge, 2013, pp. 85–100.

Ketegenova, Nurgiyan. Tvorchestkiye portrety kompozitorov Kazakhstana. Ocherki. [Creative Portraits of Composers of Kazakhstan. Essays.] (For the 70th Anniversary of the Union of Composers of Kazakhstan). Almaty: Alatau, 2009. (In Russian)

Kholopov, Yuriy. “Puantilizm.” [“Pointillism”] Belcanto.ru, www.belcanto.ru/puantilizm.html, Accessed 24 May 2024. (In Russian)

Kholopova, Valentina. Formy muzykal’nykh proizvedeniy: Uchebnoye posobiye [Forms of Musical Works: Study Guide.] 2nd–3rd ed., rev. St. Petersburg: Lan’, 2001. (In Russian)

Kondratiev, Nikolai. Mirovoye khozyaystvo i yego kon’yunktury vo vremya i posle voyny [The World Economy and Its Conjunctures During and After the War.] Vologda: Obl. otdeleniye Gos. izdatel’stva, 1922. (In Russian)

Kuhn, Thomas S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press, 1962.

Kyuregyan, Tatyana. Forma v muzyke XVII-XX vekov [Form in Music of the XVII–XX Centuries.] Moscow: Tsentr “Sfera”, 1998. (In Russian)

Lebedeva, Victoria. Tsikl programmykh pyes i prelyudiy v russkoy fortepiannoy muzyke XX veka: traditsii i novyye tendentsii [The Cycle of Program Pieces and Preludes in Russian Piano Music of the 20th Century: Traditions and New Trends.] 2008. State Musical Pedagogical Institute named after M. M. Ippolitov-Ivanov, PhD Thesis. (In Russian)

Livanova, Tamara. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda: Uchebnik. [History of Western European Music until 1789: Textbook.] 2nd ed., rev. and exp. Vol. I. Up to the 18th Century. In 2 vols. Moscow: Muzyka, 1983. (In Russian)

Loseva, Olga. “Teoriya tsiklicheskikh form v nasledii E. V. Nazaikinskogo.” [“The Theory of Cyclical Forms in the Heritage of E.V. Nazaikinsky.”] Zhurnal Obshchestva teorii muzyki [Journal of the Society for Music Theory], issue 2016/2(14), 2016, pp. 8–13. (In Russian)

Lu Zhe. Dvadtsat’ chetyre prelyudii i fugi dlya fortepiano D. D. Shostakovicha v aspekte vzaimodeystviya avtorskogo stilya i traditsiy [Twenty-Four Preludes and Fugues for Piano by D.D. Shostakovich in the Aspect of the Interaction of Authorial Style and Traditions.] 2019. Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, PhD Thesis. (In Russian)

Mazel’, Lev. Stroyeniye muzykal’nykh proizvedeniy: Uchebnoye posobiye [The Structure of Musical Works: Study Guide.] 2nd ed., rev. and exp. Moscow: Muzyka, 1979. (In Russian)

Masliy, Svetlana. Syuita: semantika-dramaturgicheskiy i istoricheskiye aspekty issledovaniya [Suite: Semantics-Dramaturgical and Historical Aspects of Research.] 2003. Russian Academy of Music named after Gnesins, PhD Thesis. (In Russian)

Moseley, Brian. “Cycles in Webern’s Late Music.” Journal of Music Theory, №62(2), 2018, с. 165–204.

Reiman, Erika. Schumann’s Piano Cycles and The Novels of Jean Paul: Analogues in Discursive Strategy. 1999. University of Toronto, PhD Thesis.

Motsarenko, Ekaterina. “Kontsept tsikla-simposiona v tvorchestve G. Kancheli i V. Sil’vestrova: stilisticheskiye paralleli.” [“The Concept of the Cycle-Symposium in the Works of G. Kancheli and V. Silvestrov: Stylistic Parallels.”] European Journal of Arts, no. 3, 2020, pp. 126–130. (In Russian)

Nedlina, Valeria. Puti razvitiya muzykal’noy kul’tury Kazakhstana na rubezhe XX-XXI stoletiy [Ways of Development of the Musical Culture of Kazakhstan at the Turn of the 20th-21st Centuries.] 2017. Moscow State Conservatory, PhD Thesis. (In Russian)

Ovsyankina, Galina. Fortepiannyy tsikl v otechestvennoy muzyke vtoroy poloviny XX veka: shkola D. D. Shostakovicha [The Piano Cycle in Domestic Music of the Second Half of the 20th Century: The School of D.D. Shostakovich.] 2004. St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, PhD Thesis. (In Russian)

Popova, Tatyana. Muzykal’nyye zhanry i formy [Musical Genres and Forms.] Moscow: Muzyka, 1954. (In Russian)

Prokopchova, Vera. “Asnovnyya tendentsyi razvitsya suchasnay belaruskay kul’tury: materyyaly navuk. kanf.” [“Main Trends in the Development of Contemporary Belarusian Culture: Conference Materials.”] Tsikl i tsiklizatsiya kak forma kontseptual’nogo rasshireniya khudozhestvennogo obraza v iskusstve [Cycle and Cyclization as a Form of Conceptual Expansion of the Artistic Image in Art.] Minsk: Belarusian State University of Culture and Arts, 2013, pp. 315–319. (In Russian)

Pugachenkova, Galina, and Olympiada Galerkina. Miniatyury Sredney Azii. V izbrannykh obraztsakh. Iz sovetskikh i zarubezhnykh sobraniy [Miniatures of Central Asia. In Selected Samples. From Soviet and Foreign Collections.] Moscow: Izobrazitel’noye iskusstvo, 1979. (In Russian)

Roy, Matthew J. The Genesis of the Soviet Prelude Set for Piano. Shostakoich, Zaderatsky, Zhelobinsky, and Goltz. 2012. Cheney, Washington, Eastern Washington University, MA Thesis.

Rozenshild, Konstantin. Istoriya zarubezhnoy muzyki [History of Foreign Music.] 4th ed., Vol. 1, Moscow: Muzyka, 1978. (In Russian)

Ruchyevskaya, Ekaterina. Raboty raznykh let: Sbornik statey [Works of Different Years: Collection of Articles.] Ed. V. V. Goryachikh. Vol. 1, Articles. Notes. Memories. In 2 vols. St. Petersburg: Kompozitor – Sankt-Peterburg, 2011. (In Russian)

Saadi, Muslihiddin. Bustan. Trans. V. Derzhavin. Dushanbe: Irfon, 1968. (In Russian)

Saadi, Muslihiddin. Gulistan. Trans. R. M. Aliev. Moscow: Vostochnaya literatura, 1959. (In Russian)

Sinelnikova, Olga. “Fortepiannyy tsikl v tvorchestve Rodiona Shchedrina nachala XXI veka.” [“The Piano Cycle in the Works of Rodion Shchedrin at the Beginning of the 21st Century.”] Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], no. 51, 2020, pp. 124–138. (In Russian)

Sun Kenlian. Osobennosti tsikloobrazovaniya v zapadnoevropeyskoy instrumental’noy muzyke pervoy poloviny XX veka [Features of Cycle Formation in Western European Instrumental Music of the First Half of the 20th Century.] 2012. Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, PhD Thesis.

Sorokin, Pitirim. Social and Cultural Dynamics. Cincinnati: American Book Company, 1937–1941. (In Russian)

Spengler, Oswald. Der Untergang des Abendlandes. Wien, Leipzig: Braumüller, 1918.

Toffler, Alvin. The Third Wave. New York: William Morrow and Company, Inc., 1980.

Toktagan, Aytolkyn. “Tsiklicheskiye formy v traditsionnoy kazakhskoy instrumental’noy muzyke (na primere dombrovogo kuya ‘Bayzhuma’).” [“Cyclical Forms in Traditional Kazakh Instrumental Music (on the Example of the Dombra Kuy ‘Bayzhuma’).”] Vestnik kul’tury i iskusstv [Bulletin of Culture and Arts], no. 2(50), 2017, pp. 146–151. (In Russian)

Toynbee, Arnold Joseph. A Study of History. Oxford: Oxford University Press, 1934–1961.

Tyulin, Yuri. Muzykal’naya forma [Musical Form.] Textbook for Music Schools. Moscow: Muzyka, 1965. (In Russian)

Vasiruk, Irina. “Khudozhestvenno-soderzhatelnyye osobennosti bolshikh polifonicheskikh tsiklov XX veka.” [“Artistic and Content Features of Large Polyphonic Cycles in the 20th Century”] Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. Herzen], no. 61, 2008, pp. 57–60. (In Russian)

Vernadsky, Vladimir. Biosfera [The Biosphere]. Leningrad: NHTI, 1926. (In Russian)

Yakovets, Yuri. Tsikly. Krizisy. Prognozy [Cycles. Crises. Forecasts.] Moscow: Nauka, 1999. (In Russian)

Yakovets, Yuri, and Azariy Gamburtsev. “Tsiklichnost’ kak vseobshcheye svoystvo prirody” [“Cyclicity as a Universal Property of Nature.”] Vestnik Rossiyskoy Akademii Nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], vol. 66, no. 8, 1996, pp. 729–735. (In Russian)

Yanitskiy, Leonid. “Tsiklizatsiya kak kommunikativnaya strategiya v sovremennoy kulture.” [“Cyclization as a Communicative Strategy in Modern Culture”] Kritika i semiotika [Criticism and Semiotics], no. 1-2, 2000, pp. 170–174. (In Russian)

Zhou Dapin. “Zhanrovyye istoki muzykal’noy obraznosti fortepiannyykh polifonicheskikh tsiklov XX veka.” [“Genre Origins of Musical Imagery in Piano Polyphonic Cycles of the 20th Century.”] Muzichne mistetstvo i kul’tura [Music Art and Culture], no. 26, 2018, pp. 172–185. (In Russian)

Zhu Xiaole. “Fortepiannyy programnyy tsikl kak zhanrovaya paradigma romantizma (na primere ‘Godov stranstviy’ F. Lista).” [“The Piano Program Cycle as a Genre Paradigm of Romanticism (on the Example of “Years of Pilgrimage” by F. Liszt).”] European Journal of Arts, no. 1–2, 2019, pp. 63–69. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 96

Опубликован

2024-06-20

Как цитировать

Динара Токмурзиева, и Гульнар Абдрахман. «ФЕНОМЕН ЦИКЛИЧНОСТИ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 2, 2024 г., с. 95-118, doi:10.47940/cajas.v9i2.879.
Лицензия Creative Commons