ПРАГМАТИЗМ КАК КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРАКТИК ВСЕВОЛОДА МЕЙЕРХОЛЬДА И ЕЖИ ГРОТОВСКОГО

Авторы

  • Ербол Төлепберген Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Сангуль Каржаубаева Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i3.880

Аннотация

Физический театр XX века ознаменован серьезными устремлениями к новаторству, смелым экспериментам, и сегодня представляет собой одно из важных направлений мирового театрального искусства. Отрицание натурализма, интерес к визуальной эстетике и театральным практикам Востока, отказ от примата словесности, сложившейся в классической европейской театральной традиции, безусловно сыграли важную роль в развитии физического театра, его театральной практике и теории. В статье осмыслению подвергаются «Биомеханика» Всеволода Мейерхольда и «Физические тренинги» Ежи Гротовского как две ключевые стратегии физического театра прошлого столетия, ставшие фундаментом театральной педагогики, теории театра и методологической платформы преподавания таких театральных дисциплин как актёрское мастерство и основы режиссуры. Методы двух великих режиссёров рассмотрены в контексте идей неопозитивизма и прагматизма, которым подверглась культура первой четверти прошлого века. В театре этот поворот был ознаменован переходом от классического рационализма к постнеклассическому прагматизму как новой культурной модели ХХ века. В качестве методологической базы, сложившейся в философском дискурсе телесности физического театра ХХ века, можно отметить концептуальные идеи прагматизма с ориентацией на достижения в когнитивной психологии. Особое внимание уделено анализу эстетических и философских взглядов режиссёров, и их концептуальной проявленности в режиссёрских методах формирования нового типа актёра, поворот к новой сценической эстетике. Исследование PHILOSOPHY OF ARTS1,2Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан) Ербол Толепберген1, Сангуль Каржаубаева2ПРАГМАТИЗМ КАК КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРАКТИК ВСЕВОЛОДА МЕЙЕРХОЛЬДА И ЕЖИ ГРОТОВСКОГОМРНТИ 18.45.45 УДК 792.028DOI 10.47940/cajas.v9i3.88033C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ C A J A S Volume 9. Issue 3. 2024 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 34ВведениеДинамика художественных процессов и интерес к возможностям невербальных средств в казахском театре - в равной степени отражает как классические традиции, так и новаторские поиски. Сегодня наиболее интересные тенденции рождаются на пересечении традиционного и нового форматов. Современный театр всё дальше уходит от нарратива, а зритель всё больше тяготеет к визуальной эстетике. Визуальность и синкретичность –те основополагающие направления,которые сегодня активно влияют наформирование новых художественныхпринципов, нового «языка» и стилистикиказахского театра. Нынешняя эпоха,охваченная бурными социокультурнымитрансформациями и художественнымиэкспериментами также и в сферетеатрального искусства, актуализировалаустремления режиссёров к психологизмув передаче внутреннего состояния героевв невербальной символике.Отправной точкой в аналитике существующего многообразия жанров, театральных форм и событий в дискурсивном фокусе - выступают проблемы поиска нового формата социальных коммуникаций как новой «модели мышления». Новая театральная парадигма и «зрительский модус» выявили главную тенденцию движения современного театра в направлении «реактуализации слова» - к примату возможностей пластического языка тела (Ханс-Тис Леман). Если ощущения дискоммуникации в культуре предыдущего столетия, наиболее отчётливо проявились в философии «новой драмы», то фундаментальные требования в модернизации «модели сознания и мышления» новой театральной эпохи выдвинули на первый план визуально-висцеральный формат физического театра. С одной стороны, исчезла жёсткая повествовательная доминанта постдрамы, с другой, как оказалось, не каждый зритель готов к подобной свободе от сюжетных рамок. включает в себя исторический аспект прагматизма и психологизма физического театра, проведён сравнительно-сопоставительный анализ методов актёрской подготовки, взаимосвязь европейских театральных школ с восточными традициями. Работа содержит обзор современных исследований по данной теме, а также выводы и рекомендации по использованию методов биомеханики Мейерхольда и физических тренингов Гротовского в казахском театре и в педагогической системе театрального образования. Поворот физического театра к психологизму и прагматизму телесного поведения, освоение внутренних механизмов, повлиявших на форматирование телесной пластикой сложных транссмысловых конструкций, границы возможностей человеческого тела - все эти вопросы представляют собой малоизученный пласт, требующий дальнейшего углубленного осмысления.

Ключевые слова:

физический театр, философия театра , телесность, кинетика и аппарат актёра, режиссёрские стратегии, метасимвол, концептуализм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ербол Төлепберген, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

PhD докторант 2-го курса кафедры «Актерское мастерство и режиссура» Казахской Национальной Академии искусств имени Темирбека Жургенова, магистр искусствоведческих наук (Алматы, Казахстан)

Сангуль Каржаубаева, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

доктор искусствоведения, профессор кафедры "Сценография" Казахской Национальной Академии искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Авдеев, Арсений. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном

строе, Изд-во Искусство, 1959.С. 25-30.

Александровская, Мария. Профессиональная подготовка актеров в пространстве

Евразийского театра XXI века. Изд-во «Чистый лист», 2011. С. 304–321.

Алесенкова, Виктория. «Когнитивное театроведение как опыт анализа ментальных процессов в контексте постдраматического театра». Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. C. 341–345.

Биомеханика человека – составная часть прикладных наук, изучающих движение

человека. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1222704 Дата обращения: 24 мая 2024.

Биологическая линия в театре и ритуале (лекции Ежи Гротовского на семинаре в Коллеж

де Франс 1997-1998 гг.).

Брехт, Бертольд. «О повседневном театре». Стихотворения. Рассказы. Пьесы. Изд-во

Художественная литература. Москва, 1972. С. 228–231.

Вишнякова, Светлана. Профессиональное образование. Словарь: ключевые понятия,

термины, актуальная лексика. НМЦ СПО, 1999.

Герман, Юрий. «О Мейерхольде». Изд-во Политическая литература. Москва. 1964. С. 2-11.

Grotowski, Jerzy. Teksty zebrane. Warszawa: Wydawnictwo Krytyki Politycznej, Instytut

Teatralny im. Zbigniewa Raszews-kiego, Instytut im.Jerzego Grotowskiego, 2012.

Гротовский. Ежи. “Актерские техники. Беседа с Дени Бабле".

http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/akterskie-tehniki-beseda-s-deni-bable-ezhi-grotovskiy Дата

обращения: 20 мая 2024.

Гротовский. Ежи. Действие буквально. Выступление на конференции в обществе

Костюшко. Нью-Йорк, 19.04.1978 г. «Dialog», 1979, 9, Варшава.

Dewey, John. Logic: The Theory of Inquiry. Henry Holt and Company, January 1,1938.

Деникин, Антон. «Критика некоторых положений теории перформативности Э. Фишер

Лихте (на примерах практик соучастия зрителей в партиципаторных перформансах)».

Наука телевидения, № 17,1, 2021, с. 139–170. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2021-17.1-139-170

Дьюи, Джон. Общество и его проблемы. Москва: Идея-Пресс, 2002.

Живая книга. Опубликовано 11 июня, 2019. http://student.ispu.ru/ Дата обращения: 01 июня

Искусствоведение театральное направление www.gramota.net/editions/9.html. Содержание

данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/11/ Дата обращения: 21 мая

Лакан, Жак. Семинары. Книга 20. Еще (1972-1973). Классическая и профессиональная

психология, Москва, Гнозис/Логос, 2011.

Медицинская биомеханика. https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00130102_0.html Дата

обращения: 25 мая 2024.

Мейерхольд Вcеволод. Актер будущего и биомеханика. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма,

речи, беседы / Ком. А. В. Февральского: В 2 ч. М.: Искусство, 1968.

Мейерхольд, Всеволод. «К истории творческого метода». Публикации. Статьи:

КультИнформПресс, 1998, с.1–44.

Оганов, Арнольд. «Горизонт смыслообразований в искусстве». Социальные и

гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.3, Философия, № 2.

, с. 112–126.

Петров, Евгений. Генерация прорывных идей в бизнесе. Москва: Манн, Иванов и Фербер,

Richards,Tomas. "Tte Edge-Point of Performance. Pontedera: Stampato da Bandecchi &

Vivaldi.” 1997.

Руднев, Вадим. Cловарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. Москва:

Аграф, 1998 https://www.booksite.ru/fulltext/slo/var/cul/tur/rud/nev/rudnev_v/82.html

Дата обращения: 23 мая 2024.

Степанова, Полина. «Тренинги Ежи Гротовского и проблема «нового тела» в

современном театре». Вестник Академии русского балета им.Агриппина Ваганова. 6(41),

, с. 140–151.

Slowiak, James., Cuesta Jairo. Jerzy Grotowski. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu

Warszawskiego, 2010.

Төлепберген, Ербол, және Каржаубаева Сангуль. «Истоки физического театра:

театральная телесность и природа телесности в театре», Керуен, 82 том, No1, 2024, pp. 1–24. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-24 Дата обращения: 23 мая 2024.

Тэрнер, Виктор. Символ и ритуал. Исследования по фольклору и мифологии Востока.

Москва: изд-во «Наука»,1983.

Ханс-Тис, Леман. Постдраматический театр, Москва, ABCdesign, 2013.

Хоружий, Сергей. Театральная антропология Ежи Гротовского. Научный семинар

«Феномен человека в его эволюции и динамике», 2009.

Шехнер, Ричард. Теория перформанса. V-A-C Press, 2020.

Эбер, Марсель. Прагматизм, исследование его различных форм: англо-американских,

французских, итальянских и его религиозного значения. СПб: Слово, 1911.

Эйзенштейн, Сергей. Лекция о биомеханике Мейерхольд и другие. 28 марта 1935.

Юшкова, Елена. Пластический театр XX века в России. Автореферат кан.дис., Москва,

, с. 244.

Reference:

Aleksandrovskaya, Mariya. Professional'naya podgotovka akterov v prostranstve Evrazijskogo teatra XXI veka [Professional training of actors in the space of the Eurasian theater of the XXI century.] Publishing house "Clean Sheet", 2011. pp. 304–321. (In Russian).

Alesenkova, Viktoriya. “Kognitivnoye teatrovedeniye kak opyt analiza mentalnykh protsessov v kontekste postdramaticheskogo teatra” [Cognitive Theatre Studies as an Experience of Analyzing Mental Processes in the Context of Postdramatic Theatre]. Gramota, Volume 12, issue 11, 2019, pp. 341–345. (In Russian).

Avdeev, Аrseniy. “Proiskhozhdenie teatra. Elementy teatra v pervobytnoobshchinnom stroe” [The origin of the theater. Elements of the theater in the primitive communal system]. Publishing house of Art, 1959. pp. 25-301959. (In Russian).

“Biomekhanika cheloveka – sostavnaya chast' prikladnykh nauk, izuchayushchikh dvizhenie cheloveka” [Human biomechanics is an integral part of the applied sciences that study human movement] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1222704. Accessed: May 24, 2024. (In Russian).

Biologicheskaya liniya v teatre i ritual [The biological line in theater and ritual] (lectures by Jerzy Grotowski at a seminar at the Collège de France 1997–1998). (In Russian).

Brekht, Bertol'd. O povsednevnom teatre [About everyday theater]. Poems.Stories.Plays. Publishing house Artistic literature. Moscow, 1972. pp. 228–231. (In Russian).

Eisenstein, Sergey. Lekciya o biomekhanike Mejerkhol'da i drugie [A lecture on Meyerhold's biomechanics and others]. March 28, 1935.

Dewey, John. Logic: The Theory of Inquiry. Henry Holt and Company, January 1, 1938.

Denikin, Anton. “Kritika nekotorykh polozhenij teorii performativnosti Erika Fischer-Lichte (na primerakh praktik souchastiya zritelej v participatornykh performansakh)” [Criticism of certain provisions of the performance theory by Erika Fischer-Lichte (on the example of participatory performances)]. The Science of Television, No. 17.1, 2021 pp. 139–170. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2021-17.1-139-170. (In Russian).

Dewey, John. Obshchestvo i ego problem [Society and its problems]. Moscow, Idea Press, 2002. (In Russian).

German, Yurij. O Meierkhol'de [About Meyerhold]. Publishing house of Political literature. Moscow, 1964, pp. 2–11. (In Russian).

Grotowski, Jerzy. Teksty zebrane. Warszawa: Wydawnictwo Krytyki Politycznej, Instytut

Teatralny im. Zbigniewa Raszews kiego, Instytut im.Jerzego Grotowskiego, 2012. (in Polish)

Grotowski, Jerzy. Akterskie tekhniki. Beseda s Deni Bable [Acting techniques. A conversation

with Denis Bablet]. http://biblioteka.teatrobraz.ru/page/akterskie-tehniki-beseda-s-deni-bable-ezhi-grotovskiy. Date of application: May 20, 2024. (In Russian).

Grotowski, Jerzy. Dejstvie bukval'no [The action is literal]. Speech at a conference in the

Kosciusko Society. New York, 04/19/1978. "Dialog". 1979, 9, Warsaw. (In Russian).

Hans-Tis, Lehman. Postdramaticheskij teatr [Post-Drama Theatre]. Moscow, ABC design,

Hebert, Marcel. Pragmatizm, issledovanie ego razlichnykh form: anglo-amerikanskikh,

francuzskikh, ital'yanskikh i ego religioznogo znacheniya [Pragmatism, the study of its various

forms: Anglo-American, French, Italian and its religious significance]. St. Petersburg, Slovo,

Iskusstvovedenie teatral'noe napravlenie [Art criticism theater direction]

www.gramota.net/editions/9.html. The content of this issue of the journal:

www.gramota.net/materials /9/2019/11 / Accessed: May 21, 2024. (In Russian).

Khoruzhy, Sergey. Teatral'naya antropologiya Ezhi Grotovskogo [The theatrical anthropology

of Jerzy Grotowski]. Scientific seminar "The phenomenon of man in his evolution and

dynamics]. 2009.

Lacan, Jacques. Seminary. Kniga 20. Eshche (1972-1973). Klassicheskaya i professional'naya Psikhologiya [Seminars. Book 20. More (1972-1973). Classical and Professional psychology]. Moscow, Gnosis/Logos. 2011. (In Russian).

Medicinskaya biomekhanika [Medical biomechanics]. (In Russian).

https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00130102_0.html Date of application: May 25, 2024. (In Russian).

Meyerhold, Vsevolod. Akter budushchego i biomekhanika [Actor of the future and biomechanics]. Meyerhold Vsevolod. Articles, letters, speeches, conversations / A.V. Fevralsky's Com.: At 2 a.m., Iskusstvo, 1968. (In Russian).

Meyerhold, Vsevolod. “K istorii tvorcheskogo metoda. Publikacii. Stat'i:” [Towards the history of the creative method." Publications. Articles]. Kulturinformpress, 1998, pp.1–44.

Oganov, Arnol'd. “Gorizont smysloobrazovanij v iskusstve ["The horizon of meaning formation in art"]. Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literature” Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 3, Philosophy, No. 2. 2023, pp. 112–126.] (In Russian).

Petrov, Evgenij. “Generaciya proryvnykh idej v biznese” [Generating breakthrough business ideas]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber 2015. (In Russian).

Richards,Tomas. Tte Edge-Point of Performance. Pontedera: Stampato da Bandecchi &

Vivaldi.” 1997.

Rudnev, Vadim. “Slovar' kul'tury XX veka. Klyuchevye ponyatiya i teksty” [Dictionary of culture of the twentieth century. Key concepts and texts]. Moscow: Agraf.1998 https://www.booksite.ru/fulltext/slo/var/cul/tur/rud/nev/rudnev_v/82.html. Date of application: May 23, 2024. (In Russian).

Schechner, Richard. “Teoriya performansa” [The theory of performance]. V-A-C Press, 2020.

Slowiak, James, and Cuesta Jairo. Jerzy Grotowski. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu

Warszawskiego, 2010. (in Polish)

Stepanova, Polina. “Treningi Ezhi Grotovskogo i problema «novogo tela» v sovremennom

teatre” [ "Jerzy Grotowski's trainings and the problem of the "new body" in modern theater].

Bulletin of the Academy of Russian Ballet named after Agrippina Vaganova. 6(41), 2015,

pp.140–151. (In Russian).

Tolepbergen, Erbol,Karzhaubaeva Sangul. “Istoki fizicheskogo teatra: teatral'naya telesnost'

priroda telesnosti v teatre” [The Origins of physical theater: theatrical physicality and the nature

of physicality in the theater], Keruen, 82 vol., 1, 2024, pp. 1–24. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024 . Accessed: May 23, 2024. (In Russian).

Turner, Victor. Simvol i ritual. Issledovaniya po fol'kloru I mifologii Vostoka [Symbol and

ritual. Studies on folklore and mythology of the East]. Moscow, Nauka Publishing House,1983.

Vishnyakova, Svetlana. Professional'noe obrazovanie. Slovar. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional education. Dictionary: key concepts, terms, current vocabulary.] NMC SPO, 1999. (In Russian).

Yushkova, Elena. “Plasticheskij teatr XX veka v Rossii” [Plastic theater of the XX century in Russia.] Abstract of the candidate thesis., Moscow, 2004, p. 244.

Загрузки


Number of views: 5

Опубликован

2024-09-20

Как цитировать

Ербол Төлепберген, и Сангуль Каржаубаева. «ПРАГМАТИЗМ КАК КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРАКТИК ВСЕВОЛОДА МЕЙЕРХОЛЬДА И ЕЖИ ГРОТОВСКОГО». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 3, 2024 г., с. 33-, doi:10.47940/cajas.v9i3.880.
Лицензия Creative Commons