НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ОБРАЗ ЭПОХИ В ДРАМЕ «БАС» РАХЫМЖАНА ОТАРБАЕВА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.882Аннотация
Национальная драматургия − ключевой жанр казахской литературы, развивающийся в настоящее время новыми темпами. В начале XXI века известный писатель Рахымжан Отарбаев, плодотворно работавший в области литературы и искусства, внёс особый вклад в развитие не только национальной драматургии, но и театрального искусства. Главным достоинством драматургии Отарбаева, показывающей её своеобразие, является актуальность тем, затронутых в ней. В своих драмах он раскрывал социально-духовные вопросы и «оголял» общественные проблемы. Поэтому его драматургические произведения часто встречаются в репертуаре ведущих театров страны. В научной статье была проанализирована пьеса драматурга «Бас» в искусствоведческо-театроведческом ключе. Всесторонне была и тематическая направленность драмы «Бас», идейно-художественные особенности, жанровый характер, цепь событий и природа конфликтов, психологическая глубина взаимоотношений героев и другое. Проанализировано художественное мастерство драматурга, продемонстрировавшего тонкую связь между прошлым и настоящим. На основе изучения данной пьесы раскрываются характерные для его драматургии поэтика, высота познания, созидательный подтекст художественного мира. В ходе исследования творчества писателя определена ценность его значения. Вместе с тем, разобрав методы драматургии, развивать драматическое искусство, оценить его место и роль. Формирование понимания индивидуального характера космического явления казахской культуры в развитии драматургии и поэтикии в постколониальных странах. В научной статье с помощью методов художественно-театрального исследования проанализирована пьеса драматурга «Бас».Ключевые слова:
Рахымжан Отарбаев, драматургия, жанр драмы, персонажи, тема и идея, сюжет, конфликт, художественная подписьСкачивания
Библиографические ссылки
Әлмұхан, Риза. «Бас» және намыс. Abai.kz. www://abai.kz/post/122682. Қарастырылған уақыты 21 қазан 2020.
Boldykov Zhandos, Zhaxylykova Meruert, Khalykov Kabyl, Sabirova Alyia. «Transformation of ritual and folklore traditions in acting art». Opción, vol. 35, no.21, 2019, www.produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/24713/ 513–530. Қарастырылған уақыты 13 тамыз 2019.
Қабдолов, Зейнолла. Сөз өнері. Алматы, Санат, 2002.
Қабылқақ, Анар. Рахымжанның көз жасы. Астана, Фолиант, 2019.
«Қазіргі қазақ драматургиясындағы инновациялық ізденістер (1991-2016 жж.)». Бірінші тарау. Қаһармандық драма. Ұжымдық монография. Алматы, Brand book, 2020. 12–98 б.
Құндақбайұлы, Бағыбек. Заман және театр өнері. Алматы, Өнер, 2001. 25–26 б.
Мусабекова, Сауле и Аймұхамбет, Жанат, Мырзахметов, Алмаз. «Көркем шығарма құрылымындағы түс көру мистикалық мотив ретінде». Хабаршы, №3, 2022, 163–174 б. DOI: 10.55808/1999-4214.2022-3.16
Отарбаев, Рахымжан. Айна-ғұмыр. Пьесалар. Астана, Фолиант, 2013.
Ордалиев, Сейділда. Қазақ драматургиясының очеркі. Алма-ата, Ғылым, 1964.
Оразбаев, Иран-Ғайып. Хайуандық комедия. Пьесалар жинағы. Алматы, Ан Арыс, 2014.
Пави, Патрис. Словарь театра. Мосвка, Прогресс, 1991, 187 б.
Рахметұлы, Сұраған. «Бас» романының басты мазмұндарына шолу». Әдебиет порталы, 26 қазан 2015. www:adebiportal.kz/kz/news/view/suragan-raxmetuly-bas-romanynyn-basty-mazmundaryna-solu. Қарастырылған уақыты 26 қазан 2015.
Сығай, Әшірбек. Театр тағлымы. Алматы, Парасат, 2003.
References
Almukhan, Riza. «Bas» zhane namys. [Head and honor]. Abai.kz. www://abai.kz/post/122682. Assessed 21 October 2020. (In Kazakh)
Boldykov Zhandos, Zhaxylykova Meruert, Khalykov Kabyl, Sabirova Alyia. «Transformation of ritual and folklore traditions in acting art». Opción, vol. 35, no.21, 2019, www.produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/24713/ 513–530. Assessed 13 Augustus 2019.
Qabdolov, Zeynolla. Soz onerі. [The art of the word]. Almaty, Sanat, 2002. (In Kazakh)
Qabylqaq, Anar. Rakhymzhannyn koz zhasy. [Tears of Rakhimzhan]. Astana, Foliant, 2019. (In Kazakh)
«Qazіrgі qazaq dramaturgiyasyndagy innovatsiyalyq izdenіster (1991-2016 zhzh.)». Bіrіnshі tarau. Qaһarmandyq drama. [Innovative searches in modern Kazakh dramaturgy (1991-2016)]. Collective monograph. Almaty: Brand book, 2020. p.12–98. (In Kazakh)
Qundaqbayuly, Bagybek. Zaman zhәne teatr onerі. Almaty, Oner, 2001. 25–26 b. (In Kazakh)
Musabekova, Saule i Aymukhambet, Zhanat, Mirzakhmetov, Almaz. Korkem shygarma qurylymyndagy tүs koru mistikalyq motiv retіnde. [Dreaming as a mystical motif in the structure of a work of art]. Khabarshy, [The messenger] №3, 2022. 163–174 b. DOI: 10.55808/1999-4214.2022-3.16 (In Kazakh)
Otarbayev, Rakhymzhan. Ayna-gumyr. Pyesalar. [A mirror is life. Plays]. Astana, Foliant, 2013. (In Kazakh)
Ordaliyev, Seydіlda. Qazaq dramaturgiyasynyn ocherkі. [Essay on Kazakh drama]. Alma-ata, Gylym, 1964. (In Kazakh)
Orazbayev, Iran-Gayyp. Khayuandyq komediya. Pyesalar zhinagy. [Animal comedy. A collection of plays]. Almaty, An Arys, 2014. (In Kazakh)
Pavi, Patris. Slovar teatra. [Dictionary of the Theater].Mosvka, Progress, 1991, 187 b. (Іn Russian)
Rakhmetuly, Suragan. «Bas» romanynyn basty mazmundaryna sholu». [An overview of the main contents of the novel «Bas»]. Adebiyet portaly. [Literature portal]. Accessed 26 qazan 2015. www: adebiportal.kz/ kz/news/
view /suragan-raxmetuly-bas-romanynyn-basty-mazmundaryna-solu. (In Kazakh)
Sygay, Ashіrbek. Teatr taglymy. [Theater education]. Almaty, Parasat, 2003. (In Kazakh)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.