МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ВЫШИВКЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ (к постановке проблемы исследования)

Авторы

  • Жанерке Шайгозова Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.889

Аннотация

Вышивка тюркских народов - уникальный во всех планах феномен. Исследованию, которого обращается уже не одно поколение ученых шаг за шагом, реконструируя смысловой контекст как самой вещи, ее роли в обряде и ритуале, так и ее формы, орнамента и колорита. Особое место в научных поисках занимает проблематика отражения архетипических мотивов и мифологических образов в искусстве вышивки. При всем разнообразии этновариантов вышивки: узбекская, каракалпакская, казахская и другие в ней прослеживаются единые образы: Небесный отец (обожествлённый Космос), Великая Праматерь в различных вариациях – Умай, От-Ана, Жер-Су и другие значимые смысловые константы культуры. В процессе исследования выяснилось, что визуальная репрезентация архетипических образов и мотивов могла выражаться от конкретных антропоморфных изображений до абстрактно-условных знаков, т.е. имела прямое или косвенное выражение. К прямым способам выражения значений являются редкие, но все же встречающиеся антропоморфные изображения (судя по сохранившимся образцам). К косвенным относятся прежде всего разнообразные виды узоров-орнаментов, цвет и технические особенности нити, а также сама форма вышиваемого изделия. Традиционная практика вышивки показывает, что «коммуниканты» в обозримый период пользовались косвенными стратегиями намного чаще, чем «прямыми». Эти косвенные высказывания в самом общем виде характеризуются расхождением формы: графического и колористического оформления. Но, они всегда были понятны и ясны для окружающих. Безусловно, основным фактором, влияющим на интерпретацию косвенных «высказываний», является контекст, в котором вышивка участвует. Это может быть и декор одежды, и обрядово-ритуальная функция самой вышивки в лоне культуры. Исследование выполнено в рамках гранта МНВО РК ИРН AP23488164 – «Традиционное и современное искусство Казахстана в фокусе визуальных исследований: иконография, семиотика и дискурс».

Ключевые слова:

вышивка тюрских народов, мифологические и архетипические образы и мотивы, этнические параллели

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Жанерке Шайгозова, Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая (Алматы, Казахстан)

Шайгозова Жанерке Наурзбаевна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Художественное образование», Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Akilova, Kamola. “Znaki i simvoly v tradicionnom iskusstve Uzbekistana” [Signs and symbols in the traditional art of Uzbekistan]. Problemy iskusstva i kul'tury [Problems of Arts and Cultures], № 2, 2015, p. 20-29. (in Russian)

Alimbay, Nursan. “Kazahskie kovry i kovrovye izdeliya iz kollekcii CGM RK: nauchnyj katalog” [Kazakh carpets and carpet products from the collection of the Central State Museum of the Republic of Kazakhstan: scientific catalogue’], Almaty: ICOS, 2012. (in Russian)

Akhmedova, Nigora. “Uzbekistanskij avangard: opyt tipologicheskoj interpretacii” [Uzbekistan's Avant-Garde: Experience of Typological Interpretation]. Central Asian Journal of Art Studies, vol. 6, № 2, 2021, с. 140-152. DOI: 10.47940/cajas.v6i2.440. (in Russian)

Aristov, Nikolai. “Zametki ob etnicheskom sostave tyurkskih plemen i narodnostej i svedeniya ob ih chislennosti” [Notes on the ethnic composition of Turkic tribes and nationalities and information about their number]. Zhivaya starina, 1896, Issue 3-4, pp. 277- 456. (in Russian)

Ayazbekova, Sabina. “T`angiri - Ajyy Tangara - Bog Neba: genezis, terminy, ipostasi, vizualizaciya, sushchnostnye harakteristiki”[T`angiri - Ayyy Taҥara - God of Heaven: genesis, terms, hypostases, visualisation, essential characteristics]. Collection of articles of the III All-Russian scientific-practical conference Aiyy Tangara and blacksmith cult in Tengrianism, Republic of Sakha (Yakutia), 2022, pp. 11-19. (in Russian)

Bimendiev, Abdibek and Uskenbai, Kanat. [Kazahi. Istoriya i kul'tura [Kazakhs. History and Culture],’ Almaty: ABDI, 2018. (in Russian)

Bogoslovskaya, Irina. Karakalpakskij ornament: obraz i smysl [Karakalpak ornament: image and meaning]. Almaty: MICAI, 2019. (in Russian)

Chebodaeva, Maina. Obraz Bogini Umaj (Ymaj) v izobrazitel'nom i dekorativnom iskusstve Hakasii [The Image of the Goddess Umai (Ymai) in the Fine and Decorative Art of Khakassia.] Abakan: Khakass Book Publishing House, 2019. (in Russian)

Chebodaeva, Maina. Ornament prata i tarthana v narodnoj vyshivke hakasov XVIII – nach. XX vv.[ Prata and tartkhana ornamentation in the folk embroidery of the Khakasses of the 18th - early 20th centuries]. Culture of Central Asia: written sources. Issue 14, 2021, pp.128-139. (in Russian)

Chepelev, Vladimir and Klodt, Eugene. Kazahskij narodnyj ornament [Kazakh folk ornament.] Moscow: Art, 1939. (in Russian)

Emanuela Cristiani and Dušan Borić. “8500-year-old Late Mesolithic garment embroidery from Vlasac (Serbia): Technological, use-wear and residue analyses”, Journal of Archaeological Science, 39, 11, 3450-3469, 2012, https://doi.org/10.1016/j.jas.2012.05.016. Аccessed Marsh 12, 2024. (in English)

Freidenberg, Olga. Mif i literatura drevnosti [Myth and Literature of Antiquity]. Moscow: Oriental Literature of the Russian Academy of Sciences, 1998. (in Russian)

Fursova Elena. “Zoomorphic images in eastern slavic embroidery of Southwestern Siberia”, Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia, 36, 4, 95-106, 2008, https://doi.org/10.1016/j.aeae.2009.03.010. Аccessed Marsh 12, 2024. (in Russian)

Gul, Elmira. “Kovry Uzbekistana: istoriya, estetika, semantika” [Carpets of Uzbekistan: history, aesthetics, semantics]. Tashkent: Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, 2019. (in Russian)

Gul, Elmira. “Sady nebesnye i sady zemnye. Vyshivka Uzbekistana: skrytyj smysl sakral'nyh tekstov” [Gardens of Heaven and Gardens of Earth. Embroidery of Uzbekistan: the hidden meaning of sacred texts]. Moscow: Marjani Foundation, 2013. (in Russian)

Gul, Elmira and Smagulov, Yerbulat. “Stepnaya mandala: k interpretacii universal'nogo simvola” [Steppe mandala: towards the interpretation of a universal symbol]. Oases of the Silk Road: Modern Problems of Ethnography, History and Source Studies of the Peoples of Central Asia: On the 100th Anniversary of Doctor of Historical Sciences Balkis Khalilovna Karmysheva. Moscow: Islamic Book, 2018, pp. 249-273. (in Russian)

Juan de Lara. “Set the Gaze on Fire”: Gold-Cloth Furnishing and Sacred Propaganda in the Courts of Early Mediaeval Islam”, Journal of Material Cultures in the Muslim World, 3, 2, 205-234, 2023, https://doi.org/10.1163/26666286-12340032. Аccessed Marsh 12, 2024. (in English)

Justine Dol and Helen Hambly Odame. “Stitching toward empowerment: A case study of Tabiro Ladies’ Club”, Journal of Co-operative Organization and Management,1, 2, 70-80, 2013, https://doi.org/10.1016/j.jcom.2013.10.005. Аccessed Marsh 12, 2024. (in English)

Kadyrov, Victor. “Sajma. Kyrgyzskaya vyshivka” [Saima. Kyrgyz embroidery]. Bishkek: Raritet, 2012.([in Russian)

Kazhgali uly, Alibek. “Organon ornamenta” [Organon of ornament]. Almaty, 2003. 438 с. (in Russian)

Kate Fitz Gibbon and Andrew Hale. Uzbek Embroideries in the nomadic tradition. Minneapolis Institute of Arts. 2007, 207 с. (in English)

Kidiekova, Irina. “Ornament hakasov” [Khakass ornament.] CH. I. Abakan: Khakass Book Publishing House, 1996. (in Russian)

Kidiekova, Irina and Kustova, Yulia. “Zhenskoe bozhestvo-ohranitel' iz konskoj lodyzhki” [Female Guardian Deity from a Horse's Ankle]. Cultures of Steppe Eurasia and Their Interaction with Ancient Civilisations. Book 1. St. Petersburg: “Periphery”, 2012, pp. 215-217. (in Russian)

Kozla, Mukhtar. “Izobrazhenie Tengri i Umaj na reznom dereve iz Otrarskogo oazisa” [The image of Tengri and Umai on carved wood from the Otrar oasis]. Peoples and Religions of Eurasia, 2015, pp. 34-47. (in Russian)

Kukashev, Rashid. “Kazahskaya dekorativnaya vyshivka (o tamburnyh shvah)” [Kazakh decorative embroidery (about tambour stitches)]. Cultural Information Journal AltynArt, 3(7), 2021, pp.19-32. (in Russian)

Kyzlasov, Igor. “Izobrazhenie Tengri i Umaj na Sulekskoj pisanice” [The depiction of Tengri and Umai on the Sulek Pisanitsa]. Ethnographic Review, No. 4, 1998, pp. 39-52. (in Russian)

Morozova, Anna. “Tradicionnaya narodnaya odezhda Turkmen” [Traditional Folk Clothing of Turkmens]. In Book: Traditional clothing of the peoples of Central Asia and Kazakhstan. Moscow: Nauka, 1989, pp. 39-89. (in Russian)

Murataev, Kurman. “Arhetipy tradicij etnohudozhestvennoj kul'tury i voprosy artpedagogiki” [Archetypes of traditions of ethno-artistic culture and issues of artpedagogy]. Almaty: Oner, 2020. (in Russian)

Naurzbayeva, Zira. “Vechnoe nebo kazahov” [The eternal sky of Kazakhs]. Almaty: SAGA, 2013. (in Russian)

Naurzbayeva, Zira. “Simvolizm Velikoj materi saba i svyazannye s nej obryady” [Symbolism of the Great Mother Saba and related rituals], Vestnik KazNPU named after Abay. Series ‘Historical and socio-political sciences’, 2021, Vol. 3, No. 70, pp. 56-62. (in Russian)

Ospanuly, Yeraly. “Etnograficheskij atlas kazahskogo ornamenta” [Ethnographic atlas of Kazakh ornament]. Shymkent, 2021. (in Russian)

Ozheredov, Yuriy. Rakovina kauri v kul'turah mira (po materialam arheologii i etnografii) [Localization and chronology of cowrie shells in the world cultures (archaeological and ethnographic evidence)]. Nations and religions of Eurasia. 2022. V. 27, No.4. P. 100–141. (in Russian)

Potapov, Leonid. “Umaj - bozhestvo drevnih tyurkov v svete etnograficheskih dannyh” [Umai - the deity of the ancient Turks in the light of ethnographic data], Turkological Collection, Moscow: Nauka, 1973, pp. 265-286. (in Russian)

Popova, Larisa. “Vyshivka yuzhnosibirskih nastennyh meshkov “bashtyk” kak obraz prostranstva-vremeni” [Embroidery of South Siberian wall bags ‘bashtyk’ as an image of space-time]. In Ornamentics of Objects of Folk Culture, St. Petersburg: Slavia Ltd., 2022, pp. 180-191. (in Russian)

Rezvan, Efim. “Turkestan. Moj mir islama: I.” [Turkestan. My World of Islam: I]. SPb: KMBH LLC, 2016. (in Russian)

Rinku. “Wage determinants of creative industry workers: A quantile regression analysis of traditional Indian embroidery (chikankari) industry workers of Lucknow”, Regional Science Policy & Practice, 15, 1008-1019, 2023, https://doi.org/10.1111/rsp3.12660. Аccessed Marsh 12, 2024. (in English)

Ryndin, Mikhail. “Kirgizskij nacional'nyj uzor” [Kyrgyz national pattern.] L.-F.: Academy of Sciences of the USSR, 1948. (in Russian)

Rzaeva, Saltanat. “ Drevnie kul'ty i simvolika Azerbajdzhana (doislamskogo perioda)” [Ancient cults and symbolism of Azerbaijan (pre-Islamic period)].Baku: Elm, 2010. (in Russian)

Sagalaev, Andrei. “Uralo-altajskaya mifologiya: simvol i arhetip” [Ural-Altaic mythology: symbol and archetype]. Novosibirsk: Nauka. Siberian Branch, 1991. (in Russian)

Sembi, Marat. “Kempіr – nebesnoe bozhestvo” [Kempir - heavenly deity]. Proceedings of the IX Eurasian Scientific Forum ‘The Legacy of L.N. Gumilev and Modern Eurasian Integration’, 2013. pp. 11-15. (in Russian)

Shevtsova, Anna. “Kazahskij narodnyj ornament: istoki i tradicii” [Kazakh folk ornament: origins and traditions.] Moscow: Moscow Foundation ‘Kazakh Diaspora’, 2007. (in Russian)

Shklyaeva, Svetlana. “Regional'nye osobennosti ukrashenij narodnoj kazahskoj odezhdy Saryarki konca XIX – nachala XX v. (kollekcii muzeev Almaty, Arkalyka i Kostanaya)” [Regional peculiarities of the ornaments of the Kazakh folk clothes of Saryarka at the end of XIX - beginning of XX century (collections of museums of Almaty, Arkalyk and Kostanay)]. In the book: The image of a woman in the reflection of centuries: on materials from Bolshoi Turgai and neighbouring regions. [Obraz zhenshchiny v otrazhenii vekov: po materialam iz Bol'shogo Turgaya i sopredel'nyh regionov.] Collective monograph. Almaty: Institute of Archaeology named after A. H. Margulan. A. H. Margulan, 2020, pp. 7-42. (in Russian)

Sofie Verclyte and Catherine Willems. “A design anthropology of collaborative making: Exploring shoemaking and embroidery practices”, Design Studies, 87, 2023, https://doi.org/10.1016/j.destud.2023.101191. Аccessed Marsh 12, 2024. (in English)

Sukhareva, Olga. “Ornament dekorativnyh vyshivok Samarkanda i ego svyaz' s narodnymi predstavleniyami i verovaniyami (vtoraya polovina XIX ‒ nachalo XX v.)” [Ornament of decorative embroideries of Samarkand and its connection with folk perceptions and beliefs (second half of the XIX - beginning of the XX century)], Soviet Ethnography, 1983, No. 6, pp. 67-79. (in Russian)

Tishina, Tatiana. “Yakutskoe ornamental'noe iskusstvo” [‘Yakut ornamental art.’] Science and Technology in Yakutia, 2005, no. 1(8), pp. 102-110. (in Russian)

Tokhtabaeva, Shayzada. “Arhetipicheskie obrazy v ornamental'nyh motivah kazahskoj vyshivki XIX-XX vv.” [Archetypal images in ornamental motifs of Kazakh embroidery of the XIX-XX centuries]. Canvas of cultures: collection of articles, Almaty: MIR, 2020, pp. 76 - 90. (in Russian)

Tsareva, Elena. “Chitaya tuskiiz” [Reading Tuskiiz]. Between Turkestan and Tibet: the Salars. Catalogue of the exhibition. St. Petersburg: MAE RAS, 2010, pp. 160-167. (in Russian)

Загрузки


Number of views: 93

Опубликован

2024-06-20

Как цитировать

Жанерке Шайгозова. «МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ВЫШИВКЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ (к постановке проблемы исследования)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 2, 2024 г., с. 74-94, doi:10.47940/cajas.v9i2.889.
Лицензия Creative Commons