АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДАСТАН В ФОРМАХ БАЛЕТНЫХ ПОСТАНОВОК ТРИЕДИНСТВА: ПОЭЗИЯ, МУЗЫКА, ТАНЕЦ

Авторы

  • Нигар Шахмурадова Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)
  • Гульнара Саитова Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.896

Аннотация

В данной статье рассматривается дастан, как эпическое произведение в фольклоре и литературе народов Ближнего и Среднего Востока. Известно, дастаны являются образцом нематериального культурного наследия, которые развивались в синтезе поэзии и музыки. Так как во второй половине ХХ века ведущие хореографы современного балетного искусства Азербайджана все чаще стали обращаться к дастанам, в результате чего зародилась новая форма, а именно хореографическая миниатюра, которая требует научного осмысления и выявления триединства поэзии, музыки и хореографии. Цель: основной целью статьи является исследование и значение триединства: музыки, поэзии и танца в апекте сохранения и развития художественного языка азербайджанского танца. Задачи: рассмотреть хореографичеcкую  культуру как компонент  художественной культуры и место триединства – поэзии, музыки и танца в ней.Выявить и осмыслить специфику исторических этапов и типов  взаимодействия народного и профессионального танца в разные периоды развития хореографической культуры.Методыисследования определяются спецификой  научной проблемы, целью и задачами работы. Это даст возможность выявить специфику триединствакак основы и источника обновления искусства, понять особенности его собственной культурно-исторической судьбы, а также выявить тенденции развития народной художественной  культуры и профессионального искусства в современных условиях. Результатывыполненного исследования гарантируются обширной теоретической и практической базой, комплексным междисциплинарным подходом,  соответственно выбранных методов целии задачам исследования, а также изучениемискусствоведческих,культурологических, философских, этнографических источников.Анализ хореографических миниатюр, на примере истории становления и формирования, позволит исследовать аспектысинтезаразвития азербайджанского национального хореографического искусства. В работе над исследованием использованы культурно-исторический, биографический методы анализа. Характеризуя, основные черты и принципы развития хореографических миниатюр, авторы статьи рассматривают вопрос сценической интерпретации азербайджанского народного танца, его новый лексический язык и пластическую выразительность. На основе полученного опыта в Азербайджанском Государственном Академическом театре оперы и балета исследователиопределяют роль и значение триединства – музыки, поэзии и танца, а также роль хореографов и исполнителей в развитии национального балета.

Ключевые слова:

дастан, фольклорный танец, эпическое творчество, мугам, балет, поэзия, хореографическое искусство, пластическая выразительность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Нигар Шахмурадова, Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

докторант кафедры педагогики, факультет «Хореографии», Казахская национальная академия хореографии(Астана, Казахстан)

Гульнара Саитова , Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

кандидат искусствоведения, профессор кафедры балетмейстерское искусство факультета хореография, Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

Библиографические ссылки

Абасова, Эльмира, и Касимов, Кубад. "Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана 1920-1956. ", «Элм», 1970, с. 84-178.

Амиров, Фикрет."Сын Востока с музыкальной судьбой. ИсторияАзербайджана."

Bakirova, Samal, et al."Kazakhstan Experience in Distance Learning in Higher Education in the Fieldof Choreography."Artseduca, 2022, V.33, pp. 97–183. http://hdl.handle.net/10234/201100

Гольцман, Aбрам. "Советские балеты, краткое содержание." Советский композитор, 1985.

Жирмунский, Виктор. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки.ГИХЛ, 1962.

Келдыш, Юрий.Музыкальный энциклопедический словарь.Советская энциклопедия, 1991.

Келдыш, Юрий.«Хроника культурной жизни».Литературный Азербайджан, журнал. 1986, с. 127.

Келдыш, Юрий."Музыкальная энциклопедия."Энциклопедия, 1973.

Литературный Азербайджан. Союз Азербайджанских Советских писателей, 1987.

MashurovaAida, et al."The Creation of Female Characters in Works of Art of the Uighur Classica."Asian Social Science, Special Issue Vol. 11, No19, August 2015, Canadian Center of Science and Education, pp. 159–167.

Музыкальная жизнь. Советский композитор, 1992, с. 484.

Moldakhmetova, Alima,et al."Dance movements of baksy as a paradigm of development of the Kazakh dance art."Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, vol. 10, No. 3.http://rupkatha.com/V10/n3/v10n305.pdf

Полисадова, Ольга. Балетмейстеры ХХ века: индивидуальный взгляд на развитие хореографического искусства: учебное пособие.2013.

Прохоров, Александр. "Большая Советская Энциклопедия." 3-еизд., 1969, с. 608.

Saitova,Gulnara,etal."Korean stage dance as new trend in Kazakhstan choreography." Global Media Journal, Vol.14, No.26/33, June 20, 2016,рр. 1–11.

https://www.globalmediajournal.com/open-access/korean-stage-dance-as-a-new-trend-in-kazakhstan-choreography

Saitova, Gulnara, et al."Creativity of Kazakh People in The Context of Kara Jorga Dance Preservation and Development Prospects of Kazakh Cultural Heritage." – Creativity Studies. – 2023, - V. 16, Issue.2.- P. 726–739.

https://journals.vilniustech.lt/index.php/CS/article/view/16695

Тагизаде, Аида.АкшинАлизаде. Баку, Ишыг, 1986.

Хазри, Наби. Амиров Фикрет: Творческие портреты композиторов, 1990.

Heinrich, Friedrich von Diez. Denkwürdigkeiten von Asien in Künsten und Wissenschaften, Sitten, Gebräuchen und Alterthümern, Religion und Regierungsverfassung.Nicolai, 1815.

References:

Zhirmunskiy, Viktor. Narodnyygeroicheskiyepos. Sravnitelno-istoricheskiyeocherki[Thefolkheroicepic.Comparative-historical essays.]Goslitizdat Publ., 1962. (In Russian)

Keldysh, Yuriy. Muzykalnyyentsiklopedicheskiyslovar [Encyclopedic Music Dictionary.]Soviet Encyclopedia, 1991, p. 672. (In Russian)

Polisadova, Olga. Baletmeystery 20 veka: individualnyyvzglyadnarazvitiyekhoreograficheskogoiskusstva: uchebnoyeposobiye["Ballet masters of the 20th century: a view on the development of choreographic art: Training manual]. Vladimir State University, 2013. (In Russian)

Tagizade, Aida. AkshinAlizade [Akshin, Alizade.]Baku, Ishyg, 1986, p 136.(In Azerbaijan)

Khazri, Nabi. AmirovFikret: Tvorcheskiyeportretykompozitorov[AmirovFikret: Creative portraits of composers,] 1990.(In Russian)

Heinrich, Friedrich, von Diez. Denkwürdigkeiten von Asien in Künsten und Wissenschaften, Sitten, Gebräuchen und Alterthümern, Religion und Regierungsverfassung. Nicolai, 1815, p.1079. (In German)

Keldysh, Yuriy. «Khronikakulturnoyzhizni» ["The Cultural chronicle of life".]Literary AzerbaijanMagazine.1986, p.127.(In Russian)

Keldysh, Yuriy. Muzykalnayaentsiklopediya ["Music encyclopedia.] Entsiklopediya, 1973.(In Russian)

Prokhorov, Aleksandr.BolshayaSovetskayaEntsiklopediya [The Great Soviet Encyclopedia.3rdEdition, 1969, p. 608. (In Russian)

Abasova, Elmira, iKasimov, Kubad. "OcherkimuzykalnogoiskusstvaSovetskogoAzerbaydzhana 1920-1956 [Essays of Musical Art in the Soviet Azerbaijan: 1920–1956.]"Elm", 1970, p. 84–178.(In Russian)

Goltsman, Abram. Sovetskiyebalety, kratkoyesoderzhaniye [Soviet Ballets: Summary.]SovetskiĭKompozitor, 1985. (In Russian)

Teatr. Iskusstvo[Theatre.Art.] 1976, p. 1230. (In Russian)

LiteraturnyyAzerbaydzhan[Literary Azerbaijan.]Azerbaijan’s Soviet Writers' Union, 1987.(In Russian)

Muzykalʹnai︠a︡ zhiznʹ [Music life.]Sovetskykompozitor, 1992, p. 484. (In Russian)

Amirov, Fikret. SynVostoka s muzykalnoysudboy. IstoriyaAzerbaydzhana [Son of the East with musical destiny. History of Azerbaijan.](In Russian)

Moldakhmetova, Alima,et al."Dance movements of baksy as a paradigm of development of the Kazakh dance art."Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, vol. 10, No. 3.http://rupkatha.com/V10/n3/v10n305.pdf

Saitova,Gulnara, et al."Korean stage dance as new trend in Kazakhstan choreography." Global Media Journal, Vol.14, No.26/33, June 20, 2016,рр. 1–11.

https://www.globalmediajournal.com/open-access/korean-stage-dance-as-a-new-trend-in-kazakhstan-choreography

Bakirova,Samal, et al."KazakhstanExperienceinDistance Learning in HigherEducation in the Fieldof Choreography."Artseduca,2022, V.33,pp. 97–183. http://hdl.handle.net/10234/201100

Saitova, Gulnara, et al."Creativity of Kazakh People in The Context of Kara Jorga Dance Preservation and Development Prospects of Kazakh Cultural Heritage." – Creativity Studies. – 2023, - V. 16, Issue.2.- P. 726–739.

https://journals.vilniustech.lt/index.php/CS/article/view/16695

MashurovaAida, et al."The Creation of Female Characters in Works of Art of the Uighur Classica."Asian Social Science, Special Issue Vol. 11, No19, August 2015, Canadian Center of Science and Education,pp. 159–167.

Загрузки


Number of views: 94

Опубликован

2024-06-20

Как цитировать

Нигар Шахмурадова, и Гульнара Саитова. «АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДАСТАН В ФОРМАХ БАЛЕТНЫХ ПОСТАНОВОК ТРИЕДИНСТВА: ПОЭЗИЯ, МУЗЫКА, ТАНЕЦ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 2, 2024 г., с. 119-33, doi:10.47940/cajas.v9i2.896.
Лицензия Creative Commons