КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ (К 80-ЛЕТИЮ КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ КУРМАНГАЗЫ)
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i3.900Аннотация
Статья посвящена истории становления кафедры специального фортепиано Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, формирование которой происходило в одно время с развитием казахстанской фортепианной школы. В статье выявляются особенности формирования кафедры специального фортепиано Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Авторами предпринимается попытка осмысливания исторического процесса ее формирования. Одним из главных факторов формирования кафедры специального фортепиано рассматривается преемственность исполнительских и педагогических принципов. Авторы применяют исторический подход, с помощью которого прослеживаются истоки, повлиявшие на становление педагогического и исполнительского облика кафедры специального фортепиано, а также системный подход, позволяющий рассмотреть особенности формирования и развития кафедры специального фортепиано Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Особый интерес проявляется к вопросам развития кафедры специального фортепиано Казахской национальной консерватории имени Курмангазы с точки зрения казахстанского музыковедения, отмечается уникальность этого процесса. В ходе исследования были изучены ценные документы, хранящиеся в Архивах Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и Новосибирской государственной консерватории им. М. Глинки. Результаты исследования могут быть полезны в процессе обучения как пианистов (исполнителей, исследователей, педагогов), так и музыковедов. Статья содержит таблицу и диаграмму, которые отражают результаты исследования.Ключевые слова:
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, кафедра специального фортепиано, казахстанская фортепианная школа, традиции, исполнительство, педагогика, фортепианоСкачивания
Библиографические ссылки
Bai, Bing. “Piano Learning in the Context of Schooling During China’s ‘Piano Craze’ and Beyond: Motivations and Pathways”. Music Education Research, vol. 23, no. 4, 2022, pp. 512–526. DOI: 10.1080/14613808.2021.1929139.
Benetti Alfonso and Francisco Monteiro. “The Piano in the Portuguese Experimental Music Scene: Approaches, Contexts, and Practices”. Contemporary Music Review, vol. 42, no. 2, 2023, pp. 153–172. DOI: 10.1080/07494467.2023.2243101.
Demirtzoglou Konstantinos and Maria Papazachariou-Christoforou. “Enhancing Young Violinists’ Musical Identities Using a Dialectical Approach Drawn from the Stanislavsky System”. Stanislavski Studies, 2024, pp. 1–16. DOI: 10.1080/20567790.2024.2323036.
dos Santos Regina Antunes Teixeira. “Ways of Using Musical Knowledge to Think About One's Piano Repertoire Learning: Three Case Studies”. Music Education Research, vol. 20, no. 4, 2018, pp. 427–445. DOI: 10.1080/14613808.2018.1463979.
Froneman, Anchen. “The Sight and Sound of Fireworks – Embodied Interactions Within Piano Performance Gestures”. South African Theatre Journal, vol. 31, no. 1, 2018, pp. 98–114. DOI: 10.1080/10137548.2017.1418419.
Holmgren, Carl. “Empowering Piano Students of Western Classical Music: Challenging Teaching and Learning of Musical Interpretation in Higher Education”. Music Education Research, vol. 24, no. 5, 2022, pp. 574–587. DOI: 10.1080/14613808.2022.2101632.
Kirby, Jenn. “Approaches for Working with the Body in the Design of Electronic Music Performance Systems”. Contemporary Music Review, vol. 42, no. 3, 2023, pp. 304–318. DOI: 10.1080/07494467.2023.2277564.
Li Shen and Renee Timmers. “Exploring Pianists' embodied Concepts of Piano Timbre: An Interview Study”. Journal of New Music Research, vol. 49, 2020, pp. 477–492. DOI 10.1080/09298215.2020.1826532.
Liu Xueli and Xin Shao. “Modern Mobile Learning Technologies in Online Piano Education: Online Educational Course Design and Impact on Learning”. Interactive Learning Environments, 2022, pp. 1–12. DOI: 10.1080/10494820.2022.2118787.
Lussier-Dalpé, Bianka, et al. “The Challenge of Reading Music Notation for Pianists with Low Vision: An Exploratory Qualitative Study Using a Head-Mounted Display”. Assistive Technology, vol. 34, no. 1, 2022, pp. 2–10. DOI: 10.1080/10400435.2019.1661315.
Restagno, Enzo. “La Kadyrbekova merita il Viotti”. Stampa Sera, 10 November 1980, www.archiviolastampa.it/component/option,com_lastampa/task,search/mod,libera/action,viewer/Itemid,3/page,7/articleid,1067_02_1980_0286_0009_24045113/anews,true/. Accessed 05 May 2024.
Villata, Secondo. “Suona la piu brava”. La Stampa, 08 November 1980, www.archiviolastampa.it/component/option,com_lastampa/task,search/mod,libera/action,viewer/Itemid,3/page,11/articleid,1449_02_1980_0285_0029_20486401/ Accessed 05 May 2024.
Байкадамова, Балдырган. «Алматинская консерватория. Год первый…». Saryn Art and Science Journal, №3 (24), 2019, с. 5–25.
Балбусинова, Айгерим. Современное фортепианное исполнительство в Казахстане: направления и тенденции. 2020. Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, магистерская диссертация.
Джумакова, Умитжан. «Творчество композиторов Казахстана на рубеже двух веков и «перезагрузка» в его научном осмыслении». Calameo, www.calameo.com/books/006395459691cc099ba0d. Дата доступа 28 февраля 2024.
Дуйсенбаева, Дана. Творчество Гульжамили Кадырбековой в контексте фортепианного искусства Казахстана. 2013. Казахский национальный университет искусств, магистерская диссертация.
Зингер, Евсей. О прошлом и пережитом: рукопись. Новосибирск, Архив Новосибирской государственной консерватории, 1976.
Калдаякова, Айсулу. История становления и развития фортепианной школы Казахстана на рубеже ХХ-XXI вв. 2013. Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, магистерская диссертация.
Мухитова, Алуаш. Фортепианное искусство Казахстана второй половины ХХ века. 2009. Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, кандидатская диссертация.
Потешкина, Нелли. История кафедры специального фортепиано. Алматы, Архив КНК им. Курмангазы.
Сепп, Майа. «Алматинская консерватория». Implementation of modern science and practice, материалы XXV Международной научно-практической конференции. 11–14 мая 2021, Варна, с. 61–65. DOI 10.46299/ISG.2021.1.XXV.
Сепп, Майа. «Педагогические принципы А. Б. Гольденвейзера в контексте музыкальной культуры эпохи (к 145-летию со дня рождения)». Искусство глазами молодых, материалы XIII Международной научной конференции. 29–30 апреля 2021, Сибирский государственный институт искусств имени Д. Хворостовского, Красноярск, 2021, с. 246–250.
Сяоцзя, Чжан, и Елена Яковлева. «К вопросу о деятельности ведущих представителей русской фортепианной педагогики». Ученые записки. т. 61, №1, Курск, 2022, с. 235–242.
Тверитина, Елена. «Педагогические принципы Алексея Наседкина в русле московской фортепианной школы». Манускрипт, №3, 2019, с. 146–150. DOI: 10.30853/manuscript.2019.3.30.
References
Bai, Bing. “Piano Learning in the Context of Schooling During China’s ‘Piano Craze’ and Beyond: Motivations and Pathways”. Music Education Research, vol. 23, no. 4, 2022, pp. 512–526. DOI: 10.1080/14613808.2021.1929139.
Balbusinova, Aygerim. Sovremennoye fortepiannoye ispolnitelstvo v Kazakhstane: napravleniya i tendentsii. 2020. Kazakhskaya natsionalnaya konservatoriya im. Kurmangazy, Master Thesis. (In Russian)
Baykadamova, Baldyrgan. «Almatinskaya konservatoriya. God pervyy…». Saryn Art and Science Journal, №3 (24), 2019, s. 5–25. (In Russian)
Benetti Alfonso and Francisco Monteiro. “The Piano in the Portuguese Experimental Music Scene: Approaches, Contexts, and Practices”. Contemporary Music Review, vol. 42, no. 2, 2023, pp. 153–172. DOI: 10.1080/07494467.2023.2243101.
Demirtzoglou Konstantinos and Maria Papazachariou-Christoforou. “Enhancing Young Violinists’ Musical Identities Using a Dialectical Approach Drawn from the Stanislavsky System”. Stanislavski Studies, 2024, pp. 1–16. DOI: 10.1080/20567790.2024.2323036.
dos Santos Regina Antunes Teixeira. “Ways of Using Musical Knowledge to Think About One's Piano Repertoire Learning: Three Case Studies”. Music Education Research, vol. 20, no. 4, 2018, pp. 427–445. DOI: 10.1080/14613808.2018.1463979.
Dzhumakova, Umitzhan. «Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana na rubezhe dvukh vekov i «perezagruzka» v yego nauchnom osmyslenii». Calameo, www.calameo.com/books/006395459691cc099ba0d. Accessed 28 february 2024. (In Russian)
Duysenbayeva, Dana. Tvorchestvo Gulzhamili Kadyrbekovoy v kontekste fortepiannogo iskusstva Kazakhstana. 2013. Kazakhskiy natsionalnyy universitet iskusstv, Master Thesis. (In Russian)
Froneman, Anchen. “The Sight and Sound of Fireworks – Embodied Interactions Within Piano Performance Gestures”. South African Theatre Journal, vol. 31, no. 1, 2018, pp. 98–114. DOI: 10.1080/10137548.2017.1418419.
Holmgren, Carl. “Empowering Piano Students of Western Classical Music: Challenging Teaching and Learning of Musical Interpretation in Higher Education”. Music Education Research, vol. 24, no. 5, 2022, pp. 574–587. DOI: 10.1080/14613808.2022.2101632.
Kaldayakova, Aysulu. Istoriya stanovleniya i razvitiya fortepiannoy shkoly Kazakhstana na rubezhe ХХ-XXI vv. 2013. Kazakhskaya natsionalnaya konservatoriya im. Kurmangazy, Master Thesis. (In Russian)
Kirby, Jenn. “Approaches for Working with the Body in the Design of Electronic Music Performance Systems”. Contemporary Music Review, vol. 42, no. 3, 2023, pp. 304–318. DOI: 10.1080/07494467.2023.2277564.
Li Shen and Renee Timmers. “Exploring Pianists' embodied Concepts of Piano Timbre: An Interview Study”. Journal of New Music Research, vol. 49, 2020, pp. 477–492. DOI 10.1080/09298215.2020.1826532.
Liu Xueli and Xin Shao. “Modern Mobile Learning Technologies in Online Piano Education: Online Educational Course Design and Impact on Learning”. Interactive Learning Environments, 2022, pp. 1–12. DOI: 10.1080/10494820.2022.2118787.
Lussier-Dalpé, Bianka, et al. “The Challenge of Reading Music Notation for Pianists with Low Vision: An Exploratory Qualitative Study Using a Head-Mounted Display”. Assistive Technology, vol. 34, no. 1, 2022, pp. 2–10. DOI: 10.1080/10400435.2019.1661315.
Mukhitova, Aluash. Fortepiannoye iskusstvo Kazakhstana vtoroy poloviny ХХ veka. 2009. Kazakhskaya natsionalnaya konservatoriya im. Kurmangazy, PhD Thesis. (In Russian)
Poteshkina, Nelli. Istoriya kafedry spetsialnogo fortepiano. Almaty, Arkhiv KNK im. Kurmangazy. (In Russian)
Restagno, Enzo. “La Kadyrbekova merita il Viotti”. Stampa Sera, 10 November 1980, www.archiviolastampa.it/component/option,com_lastampa/task,search/mod,libera/action,viewer/Itemid,3/page,7/articleid,1067_02_1980_0286_0009_24045113/anews,true/. Accessed 05 May 2024.
Sepp, Maia. «Almatinskaya konservatoriya». Implementation of modern science and practice, materialy XXV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 11–14 maya 2021, Varna, s. 61–65. DOI 10.46299/ISG.2021.1.XXV. (In Russian)
Sepp, Maia. «Pedagogicheskiye printsipy A. B. Goldenveyzera v kontekste muzykalnoy kultury epokhi (k 145-letiyu so dnya rozhdeniya)». Iskusstvo glazami molodykh, materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. 29–30 aprelya 2021, Sibirskiy gosudarstvennyy institut iskusstv imeni D. Khvorostovskogo, Krasnoyarsk, 2021, s. 246–250. (In Russian)
Syaotszya, Chzhan, i Yelena Yakovleva. «K voprosu o deyatelnosti vedushchikh predstaviteley russkoy fortepiannoy pedagogiki». Uchenyye zapiski. t. 61, №1, Kursk, 2022, s. 235–242. (In Russian)
Tveritina, Yelena. «Pedagogicheskiye printsipy Alekseya Nasedkina v rusle moskovskoy fortepiannoy shkoly». Manuskript, №3, 2019, s. 146–150. DOI: 10.30853/manuscript.2019.3.30. (In Russian)
Villata, Secondo. “Suona la piu brava”. La Stampa, 08 November 1980, www.archiviolastampa.it/component/option,com_lastampa/task,search/mod,libera/action,viewer/Itemid,3/page,11/articleid,1449_02_1980_0285_0029_20486401/ Accessed 05 May 2024.
Zinger, Yevsey. O proshlom i perezhitom: rukopis. Novosibirsk, Arkhiv Novosibirskoy gosudarstvennoy konservatorii, 1976. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.