ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ДОМБРЫ ПИККОЛО КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИМЕНИ КУРМАНГАЗЫ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i3.915Аннотация
В нынешнем (2024) году музыкальная общественность Казахстана празднует 90-летие Казахского национального оркестра народных инструментов имени Курмангазы. С первых лет своего возникновения в его репертуар вошли переложения казахских кюев и песен. Также важной его составляющей стали произведения европейских русских композиторов. Это обусловило необходимость реконструкции домбры и возникновения ее разнотембровых видов. Создание домбры пикколо было необходимо для усиления звучания инструментов в верхнем регистре. Начиная с 1980-х годов, этот инструмент, вышел из музыкальной практики и была заменен флейтой пикколо, прямой и резкий звук которой недостаточно убедительно согласуется с другими тембрами оркестра казахских народных инструментов при исполнении переложений кюев и песен, а также оригинальных произведений отечественных авторов. Актуальность темы обусловлена важной ролью тембра домбры пикколо и почти полной ее неизученностью в казахской этноорганологии. Цель статьи – исследование структуры домбры пикколо Казахского национального оркестра народных инструментов имени Курмангазы определяет следующие задачи: 1) изучение истории становления домбры пикколо; 2) эрго-морфологическая характеристика инструментов, изготовленных местными и российскими мастерами; 3) дальнейшее вычисление точных размеров частей инструмента и его физических параметров; 4) определение индекса домбры пикколо по классификации Эрика Хорнбостеля и Курта Закса. В исследовании были применены комплексный и системный подходы, а также морфологический и сравнительно – типологический методы. Большое значение в подготовке статьи имели идеи российских авторов – специалистов по изготовлению русских народных инструментов Николая Комарова и Сергея Федюнина. В результате исследования обнаружилось, что сравнение домбр пикколо, изготовленныхразными мастерами,показало индивидуальные структурные особенности инструментов, а итоги математического расчета мензуры домбры пикколо, а также физических параметров струн могут стать одной из важных предпосылок возрождения этого инструмента.Ключевые слова:
Казахский национальный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, реконструкция, части домбры пикколо, струны и ладки инструмента, физические параметры инструментаСкачивания
Библиографические ссылки
Дәйеккөздер тізімі
Bulatova, Dinara, Gadjieva, Aishat. «Bowed Instruments of the Turkic-Mongol Peoples of Siberia from the Collection of the Russian Museum of Ethnography». Вестник Санкт-Петербурского государственного университета, Искусствоведение, 2018, Т, 8, вып, 4, с. 540-566.
During, Jan. «Power. Authority and Music in the Cultures of Inner Asia», Ethnomusicology Forum, Volume 14, 2005, Issue 2, Music and Identity in Central Asia, Pages 143-164.
Linglan, Zhu, Stephen McAdams. «Timbre: From Sound to Meaning. Comparison of Heard and Imagined Blends of Instrumental Dyads», Research Article https://journals.sagepub.com/toc/MNS/current, Open Access Research articleFirst published May 6, 2024
Tee Hao, Wong,et al. Ahmad Saifizul, Rahizar Ramli&Ming Foong Soong.
“The Timbre of sape: identifying the sound quality in music instrument making.” Journal of New Music Research, Volume 52, 2023- Issue 1 Pages 3-18 Received 29 Nov 2022, Accepted 25 Nov 2023, Published online: 08 Dec 2023. https://doi.org/10.1080/09298215.2023.2290272
Thor, Magnusson.«Migration of musical instruments: On the socio-technological conditions of musical evolution», Journal of New Music Research, 2021•Taylor & Francis. T 50, 2021 г. – Volume 2. Special issue: The socio-cultural role of technology in digital musical instruments. Guest editors: Koray Tahiroglu and Thor, Magnusson. https://doi.org/10.1080/09298215/2021/1907420)
Бәделхан, Айтжан және Жәкішева, Зәбира. Қамар Қасымов. Павлодар, «ЭКО» ҒӨФ, 2004, 206 б.
Бейсембек, Тілеуғазы. Шамғон Қажығалиев. Алматы, Өлке, 2007, 231б.
Вертков, Константин, Благодатов Георгий, Язовицкая Эльза. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Москва, Государственное музыкальное издательство, 1963, с. 273.
Гизатов, Бисенгали. Казахский оркестр имени Курмангазы.Алма-Ата, Казахское Государственное издательство художественной литературы, 1955, с. 87.
Джумабаев, Асет и Бердібай, Айжан. «Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық халық аспаптар оркестрінің музыкалық шебері – Қамар Қасымов», Сарын, Халықаралық рецензияланатын журнал. Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы, 2024, вып. 2, с. 54-74, (68 с), с. 146.
Жұбанов, Ахмет. Ән-күй сапары. Алматы, Ғылым, 1976, 478 б.
Жұбанов, Ахмет. Домбыра оркестрі. Алма-Ата, 1945, 23 б.
Казахская государственная филармония им. Джамбула. № 1/243, 25 сентября 1957 г, Министру культуры Каз.ССР товарищу Канапину, Амиру.
Комаров, Николай и Федюнин, Сергей. Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов. Москва, Легкопромбытизда, 1988, с. 241.
Куликов, Владимир. Музыкальные инструменты народов Советского Союза, Москва, 1977, с. 61.
Мансуров, Фуат. Школа коллективной игры для оркестра казахских народных инструментов.Рукопись 417, Алма-Ата, с. 46, жылы көрсетілмеген.
Мухамбетова, Асия. Урбанистическая ветвь традиционной инструментальной музыки казахов (до 1975 г ), Аманов, Багдаулет и Мухамбетова, Асия. Казахская традиционная музыка и XX век.- Алматы, ДайкПресс, 2002, с. 231-359.
Сарыбаев, Болат. История факультета казахских народных инструментов. Монография, рукопись, Алма-Ата, 1962-1963, с. 51.
Семаков, Сергей и Семакова, Ирина. Домра в России: из истории становления и развития музыкального инструмента: историко-культурные очерки. Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2022, с. 470.
Тастанов, Хабидолла. Домбыра оркестрін қалай ұйымдастыру керек. Алматы, Қазақ мемлекеттік көркем әдебиет баспасы, 1956, 142 б.
Темірғалиев, Жамағат. Қазақ оркестрін аспаптандыру. Алматы, Әуен, 2010, 104 б.
Утегалиева, Сауле. Звуковой мир музыки тюрских народов: теория, история, практика. Москва, Композитор, 2013, с. 525.
Хорнбостель, Эрик и Закс, Курт. Систематика музыкальных инструментов, Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка.Москва, Советский композитор, 1987, ч 1, с. 261.
References
Bádelhan, Aytzhan., Jákisheva Zabira. «Qamar Qasymov» [«Kamar Kassymov»] Pavlodar, "EKO" ǴÓF, 2004, p.206 (In Kazakh)
Beısembek, Tileugazy. «Shamǵon Qajyǵalıev» [«Shamgon Kazhygaliyev»] Almaty, Olke, 2007, 231p.(In Kazakh)
Bulatova, Dinara, and Gadjieva, Aishad «Bowed Instruments of the Turkic-Mongol Peoples of Siberia from the Collection of the Russian Museum of Ethnography.» Bulletin of St. Petersburg State University. Art history. 2018. Vol. 8. Issue 4. pp. 540–566.
Vertkov, Konstantin., Blagodatov, Georgiy.,and Iazovıskaıa Elza. «Atlas mýzykalnyh ınstrýmentov narodov SSSR» [«Atlas of Musical Instruments of the Peoples of the USSR»] Moscow, Gosudarstvennoe muzykalnoe ızdatelstvo, 1963, 273 p. (In Russian)
Gızatov Bisengaliy«Kazakhskiy orkestr imeni Kurmangazy» [«Kurmangazy Kazakh Orchestra»] Alma-Ata,Kazakhskoye gosudarstvennoye izdatelstvo khudozhestvennoy literatury, 1955, 87p. (In Russian)
Djýmabaev, Asset, and Berdibay, Aizhan «Qurmanǵazy atyndaǵy Qazaq ulttyq halyq aspaptar orkestriniń mýzykalyq sheberi – Qamar Qasymov» [«Kamar Kassymov, a Musical Instruments Artisan for the Kurmangazy Kazakh National Orchestra of Folk Instruments»] // Saryn, Halyqaralyq resenzıalanatyn jýrnal. Qurmanǵazy atyndaǵy Qazaq ulttyq konservatorıasy, 2024, Issue 2. ,pp. 54–74. (In Kazakh)
DuringJ.,Power, «Authority and Musicin theCulturesofInner Asia» // Ethnomusicology Forum. Volume 14, 2005-Issue 2: Music and Identity in Central Asia, pp. 143–164.
Jubanov, Ahmet. «Án-kúı sapary» [«A journey through songs and kuyas »] Almaty, Ǵylym, 1976, 478 p. (In Kazakh)
Jubanov, Ahmet. «Dombyra orkestri»[«The dombra orchestra»] Almaty, 1945. – p.23 p. (In Kazakh)
Kazakhskaya gosudarstvennaya filarmoniya im. Dzhambula. № 1/243, 25 sentyabrya 1957 g, Ministru kultury Kaz.SSR tovarishchu Kanapinu, Amiru. [«Dzhambul kazakh State Philharmonic. No. 1/243, September 25, 1957, to the Minister of Culture of Kaz.SSR to Comrade Kanapin, Amir. (In Russian)
Komarov, Nikolayand Fedúnın, Sergey. «Izgotovleniye i remont shchipkovykh muzykalnykh instrumentov» [«Manufacture and repair of plucked musical instruments»] Moscow: Legkoprombytizdat , 1988. – 241 p. (In Russian)
Kýlıkov, Vladimir. «Muzykalnyye instrumenty narodov Sovetskogo Soyuza» [«Musical instruments of the peoples of the Soviet Unionn»] Moscow,1977. – 61p. (In Russian)
Linglan, Zhu,and Stephen, McAdams. «Timbre: From Sound to Meaning. Comparison of Heard and Imagined Blends of Instrumental Dyads». Research Article https://journals.sagepub.com/toc/MNS/current. Open Access Research article First published May 6, 2024
Mansurov,Fuat «Shkola kollektivnoy igry dlya orkestra kazakhskikh narodnykh instrumentov».Rucopis 417[«The school of collective playing for the orchestra of Kazakh folk instruments»] ,The manuscript 417, Alma-Ata, the year of writing is not specified. (In Russian)
Muhambetova, Asia «Urbanisticheskaya vetv traditsionnoy instrumentalnoy muzyki kazakhov (do 1975 g .)» [«Urban branch of traditional instrumental music of the Kazakhs (before 1975)»] //Amanov B. ZH., Mukhambetova A. I. A 92 Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek. Almaty, DayKPress, 2002, pp.231-359 (In Russian)
Sarybaev, Bolat. «Istoriya fakulteta kazakhskikh narodnykh instrumentov». Monografiya. Rukopis. [«The history of the orchestra of Kazakh folk instruments. Monograph. The manuscript»]Almaty, 1962–1963, 51 p.(In Russian)
Semakov, Sergey, and Irina, Semakova. «Domra v Rossii: iz istorii stanovleniya i razvitiya muzykalnogo instrumenta: istoriko-kulturnyye ocherki»[«Domra in Russia: from the history of the formation and development of a musical instrument: historical and cultural essays»]. Petrozavodskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni A. K. Glazunova, 2022, 470 p. (In Russian)
Tastanov, Khabidolla. «Dombyra orkestrin qalaı uıymdastyrý kerek» [«How to organize a dombra orchestra»]Almaty: Qazaq memlekettik kórkem ádebıet baspasy, 1956. – 142 p. (In Kazakh)
Tee Hao Wong, Ahmad et al.Saifizul, «The Timbre of sape: identifying the sound quality in music instrument making»//Journal of New Music Research, Volume 52, 2023-Issue 1. pp. 3-18 Received 29 Nov 2022, Accepted 25 Nov 2023, Published online: 08 Dec 2023.https://doi.org/10.1080/09298215.2023.2290272
Temirǵalıev, Jamagat. «Qazaq orkestrin aspaptandyrý» [Instrumentation of the Kazakh orchestra] Almaty, Áuen, 2010, – 104 p. (In Kazakh)
Thor Magnusson.«Migration of musical instruments: On the socio-technological conditions of musical evolution»//Journal of New Music Research, 2021•Taylor & Francis. T 50, 2021 г. – Volume 2. Special issue: The socio-cultural role of technology in digital musical instruments. Guest editors: Koray Tahiroglu and Thor, Magnusson. https://doi.org/10.1080/09298215/2021/1907420)
Utegalıeva, Saule «Zvukovoy mir muzyki tyurkskikh narodov: istoriya, teoriya, praktika» [«The sound world of music of the Turkic peoples: history, theory, practice»]Moskow, Kompozıtor, 2013 – 525 p. (In Russian)
Hornbostel, Erich, and Sachs, Kurt«Sistematika muzykalnykh instrumentov// Narodnyye instrumenty i instrumentalnaya muzyka» [«Systematics of musical instruments»// Folk musical instruments and instrumental music»] Moskow, Sovetskiy kompozitor, 1987, ch.1., p.261 (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.