ПОСТДРАМАТИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ В РЕЖИССУРЕ КАЗАХСКОГО ТЕАТРА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i3.921Аннотация
Статья посвящена новейшим веяниям постдраматических векторов в практике режиссёров казахского театра. Основным предметом научной дискуссии стало осмысление постдраматического концепта в постановках казахских режиссёров как важнейшей доминанты и как факта живого театрального процесса, с его устремлённостью к экспериментам и поискам нового. Отношение отечественного театроведения к этой важнейшей тенденции в современном казахском театре весьма неоднозначно: от безаппеляционной критики до абсолюта позитивных определений. С другой стороны, арсенал авангардных форм постдраматического театра это своеобразный отклик на социальные и коммуникативные трансформации новой эпохи, поэтому и «бытие» нового жанра в большей степени находит восторженный отклик у молодой аудитории. Постдраматическая энергетика повлияла на восприятие и нашла отклик в сердцах молодого поколения зрителей. Вызовы нового времени неизбежны, а процессы проникновения пострадраматических элементов в традиции национального театра являются свидетельствами перехода метафоры и символики классической казахской драмы в метонимику постдраматического текста. Методы: Методологической основой исследования являются театроведческий, историко-культурологический, компаративистский подходы и метод структурного анализа постановок. Наряду с этим, кризис семиотического подхода в аналитике современных театральных постановок, потребовал также обращения к модернизированному когнитивно-интегральному методу. Базовому осмыслению подверглись некоторые концепции, умозаключения, критерии, понятия и дефиниции. Задачи: рассмотрены новые явления в казахской театральной режиссуре в условиях парадигмальных изменений развития мирового театра и современного состояния искусства; анализируется возможность усиления синтеза современных медиатехнологий и театрального искусства, создания новых форм и контента спектаклей; установлено влияние постдраматической парадигмы на режиссуру, актёрские задачи, постановочные приёмы и сценографию современного казахского театра. Результаты: Определены особенности режиссерских постдраматических устремлений, новации и поиски новой эстетики в постановках Дины Жумабай, Фархата Молдагалиева, Елика Нурсултана, Алибека Омирбекулы и Аридаш Оспанбаевой; рассмотрены уникальные подходы молодых режиссёров к выражению социальных проблем с помощью визуальных экстраполяций, аллегорий, смысловых комбинаций, кодов, актантных моделей. Практическое значение исследования: заключается в изучении модернизированных методов работы казахских театральных режиссёров с драматургическим материалом и актёрами в контексте пересечений смысловых пространств множества творческих коммуникаций, в разработке уникальной режиссёрской методологии конструирования смыслов и метасмыслов, порождаемых театральной постановкой. Искусственный слой «бытия» смыслового пространства спектакля, возникающий в процессе взаимодействия режиссёрско-актёрских коллабораций и зрительских ассоциаций, обнаруживает усиление ментальной составляющей в восприятии зрителей. А существующие методологические лакуны в практике казахского театра между «вчера» и «сегодня» восполняются сменой драматического действия от конфликта и миметических иллюзий к новым возможностям познания и новой театральной эстетике.Ключевые слова:
театральный процесс, постдраматический театр, творческое пространство, классические постановки, спектакль, новые режиссерские поиски, анализ драматических произведений, актерская индивидуальность, ансамбльСкачивания
Библиографические ссылки
Балм, Кристофер. Театртану. Кіріспе. Алматы, «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры, 2020.
Гольдберг, Роузм. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. Москва, Ад Маргинем Пресс, 2015.
Еркебай, Анар. Қазіргі қазақ театры:тарихи спектакльдер. Монография. Алматы, Т.Жүргенов атындағы Қазақ ұлттық өнер академиясының баспасы, 2015.
Ембергенова Альфия, Кабдиева Сания. «Креативные подходы пластические решения в современной театральной режиссуре Казахстана». Сentral Asian journal of Art Studies, T.8, №3 2023.
Жақсылықова, Меруерт. Қазақ кәсіби актерлік өнерінің даму ерекшеліктері: Зерттеулер, мақалалар. Алматы, «Қаратау КБ» ЖШС, «Дәстүр», 2014.
Исламбаева, Зухра. Терістік және шығыс өңірлеріндегі қазақ театрының дамуы. Монография. Алматы, «Тарих тағылымы» баспасы, 2015.
Кабдиева, Сания. «Пути развития театроведения Казахстана». Материалы международной научной конференции «Театроведение Казахстана: история, теория, практика». Алматы, КазНАИ им. Т.К.Жургенова, 2020.
Леман, Ханс-Тис. Постдраматический театр. Москва, ABCdesign, 2013.
Mayemirov, Askhat. and others. Ethnic and Cultural Aspects in the Development of Kazakh Theatres during the Independence Period: The Problems of Human Existence. Folklore: Electronic Journal of Folklore, № 62, Tartu, Estonia, vol. 62, October, 2015.
Mulvey, Lоra. «Visual pleasure and narrative cintma». Screen journal. Oxford University Press. Vol. 16, № 3.
Мұқан, Аманкелді. Театрда туған толғамдар. Алматы, «Балауса» баспасы ЖШС, 2019.
Нұрпейіс, Бақыт. Қазақ театр режиссурасының қалыптасуы мен даму кезеңдері (1915-2005). Монография. Алматы, «Қаратау КБ» ЖШС, «Дәстүр», 2014.
Остин, Джон. Как производить действия при помощи слов. Москва, Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги, 1999.
Фишер-Лихте, Эрика. Эстетика перформативности. Москва. Международное театральное агенство «Play&Play» – «Канон». 2015.
References
Balm, Kristofer. Teatrtanu. Kіrіspe. [Theater studies. Introduction]. Almaty, «Ulttyk audarma burosy» kogamdyk kory, 2020.
Goldberg, Rоyzm. Iskusstvo performansa. Ot futurizma do nashih dnei [Performance art. From futurism to the present day]. Moscow, Ad Marginem Press, 2015.
Еrкеbаi, Аnar. Qаzіrgі kаzаk tеаtry: tаrihi spektaklder [Мodern Kazakh theatre: historical performances]. Monografia. Almaty, Publishing house of the kazakh national academy of arts named after T. Zhurgenov. 2015.
Zhaksylykova, Meruert. Kazak kasibi akterlik onerining damu erekshelikteri [Peculiarities of development of kazakh professional acting art]: Zertteuler, makalalar. Almaty, «Karatau KB» ZhShS, «Dastur», 2014.
Islambayeva, Zukhra. Tеrіstік zhane shugus onirlerindegi kazak teatrlarunun damyu [Development of Kazakh theatres of northern and eastern regions]. Monografia. Almaty, «Tarih tagylymy» baspasy, 2015.
Kabdieva, Sаnia. Kazakstan teatrtanuynyn damu zholdary [Ways of development of theater studies of Kazakhstan] «Kazakhstan teatrtanu gylymy: tarih, teoria, tazhiribe» halykaralyk gylymi konferencija materialdary. Almaty, T.K.Zhurgenov atyndagy KazUOA, 2020.
Lehman, Hans-Tis. Postdramaticheskij teatr [Postdramatic Theatre]. Moscow, ABSdesign, 2013.
Mayemirov, Askhat. and others. Ethnic and Cultural Aspects in the Development of Kazakh Theatres during the Independence Period: The Problems of Human Existence. Folklore: Electronic Journal of Folklore, № 62, Tartu, Estonia, vol. 62, October, 2015.
Mulvey, Lоra. «Visual pleasure and narrative cintma». Screen journal. Oxford University Press. Vol. 16, № 3.
Mukan, Аmankeldi. Tеаtrdа tygаn tоlgаmdаr [Тhoughts born in the theatre]. Almaty, Bаlаysа bаspаsu, ZhShS, 2019.
Nurpeis, Bakyt. Kazak teatr rezhissurasynyng kalyptasuy men damu kezengdery [Stages of formation and development of kazakh theater directing] (1915-2005): Monografia. Almaty, «Karatau KB» ZhShS, «Dastur», 2014.
Оstin, John. Как prоizvodit deistviya pri pomoshchi slov [How to perform actions with words]. Moscow, Idea-Press. Dom intellectualnoi knigi, 1999.
Fisher-Lihte, Erika. Estetika performativnosti [The aesthetics of performativity]. Moscow, Mеgdynarodnoe tеаtrаlnoe аgеnstvo «Play&Play» – «Каnоn». 2015.
Ymbergenova, Аlfia, Kabdieva, Sаnia. Creative approaches and choreographic solutions in modern theatre directing of Kazakhstan. Сentral Asian journal of Art Studies, T.8, №3 2023.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.