Музыкально-исторические факторы эволюции органного искусства Казахстана в 2000-2023 годы

Авторы

  • Айзада Нусупова Казахская национальная консерватория им. Курмангазы https://orcid.org/0000-0001-7669-5492
  • Ирина Гавриленко Казахская национальная консерватория им. Курмангазы (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i4.929

Аннотация

Органное искусство, имеющее глубокие корни в европейской культурной традиции, занимает достойное место в музыкальном пространстве Казахстана. Статья посвящена анализу исторических факторов, содействовавших развитию органного искусства в республике. Актуальность исследования обусловлена не только редкостью подобных работ в контексте избранного региона, но и неизменным интересом к органному наследию как элементу межкультурного диалога. Следует подчеркнуть, что отечественное органное искусство не ограничивается исключительно исполнительской практикой. Оно также вбирает в себя изучение вопросов органостроения, структуры музыкальных произведений, а также взаимодействие музыкальных традиций Востока и Запада. Особое внимание в статье уделяется выявлению закономерностей и национального своеобразия, связанных с особенностями развития органного искусства в Казахстане, а также изучению третьего этапа, охватывающего 2000-2023 годы. Стоит отметить, что избранный период обладает исключительными характеристиками; следовательно, описание ключевых моментов в эволюции современной отечественной органной культуры представляется важным и своевременным. Методологическую основу работы составили исторический, сравнительный и аналитический принципы исследования, позволяющие глубоко исследовать казахстанскую органную школу, существующие музыкальные инструменты с точки зрения их строения, а также органный репертуар отечественных композиторов с учетом многообразия жанров и стилевых канонов. Материалы работы найдут применение в курсах лекций по истории казахской музыки, по органному исполнительству, по инструментоведению, а также в творческой деятельности исполнителей и композиторов Казахстана. Осуществленное исследование трех ведущих векторов, включающих органостроение, композиторское творчество и исполнительскую практику, позволило глубже понять механизмы интеграции органного искусства в музыкальную культуру Казахстана и выявить тенденции его дальнейшего развития в контексте глобализации и культурного многообразия.

Ключевые слова:

Орган, органное искусство Казахстана, композиторское творчество, вопросы органостроения и исполнительства

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Айзада Нусупова, Казахская национальная консерватория им. Курмангазы

Кандидат искусствоведения, «Отличник культуры РК», профессор кафедры «Музыковедения и композиции», декан факультета «Вокала, дирижирования и музыкального образования» Казахской национальной консерватории им. Курмангазы (адрес: пр. Абылай хана, 86, индекс 050000, Алматы, Казахстан)

Ирина Гавриленко, Казахская национальная консерватория им. Курмангазы (Алматы, Казахстан)

магистр искусствоведческих наук, старший преподаватель, зав.кафедрой «Специальное фортепиано» Казахской национальной консерватории им. Курмангазы (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Cheburkina M. (2013) Francuzskoe organnoe iskusstvo Barokko: muzyka, organostroenie, ispolnitel'stvo [French Baroque organ art: music, organ building, performance]. – Moscow, Moscow State Conservatory, PhD Thesis. – 874 p. (In Russian)

Dzhumakova U. (2003) Tvorchestvo kompozitorov Kazahstana 1920–1980-h godov. Problemy istorii, smysla i cennosti [Creativity of Composers of Kazakhstan in the 1920s–1980s. Problems of History, Meaning and Value]. – Astana, Foliant. – 232 p. (In Russian)

Fil'm «Kazahskaja nacional'naja konservatorija im. Kurmangazy» k 60-letnemu jubileju, rezh. A. Pahul'skij [The film "Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy" to the 60th anniversary, directed by A. Pahulsky]. – Magic Mountain Studio, Almaty-Moscow, 2022. https://youtu.be/_QxZVYt77cI. (In Russian)

Gavrilenko I., Nussupova A. (2022) K probleme stanovlenija nacional'nogo organnogo iskusstva Kazahstana (1967–1974 gg.) [On the problem of the formation of national organ art in Kazakhstan (1967–1974)] // «Кeruen» scientific journal. 2022. №4 (77 vol). – Almaty, 2022. – pp. 293-308. ISSN: 2078-8134 | elSSN: 2790-7066. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-24 (In Russian)

Imayo A., Raimkulova A., Begembetova G., Nussupova A., Ilyassov Zh. (2022) National and cultural specifics of nicknames based on discourse // XLinguae. – 2022. – Vol. 15, Iss. 3. – pp. 166–174. ISSN: 1337-8384 | eISSN: 2453-711X. DOI: 10.18355/XL.2022.15.03.14 (In English)

Ketegenova N., Nussupova A. (2015) K voprosu o nacional'nom svoeobrazii garmonii v kazahskoj muzyke [On the Question of the National Identity of Harmony in Kazakh Music] // Hrestomatija po garmonii (na primere proizvedenij kompozitorov Kazahstana na kazahskom i russkom jazykah). (K 70-letiju KNK im. Kurmangazy) [A Textbook on Harmony (On the Example of the Works of Composers of Kazakhstan in Kazakh and Russian Languages). (To the 70th Anniversary of the Kurmangazy KNC)]. – Almaty: Zhania-polygraph, 2015. – 432 p. – In Kazakh, In Russian. ISMN 979-0-803853-98-9 (In Russian)

Kharlamova T. (2019). Organ v kazaxskoj muzy`kal`noj kul`ture: e`tapy` istorii [Organ in the Kazakh musical culture: stages of history]. // Music Scholarship, (1). – pp.123–128. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.123-128 (In Russian)

Latyshova L. (2021) Organnyj instrumentarij v Kazahstane: hronologija, funkcional'nost' i tehnicheskie harakteristiki [Organ instruments in Kazakhstan: chronology, functionality and technical characteristics] / Doklad na Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Ispolnitel'skoe iskusstvo: istorija, teorija, metodologija» [Report at the International Scientific Conference "Performing Arts: History, theory, methodology"] 5-6 of Aptil, 2021 / Novosibirsk State Conservatory named after M.I. Glinka, Novosibirsk, Russia. https://www.youtube.com/watch?v=BPJOsH9vkdc. (In Russian)

Moiseeva M. (2010) Organnoe iskusstvo Ispanii jepohi Vysokogo Vozrozhdenija i barokko [Organ art of Spain of the High Renaissance and Baroque]. – Moscow, Moscow State Conservatory, PhD Thesis. – 285 p. (In Russian)

Nesipbayev G. (2004) Sekciya organa [Organ Section] / Kazahskaja nacional'naja konservatorija imeni Kurmangazy, 60 let [Kurmangazy Kazakh National Conservatory, 60 Years Old.], Editor-Compiler Gabit Nesipbayev. – Almaty, Asu anima, 2004. – pp. 57–63. (In Russian)

Tasbergenova G., Begembetova G., Nussupova A., Yussupova A., Medeubayeva S. (2021) The problem of integradted model of freedom in global world of philosofhical science // XLinguae Europian Scientific Language Journal, 2021, Issue №3 – Philosophy. – eISSN 2453-711X-ISSN 1337-8384. – pp. 188-196. DOI:10.18355/XL.2021.14.03.17 (In English)

Tleubergenov A., Jumaniyazova R., Begembetova G., Nussupova A., Kairbekova A., Keshubayeva D. Typological Features of the Kazakh Ethnic Picture of the World // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – V.11. – Iss.12. – pp. 5250-5260. (SCOPUS ISSN: 1306-3065, SRG – 0,326) (In English)

Загрузки


Number of views: 34

Опубликован

2024-12-20

Как цитировать

Айзада Нусупова, и Ирина Гавриленко. «Музыкально-исторические факторы эволюции органного искусства Казахстана в 2000-2023 годы». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 4, 2024 г., с. 101-19, doi:10.47940/cajas.v9i4.929.
Лицензия Creative Commons