КАЗАХСТАНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ЗРИТЕЛЯ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i4.934Аннотация
Введение. Казахстанский кинематограф как предмет социокультурного анализа представляет особый интерес, как для создателей кинопродукта, так и для кинокритиков и социологов. Новизной работы является рассмотрение и анализ казахстанского кинематографа в контексте глобализации и восприятия зрителем современных моделей кинопроизводства. Обоснованы преимущества использования социологического подхода при анализе влияния киноиндустрии на формирование культурно-ценностных ориентиров зрителя; выявлены предпочтения зрителей к определенным жанрам. Методы. В основу методологической базы исследования положены общенаучные принципы объективности и системности. При рассмотрении кинематографа как важной части социально-культурной составляющей общества использован структурно-функциональный подход, описательный метод, аналитическое реферирование специализированных сайтов. Результаты. С появлением искусственного интеллекта масштабно меняются технологии кинопроизводства, развиваются интернет-платформы, предлагающие широкие возможности доступа к кинопродукции. Наряду с этим важными остаются идеологическая ценность и коммерческая прибыльность. В связи с этим проанализирован вопрос восприятия кинопроизведения современными зрителями, особое внимание уделено изучению социологической характеристики кино. Таким образом, всесторонне рассмотрены особенности казахстанского кинематографа в социокультурном пространстве. Заключение. Наравне с фундаментальными изменениями в эволюции кинематографа, неизменно актуальным остаются его границы и практика. Поэтому особенно важны современные теоретические подходы, которые позволяют шире изучать кинематографическую практику и ее интерпретации, имеющие особое значение не только для понимания искусства кино, но и для социально-культурологического осмысления.Ключевые слова:
кинематография, социокультурное пространство, глобализация, функции кино, социология киноСкачивания
Библиографические ссылки
Абдуллаева, Зара. Муратова, Кира. Искусство кино. Москва, Новое литературное обозрение, 2008.
Ardine, Dustine, &, Stephen, D.Perry. “A Cinematology Approach to Behavioral Change Regarding the Mental Illness Stigma in Society: A Rhetorrectional Situational Analysis of the Film a Beautiful Mind”, Quarterly Review of Film and Video, 2024, pp. 1–24. doi: 10.1080/10509208.2024.2391147. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10509208.2024.2391147 Accessed: 3 October 2024.
Базен, Андре. Что такое кино? Москва, Искусство, 1972.
Broda, Ann. Newsies: “Carrying the Banner through Film, Live Theater, and Virtual Theater”. Quarterly Review of Film and Video, 1–18, 2023. www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10509208.2023.2276019 Accessed: 3 October 2024.
Васильев, Сергей. Отечественный кинематограф на рубеже эпох: история кризиса. 1986-1996 гг. (на примере Краснодарского края). Краснодар, 2003.
Деллюк, Луи. Фото гения кино. Москва, Новые вехи, 1924.
Жабский, Михаил. Кинематограф - зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика. Москва, Канон+, 2010.
Жабский, Михаил. Глобализм и функции кино в обществе. Москва, Научно - исследовательский институт киноискусства, 2002.
Закон Республики Казахстан от 3 января 2019 года № 212-VI «О кинематографии» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.08.2024 г.) Online.zakon.kz, https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39029378&show_di=1 Дата обращения: 24 октября 2024.
Исаков, Салман. «Негативное воздействие СМИ - условие, способствующее преступности несовершеннолетних». Актуальные задачи педагогики, материалы VII Международной научно-практической конференции. Апрель 2016, Чита. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9902/ Дата обращения: 25 октября 2024.
Концепция культурной политики Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 250 на 2023 – 2029 годы. Adilet.kz, https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000250. Дата обращения: 24 октября 2024.
Кенворти, Кристофер. Как снимают блокбастеры Тарантино, Скорсезе, Спилберг. Инструменты и раскадровки работ лучших режиссёров. Москва, Бомбора, 2024.
Кузнецов, Данила. Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра. Москва, Бомбора, 2019.
Лучшие фильмы и сериалы (Казахстан). Кинопоиск https://www.kinopoisk.ru/lists/movies/country--122/?b=top&sort=rating Дата обращения: 29 октября 2024.
Lasswell, Harold. The structure and function of communication in society. Schramm W., Roberts D.F. The Process and Eff ects of Mass Communication. Urbana, 1971. https://sipa.jlu.edu.cn/__local/E/39/71/4CE63D3C04A10B5795F0108EBE6_A7BC17AA_34AAE Accessed: 3 October 2024.
Levin, Daniel T., et al. “Perceiving versus scrutinizing: Viewers do not default to awareness of small spatiotemporal inconsistencies in movie edits”. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2024. https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Faca0000462 Accessed: 20 October 2024.
Маклюэн, Герберт М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. Москва, Кучково поле, 2011.
Мейлах, Мирра. Пластика фильма. Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств, 2006.
Митта, Александр. Кино между раем и адом. Москва, Издательство АСТ, 2024.
Монастырский, Андрей. «Кино как вид искусства». Тамбов, Вестник Тамбовского университета, № 3–2, 2001. https://cyberleninka.ru/article/n/kino-kak-vid-iskusstva/viewer
Дата обращения: 29 октября 2024.
Ортега-и-Гассет, Хосе. Дегуманизация искусства. Москва, Искусство, 1991.
«Почти 400 фильмов создали в Казахстане за прошлый год» Казахстанская правда, 26 апреля 2024 г. //kazpravda.kz/n/pochti-400-filmov-sozdano-v-kazahstane-za-proshlyy-god Дата обращения: 28 октября 2024.
Сорокин, Питирим. Современные социологические теории. Москва, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Центр гуманитарных инициатив, 2021.
Corbett, Kevin. “Genre Destroyed and Being Obnoxious: The Metamodernism of Everything Everywhere All at Once”. Quarterly Review of Film and Video, 1–13, 2023. www.tandfonline.com/action/showAxaArticles?journalCode=gqrf20&startPage=0
Accessed: 23 October 2024.
Suleimenova, Ainur, et al. “Regularities of Constructing the Narrative of an Interactive Documentary Film as an Infotainment Phenomenon”. Southern Communication Journal, 89(2), 2023. www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1041794X.2023.2280654 Accessed: 2 November 2024.
Тирар, Лоран. Профессия режиссер. Частные уроки от великих режиссеров. Москва, Эксмо, 2022. ISBN: 5-04-165924-0
Эйзенштейн для XXI века: сборник статей. Москва, Garage, 2020.
References
Abdullayeva Zara., Muratova Kira. Iskusstvo kino [Art of cinema]. Moskva, Novoye literaturnoye obozreniye, 2008. (In Russian)
Ardine, Dustine, &, Stephen, D.Perry. “A Cinematology Approach to Behavioral Change Regarding the Mental Illness Stigma in Society: A Rhetorrectional Situational Analysis of the Film a Beautiful Mind”, Quarterly Review of Film and Video, 2024 pp. 1–24. doi: 10.1080/10509208.2024.2391147. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10509208.2024.2391147 Accessed: 3 October 2024.
Bazen, Andre. Chto takoye kino? [What is cinema?] Moskva, Iskusstvo, 1972. (In Russian) Accessed: 7 October 2024.
Broda, Ann. Newsies: “Carrying the Banner through Film, Live Theater, and Virtual Theater”. Quarterly Review of Film and Video, 1–18, 2023. www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10509208.2023.2276019 Accessed: 3 October 2024
Vasilyev, Sergey. Otechestvennyy kinematograf na rubezhe epokh: istoriya krizisa. 1986-1996 gg. (na primere Krasnodarskogo kraya) [Social cinema at the turn of eras. History of the crisis 1986-1996. For example, the Krasnodar region]. Krasnodar, 2003. Accessed: 3 October 2024. (In Russian)
Dellyuk, Lui. Foto geniya kino [Photo of cinema genius]. Moskva. Novyye vekhi, 1924. (In Russian)
Zhabskiy, Mikhail. Kinematograf - zerkalo ili molot? Kinokommunikatsiya kak sotsiokulturnaya praktika [Сinema - mirror or hammer? Film communication as a sociocultural practice]. Moskva, Kanon+, 2010. (In Russian)
Zhabskiy, Mikhail. Globalizm i funktsii kino v obshchestve [Globalism and the functions of cinema in society]. Moskva, Nauchno-issledovatelski institut kinoiskusstva, 2002. (In Russian)
Zakon Respubliki Kazakhstan ot 3 yanvarya 2019 goda № 212-VI «O kinematografiI» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 20.08.2024 g.) [Law of the Republic of Kazakhstan dated January 3, 2019 On Cinematography]. Online.zakon.kz, https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39029378&show_di=1. Accessed: 24 October 2024. (In Russian)
Isakov, Salman. “Negativnoye vozdeystviye SMI - usloviye, sposobstvuyushcheye prestupnosti nesovershennoletnikh” [“The negative impact of the media is a condition contributing to juvenile delinquency”]. Current problems of pedagogy, materials of the VII International Scientific and Practical Conference. April 2016, Chita, URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9902/ Accessed: 25 October 2024. (In Russian)
Kontseptsiya kulturnoy politiki Respubliki Kazakhstan ot 28 marta 2023 goda № 250 na 2023 – 2029 gody [Concept of cultural policy of the Republic of Kazakhstan dated March 28, 2023 No. 250 for 2023 – 2029.]. Adilet.kz, https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000250. Accessed: 24 October 2024. (In Russian)
Kenvorti, Kristofer. Kak snimayut blokbastery Tarantino, Skorseze, Spilberg. Instrumenty i raskadrovki rabot luchshikh rezhisserov [How blockbusters by Tarantino, Scorsese, and Spielberg are made. Tools and storyboards from the best directors]. Moskva, Bombora, 2024. (In Russian)
Kuznetsov, Danila. Yazyk kino. Kak ponimat kino i poluchat udovolstviye ot prosmotra [The language of cinema. How to understand cinema and enjoy watching it]. Moskva, Bombora, 2019. (In Russian)
Luchshiye filmy i serialy (Kazakhstan) [The best films and TV series (Kazakhstan)] Kinopoisk, https://www.kinopoisk.ru/lists/movies/country--122/?b=top&sort=rating Accessed: 29 October 2024. (In Russian)
Lasswell, Harold. The structure and function of communication in society. Schramm W., Roberts D.F. The Process and Eff ects of Mass Communication. Urbana, 1971. https://sipa.jlu.edu.cn/__local/E/39/71/4CE63D3C04A10B5795F0108EBE6_A7BC17AA_34AAE Accessed: 3 October 2024.
Levin, Daniel T., et al. “Perceiving versus scrutinizing: Viewers do not default to awareness of small spatiotemporal inconsistencies in movie edits”. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 18(4) 2024, https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Faca0000462 Accessed: 20 October 2024.
Maklyuen, Gerbert M. Ponimaniye media: Vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding Media: The external extension of Man]. Moskva, Kuchkovo pole, 2011. (In Russian)
Meylakh, Mirra. Plastika filma [The Plasticity of Film]. Sankt-Peterburg, Rossiyskiy institut istorii iskusstv, 2006. (In Russian)
Mitta, Aleksandr. Kino mezhdu rayem i adom [Movie between heaven and hell]. Moskva, AST, 2024. ISBN 978-5-17-095326-4. (In Russian)
Monastyrskiy, Andrey. “Kino kak vid iskusstva” [“Cinema as an art form”]. Tambov, Bulletin of Tambov University, № 3–2, 2001. https://cyberleninka.ru/article/n/kino-kak-vid-iskusstva/viewer Accessed: 29 October 2024. (In Russian)
Ortega-i-Gasset, Khose. Degumanizatsiya iskusstva [Dehumanization of art]. Moskva, Iskusstvo, 1991. (In Russian)
“Pochti 400 filmov sozdali v Kazakhstane za proshlyy god” [“Almost 400 films were created in Kazakhstan last year”] Kazakhstanskaya pravda, 26 aprelya 2024 g. kazpravda.kz/n/pochti-400-filmov-sozdano-v-kazahstane-za-proshlyy-god. Accessed: 28 October 2024. (In Russian)
Sorokin, Pitirim. Sovremennyye sotsiologicheskiye teorii [Modern sociological theories]. Moskva, Sankt-Peterburg, Syktyvkar, Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2021. (In Russian)
Corbett, Kevin. “Genre Destroyed and Being Obnoxious: The Metamodernism of Everything Everywhere All at Once”. Quarterly Review of Film and Video, 1–13, 2023. www.tandfonline.com/action/showAxaArticles?journalCode=gqrf20&startPage=0 Accessed: 23 October 2024.
Suleimenova, Ainur, et. al. “Regularities of Constructing the Narrative of an Interactive Documentary Film as an Infotainment Phenomenon”. Southern Communication Journal, 89(2), 2023. www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1041794X.2023.2280654 Accessed: 2 November 2024.
Tirar, Loran. Professiya rezhisser. Chastnyye uroki ot velikikh rezhisserov [Profession director. Private lessons from great directors]. Moskva, Eksmo, 2022. (In Russian)
Eyzenshteyn dlya XXI veka: sbornik statey [Eisenstein for the 21st century. Collection of articles.]. Moskva, Garage, 2020. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
