КАЗАХСТАНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ЗРИТЕЛЯ

Авторы

  • Мадина Бакеева Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Жасулан Пошанов Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i4.934

Аннотация

Введение. Казахстанский кинематограф  как предмет социокультурного анализа представляет особый интерес, как для создателей кинопродукта, так и для кинокритиков и социологов. Новизной работы является рассмотрение и анализ казахстанского кинематографа в контексте глобализации и восприятия зрителем современных моделей кинопроизводства. Обоснованы преимущества использования социологического подхода при анализе влияния киноиндустрии на формирование культурно-ценностных ориентиров зрителя; выявлены предпочтения зрителей к определенным жанрам. Методы. В основу методологической базы исследования положены общенаучные принципы объективности и системности. При рассмотрении кинематографа как важной части социально-культурной составляющей общества использован структурно-функциональный подход, описательный метод, аналитическое реферирование специализированных сайтов. Результаты. С появлением искусственного интеллекта  масштабно меняются технологии кинопроизводства, развиваются интернет-платформы, предлагающие широкие возможности доступа к кинопродукции. Наряду с этим важными остаются идеологическая ценность и коммерческая прибыльность. В связи с этим проанализирован вопрос восприятия кинопроизведения современными зрителями, особое внимание уделено изучению социологической характеристики кино. Таким образом, всесторонне рассмотрены особенности казахстанского кинематографа в социокультурном пространстве. Заключение. Наравне с фундаментальными изменениями в эволюции кинематографа, неизменно актуальным остаются его границы и практика. Поэтому особенно важны современные теоретические подходы, которые позволяют шире изучать кинематографическую практику и ее интерпретации,  имеющие особое значение не только для понимания искусства кино, но и для социально-культурологического осмысления.

Ключевые слова:

кинематография, социокультурное пространство, глобализация, функции кино, социология кино

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Мадина Бакеева, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

доктор PhD, старший преподаватель, декан факультета «Кино и ТВ» Казахскаянациональной академии искусств имени Темирбека Жургенова (05000, Алматы,Казахстан)

Жасулан Пошанов, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова

магистрант 2-го курса, ОП 7M02184 – Режиссура кино и телевидения, Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова  (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Абдуллаева, Зара. Муратова, Кира. Искусство кино. Москва, Новое литературное обозрение, 2008.

Ardine, Dustine, &, Stephen, D.Perry. “A Cinematology Approach to Behavioral Change Regarding the Mental Illness Stigma in Society: A Rhetorrectional Situational Analysis of the Film a Beautiful Mind”, Quarterly Review of Film and Video, 2024, pp. 1–24. doi: 10.1080/10509208.2024.2391147. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10509208.2024.2391147 Accessed: 3 October 2024.

Базен, Андре. Что такое кино? Москва, Искусство, 1972.

Broda, Ann. Newsies: “Carrying the Banner through Film, Live Theater, and Virtual Theater”. Quarterly Review of Film and Video, 1–18, 2023. www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10509208.2023.2276019 Accessed: 3 October 2024.

Васильев, Сергей. Отечественный кинематограф на рубеже эпох: история кризиса. 1986-1996 гг. (на примере Краснодарского края). Краснодар, 2003.

Деллюк, Луи. Фото гения кино. Москва, Новые вехи, 1924.

Жабский, Михаил. Кинематограф - зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика. Москва, Канон+, 2010.

Жабский, Михаил. Глобализм и функции кино в обществе. Москва, Научно - исследовательский институт киноискусства, 2002.

Закон Республики Казахстан от 3 января 2019 года № 212-VI «О кинематографии» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.08.2024 г.) Online.zakon.kz, https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39029378&show_di=1 Дата обращения: 24 октября 2024.

Исаков, Салман. «Негативное воздействие СМИ - условие, способствующее преступности несовершеннолетних». Актуальные задачи педагогики, материалы VII Международной научно-практической конференции. Апрель 2016, Чита. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9902/ Дата обращения: 25 октября 2024.

Концепция культурной политики Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 250 на 2023 – 2029 годы. Adilet.kz, https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000250. Дата обращения: 24 октября 2024.

Кенворти, Кристофер. Как снимают блокбастеры Тарантино, Скорсезе, Спилберг. Инструменты и раскадровки работ лучших режиссёров. Москва, Бомбора, 2024.

Кузнецов, Данила. Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра. Москва, Бомбора, 2019.

Лучшие фильмы и сериалы (Казахстан). Кинопоиск https://www.kinopoisk.ru/lists/movies/country--122/?b=top&sort=rating Дата обращения: 29 октября 2024.

Lasswell, Harold. The structure and function of communication in society. Schramm W., Roberts D.F. The Process and Eff ects of Mass Communication. Urbana, 1971. https://sipa.jlu.edu.cn/__local/E/39/71/4CE63D3C04A10B5795F0108EBE6_A7BC17AA_34AAE Accessed: 3 October 2024.

Levin, Daniel T., et al. “Perceiving versus scrutinizing: Viewers do not default to awareness of small spatiotemporal inconsistencies in movie edits”. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2024. https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Faca0000462 Accessed: 20 October 2024.

Маклюэн, Герберт М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. Москва, Кучково поле, 2011.

Мейлах, Мирра. Пластика фильма. Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств, 2006.

Митта, Александр. Кино между раем и адом. Москва, Издательство АСТ, 2024.

Монастырский, Андрей. «Кино как вид искусства». Тамбов, Вестник Тамбовского университета, № 3–2, 2001. https://cyberleninka.ru/article/n/kino-kak-vid-iskusstva/viewer

Дата обращения: 29 октября 2024.

Ортега-и-Гассет, Хосе. Дегуманизация искусства. Москва, Искусство, 1991.

«Почти 400 фильмов создали в Казахстане за прошлый год» Казахстанская правда, 26 апреля 2024 г. //kazpravda.kz/n/pochti-400-filmov-sozdano-v-kazahstane-za-proshlyy-god Дата обращения: 28 октября 2024.

Сорокин, Питирим. Современные социологические теории. Москва, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Центр гуманитарных инициатив, 2021.

Corbett, Kevin. “Genre Destroyed and Being Obnoxious: The Metamodernism of Everything Everywhere All at Once”. Quarterly Review of Film and Video, 1–13, 2023. www.tandfonline.com/action/showAxaArticles?journalCode=gqrf20&startPage=0

Accessed: 23 October 2024.

Suleimenova, Ainur, et al. “Regularities of Constructing the Narrative of an Interactive Documentary Film as an Infotainment Phenomenon”. Southern Communication Journal, 89(2), 2023. www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1041794X.2023.2280654 Accessed: 2 November 2024.

Тирар, Лоран. Профессия режиссер. Частные уроки от великих режиссеров. Москва, Эксмо, 2022. ISBN: 5-04-165924-0

Эйзенштейн для XXI века: сборник статей. Москва, Garage, 2020.

References

Abdullayeva Zara., Muratova Kira. Iskusstvo kino [Art of cinema]. Moskva, Novoye literaturnoye obozreniye, 2008. (In Russian)

Ardine, Dustine, &, Stephen, D.Perry. “A Cinematology Approach to Behavioral Change Regarding the Mental Illness Stigma in Society: A Rhetorrectional Situational Analysis of the Film a Beautiful Mind”, Quarterly Review of Film and Video, 2024 pp. 1–24. doi: 10.1080/10509208.2024.2391147. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10509208.2024.2391147 Accessed: 3 October 2024.

Bazen, Andre. Chto takoye kino? [What is cinema?] Moskva, Iskusstvo, 1972. (In Russian) Accessed: 7 October 2024.

Broda, Ann. Newsies: “Carrying the Banner through Film, Live Theater, and Virtual Theater”. Quarterly Review of Film and Video, 1–18, 2023. www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10509208.2023.2276019 Accessed: 3 October 2024

Vasilyev, Sergey. Otechestvennyy kinematograf na rubezhe epokh: istoriya krizisa. 1986-1996 gg. (na primere Krasnodarskogo kraya) [Social cinema at the turn of eras. History of the crisis 1986-1996. For example, the Krasnodar region]. Krasnodar, 2003. Accessed: 3 October 2024. (In Russian)

Dellyuk, Lui. Foto geniya kino [Photo of cinema genius]. Moskva. Novyye vekhi, 1924. (In Russian)

Zhabskiy, Mikhail. Kinematograf - zerkalo ili molot? Kinokommunikatsiya kak sotsiokulturnaya praktika [Сinema - mirror or hammer? Film communication as a sociocultural practice]. Moskva, Kanon+, 2010. (In Russian)

Zhabskiy, Mikhail. Globalizm i funktsii kino v obshchestve [Globalism and the functions of cinema in society]. Moskva, Nauchno-issledovatelski institut kinoiskusstva, 2002. (In Russian)

Zakon Respubliki Kazakhstan ot 3 yanvarya 2019 goda № 212-VI «O kinematografiI» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 20.08.2024 g.) [Law of the Republic of Kazakhstan dated January 3, 2019 On Cinematography]. Online.zakon.kz, https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39029378&show_di=1. Accessed: 24 October 2024. (In Russian)

Isakov, Salman. “Negativnoye vozdeystviye SMI - usloviye, sposobstvuyushcheye prestupnosti nesovershennoletnikh” [“The negative impact of the media is a condition contributing to juvenile delinquency”]. Current problems of pedagogy, materials of the VII International Scientific and Practical Conference. April 2016, Chita, URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9902/ Accessed: 25 October 2024. (In Russian)

Kontseptsiya kulturnoy politiki Respubliki Kazakhstan ot 28 marta 2023 goda № 250 na 2023 – 2029 gody [Concept of cultural policy of the Republic of Kazakhstan dated March 28, 2023 No. 250 for 2023 – 2029.]. Adilet.kz, https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000250. Accessed: 24 October 2024. (In Russian)

Kenvorti, Kristofer. Kak snimayut blokbastery Tarantino, Skorseze, Spilberg. Instrumenty i raskadrovki rabot luchshikh rezhisserov [How blockbusters by Tarantino, Scorsese, and Spielberg are made. Tools and storyboards from the best directors]. Moskva, Bombora, 2024. (In Russian)

Kuznetsov, Danila. Yazyk kino. Kak ponimat kino i poluchat udovolstviye ot prosmotra [The language of cinema. How to understand cinema and enjoy watching it]. Moskva, Bombora, 2019. (In Russian)

Luchshiye filmy i serialy (Kazakhstan) [The best films and TV series (Kazakhstan)] Kinopoisk, https://www.kinopoisk.ru/lists/movies/country--122/?b=top&sort=rating Accessed: 29 October 2024. (In Russian)

Lasswell, Harold. The structure and function of communication in society. Schramm W., Roberts D.F. The Process and Eff ects of Mass Communication. Urbana, 1971. https://sipa.jlu.edu.cn/__local/E/39/71/4CE63D3C04A10B5795F0108EBE6_A7BC17AA_34AAE Accessed: 3 October 2024.

Levin, Daniel T., et al. “Perceiving versus scrutinizing: Viewers do not default to awareness of small spatiotemporal inconsistencies in movie edits”. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 18(4) 2024, https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Faca0000462 Accessed: 20 October 2024.

Maklyuen, Gerbert M. Ponimaniye media: Vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding Media: The external extension of Man]. Moskva, Kuchkovo pole, 2011. (In Russian)

Meylakh, Mirra. Plastika filma [The Plasticity of Film]. Sankt-Peterburg, Rossiyskiy institut istorii iskusstv, 2006. (In Russian)

Mitta, Aleksandr. Kino mezhdu rayem i adom [Movie between heaven and hell]. Moskva, AST, 2024. ISBN 978-5-17-095326-4. (In Russian)

Monastyrskiy, Andrey. “Kino kak vid iskusstva” [“Cinema as an art form”]. Tambov, Bulletin of Tambov University, № 3–2, 2001. https://cyberleninka.ru/article/n/kino-kak-vid-iskusstva/viewer Accessed: 29 October 2024. (In Russian)

Ortega-i-Gasset, Khose. Degumanizatsiya iskusstva [Dehumanization of art]. Moskva, Iskusstvo, 1991. (In Russian)

“Pochti 400 filmov sozdali v Kazakhstane za proshlyy god” [“Almost 400 films were created in Kazakhstan last year”] Kazakhstanskaya pravda, 26 aprelya 2024 g. kazpravda.kz/n/pochti-400-filmov-sozdano-v-kazahstane-za-proshlyy-god. Accessed: 28 October 2024. (In Russian)

Sorokin, Pitirim. Sovremennyye sotsiologicheskiye teorii [Modern sociological theories]. Moskva, Sankt-Peterburg, Syktyvkar, Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2021. (In Russian)

Corbett, Kevin. “Genre Destroyed and Being Obnoxious: The Metamodernism of Everything Everywhere All at Once”. Quarterly Review of Film and Video, 1–13, 2023. www.tandfonline.com/action/showAxaArticles?journalCode=gqrf20&startPage=0 Accessed: 23 October 2024.

Suleimenova, Ainur, et. al. “Regularities of Constructing the Narrative of an Interactive Documentary Film as an Infotainment Phenomenon”. Southern Communication Journal, 89(2), 2023. www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1041794X.2023.2280654 Accessed: 2 November 2024.

Tirar, Loran. Professiya rezhisser. Chastnyye uroki ot velikikh rezhisserov [Profession director. Private lessons from great directors]. Moskva, Eksmo, 2022. (In Russian)

Eyzenshteyn dlya XXI veka: sbornik statey [Eisenstein for the 21st century. Collection of articles.]. Moskva, Garage, 2020. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 23

Опубликован

2024-12-20

Как цитировать

Мадина Бакеева, и Жасулан Пошанов. «КАЗАХСТАНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ЗРИТЕЛЯ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 4, 2024 г., с. 155-73, doi:10.47940/cajas.v9i4.934.
Лицензия Creative Commons