ТЕАТР «АРТИШОК» – КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ТЕАТРОВ КАЗАХСТАНА В ДИСКУРСЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОСТАНОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i3.938Аннотация
Сегодня роль независимых неформальных театров становиться актуальным, когда государственные театры нуждается в разбавлении мировыми тенденциями развития, происходящими в театральном процессе. Драматические трансформации после преобразования коммунистической диктатуры изменили культурную ориентацию и ценностей уже как более 30 лет. Театр «АртиШок» в дискурсе самоопределения способствует международному опыту и является флагманом по новейшим изменениям культурной парадигмы. Целью исследования является критический анализ особенностей сценографии государственных и независимого Театра «АртиШок» в Казахстане. Задачи: провести социокультурный анализ театральной ситуации и возникновения неформальных театральных площадок; сбор и анализ архивных данных представленных театров, интервью с режиссерами и художниками независимого Театра «АртиШок». Методы исследования: для оценки социокультурного анализа театральной ситуации и возникновения неформальных театральных площадок применены метод методы децентрализаций и сравнительно-сопоставительного анализа, для сбора и анализа архивных данных исследуемых театров, интервью с режиссерами и художниками привлекли метод статистических данных, анализа, опроса и интервью; для полноценного анализа исторических данных сценографии независимых казахстанских театров применены формально-исторические методы; для сравнения художественно-составляющих моделей неформальных площадок с государственными привлечены гипотетические и методы критического анализа. Результаты: выявлены ключевые этапы развития сценографии неформальных театров с конца 90-х годов в связи с получением самоидентификации; собраны и проанализированы данные и архивы представленных в статье театров, режиссеров и художников; проанализирована сценография независимых театров, в которых выявлены истоки становления данной сферы; выявлены общехарактерные черты в сценографии всех независимых площадок и их связующие факторы; обоснованы философские и практические концепции сценографии независимых театров Казахстана в свете мировых трендов.Ключевые слова:
деколониальная практика, децентрализация, независимые театры Казахстана, театр художника, независимые концепции, спектакли, АртиШок, театральный процессСкачивания
Библиографические ссылки
Arshad, Rowena. “Decolonising and initial teacher education.” CERES Blog. September 7, 2020. URL: https://www.ceres.education.ed.ac.uk/2020/08/19/decolonising-and-initial-teacher-education/.
Karzhaubayeva, Sangul, and Kopbassarova Ainur. “Innovative Strategies of the Turkistan Music and Drama Тheater.” Central Asian Journal of Art Studies, 2021, 6(4), p.148-158. DOI:10.47940/cajas.v6i4.510. https://cajas.kz/journal/article/view/510/317
«Как вы город назовёте…». «Вечерний Алматы», №144. 02.12.2023. https://vecher.kz/ru/article/sudba-kapshagaia-stavshego-konaevym-zainteresovala-teatr-artishok-nastolko-chto-aktery-reshili-sdelat-spektakl-o-gorode.html. Дата обращения: 25 июля 2024.
Керімқұлов, Қуаныш. «Love-любовь емес» спектаклінің өзектілігі». Қазіргі заман сын - тәуекелдер жағдайындағы театр ғылымы мен білімінің өзекті мәселелері» атты халықаралық ғылыми-практикалық конференция жинағы. Т.К.Жүргенов атындағы ҚазҰӨА. Алматы, 2023.
Тарасова, Анастасия. Forbes Kazakhstan. (n.d.). ARTиШОК: Практика большого взрыва. Retrieved from https://forbes.kz/articles/artishok_praktika_bolshogo_vzryiva_1705979482
Кузнецова, Дарья. «Деколониальниальные практики в современном искусстве через «критичные ко времени медиа». Музей современного искусства «Гараж» 2024. www.garagemca.org/programs/inclusive-programs/diversity-and-inclusion/dekolonialnialnye-praktiki-v-sovremennom-iskusstve-cherez-kritichnye-ko-vremeni-media-decolonial-practices-in-private-arts-through-time-critical-media). Дата доступа 3 января 2024.
Мейнингенский театр. 1984. История зарубежного театра. http://istoriya-teatra.ru›books/item/f00/s00/z0000022/…
Пьянова, Галина. Пророчества в стиле «гоп». Esquire: Люди, Театр. 31 июля 2023. https://esquire.kz/galina-pjanova-prorochestva-v-stile-gop/. Дата обращения: 17 июля 2024.
Малышева, Ольга. Forbes Kazakhstan. (n.d.). Независимые театры как территория огромной свободы. Retrieved from https://forbes.kz/articles/nezavisimyie_teatryi_kak_territoriya_ogromnoy_svobodyi_1705373045
Умаров, Акрам. «Модный тренд» прошлого: как проходила реформа децентрализации в Казахстане? Central Asian Bureau for Analytical Reporting. 24.07.2020. Независимый эксперт (Узбекистан) https://cabar.asia/ru/modnyj-trend-proshlogo-kak-prohodila-reforma-detsentralizatsii-v-kazahstane Дата обращения: 11 июня 2024.
«Свободный театр» Андре Антуана. Образовательная... nsportal.ru› kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/… Дата обращения 17 мая 2024.
Schucan, Bird K., and Pitman Lesley. “How diverse is your reading list? Exploring issues of representation and decolonisation in the UK.” Higher Education. Vol. 79, 2020. URL: https://doi.org/10.1007/s10734-019-00446-9
Театр «Ильхом»: Абсолютный топ Центральной Азии в коридоре культурного обмена. Георгий Сааков. ilkhom.com›театр-ильхом-абсолютный-топ-центра/ Дата обращения: 15 мая 2024.
Театр художника. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия. https://www.krugosvet.ru/ Дата обращения: 12 июля 2024.
References
Arshad, Rowena. “Decolonising and initial teacher education.” CERES Blog. September 7, 2020. URL: https://www.ceres.education.ed.ac.uk/2020/08/19/decolonising-and-initial-teacher-education/.
Karzhaubayeva, Sangul, and Kopbassarova Ainur. “Innovative Strategies of the Turkistan Music and Drama Тheater.” Central Asian Journal of Art Studies, 2021, 6(4), p.148-158. DOI:10.47940/cajas.v6i4.510. https://cajas.kz/journal/article/view/510/317
“Kak vy gorod nazovete …[What will you name the city?]”. Vecherniy Almaty, №144. 02.12.2023. https://vecher.kz/ru/article/sudba-kapshagaia-stavshego-konaevym-zainteresovala-teatr-artishok-nastolko-chto-aktery-reshili-sdelat-spektakl-o-gorode.html. Accessed: 25 July 2024. (In Russian)
Kerіmқұlov, Қuanysh. “Love-lyubov yemeS» spektaklіnің өzektіlіgі ["Relevance of the play "Love is not love".] Procidings of the International scientific and practical conference "Criticism of modern times - actual problems of theater science and education in the conditions of risks". Temirbek Zhurgenov KazNAA, Almaty, 2023. (In Kazakh)
Tarasova, Anastasiya. Forbes Kazakhstan. (n.d.). ARTiSHOK: Praktika bol'shogo vzryva. Retrieved from https://forbes.kz/articles/artishok_praktika_bolshogo_vzryiva_1705979482 (In Russian)
Kuznetsova, Darya. “Dekolonialnialnyye praktiki v sovremennom iskusstve cherez «kritichnyye ko vremeni media [Decolonial practices in modern art through "critical media of time."] “Garage” Museum of Contemporary Art, 2024. www.garagemca.org/programs/inclusive-programs/diversity-and-inclusion/dekolonialnialnye-praktiki-v-sovremennom-iskusstve-cherez-kritichnye-ko-vremeni-media-decolonial-practices-in-private-arts-through-time-critical-media). Accessed: 3 January 2024. (In Russian)
Meyningenskiy teatr. 1984 [Meiningen Theatre. 1984.] History of foreign theatre. http://istoriya-teatra.ru›books/item/f00/s00/z0000022/… Accessed: 11 Fevruary 2024. (In Russian)
Pyanova, Galina. Prorochestva v stile «gop» [Prophecies in the style of "gop".] Esquire: People, Theatre. 31 July 2023. https://esquire.kz/galina-pjanova-prorochestva-v-stile-gop/. Accessed: 17 July 2024. (In Russian)
Malysheva, Olga. Forbes Kazakhstan. (n.d.). Nezavisimye teatry kak territoriya ogromnoy svobody. Retrieved from https://forbes.kz/articles/nezavisimyie_teatryi_kak_territoriya_ogromnoy_svobodyi_1705373045 (In Russian)
Umarov, Akram. «Modnyy trend» proshlogo: kak prokhodila reforma detsentralizatsii v Kazakhstane? ["Fashion trend" of the past: how did the decentralization reform take place in Kazakhstan?] Central Asian Bureau for Analytical Reporting. 24.07.2020. Independent Expert (Uzbekistan). https://cabar.asia/ru/modnyj-trend-proshlogo-kak-prohodila-reforma-detsentralizatsii-v-kazahstane Accessed: 11 June 2024. (In Russian)
«Svobodnyy teatR» Andre Antuana ["Free Theatre" by Andre Antoine.]. Educational... nsportal.ru› kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/… Accessed: 17 May 2024. (In Russian)
Schucan, Bird K., and Pitman Lesley. “How diverse is your reading list? Exploring issues of representation and decolonisation in the UK.” Higher Education. Vol. 79, 2020. URL: https://doi.org/10.1007/s10734-019-00446-9
Teatr «IlkhoM»: Absolyutnyy top Tsentralnoy Azii v koridore kulturnogo obmena. Georgiy Saakov [Ilkhom Theatre: The Absolute Top of Central Asia in the Cultural Exchange Corridor. Georgy Saakov.] ilkhom.com›театр-ильхом-абсолютный-топ-центра/ Accessed: 15 May 2024. (In Russian)
Teatr khudozhnika. Entsiklopediya Krugosvet [Artist's Theatre. Encyclopedia Krugosvet.] Universal popular science encyclopedia. https://www.krugosvet.ru/ Accessed: 12 July 2024. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.