ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА АЗЕРБАЙДЖАНА: КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

Авторы

  • Нигар Шахмурадова Казахская национальная академия хореографии
  • Гульнара Саитова Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

Аннотация

Развитие хореографического искусства не является статичным процессом, оно неуклонно развивается в соответствии с тенденциями времени. В современных условиях ведущие специалисты по балету и национальной хореографии посредством аналитических исследований выявляют новые формы танцевального искусства и определяют современные тенденции его развития. Несомненно, балетная школа является базой подготовки профессиональных кадров (артистов балета, артистов танцевальных ансамблей) в области хореографии. Однако возросшая потребность в педагогах-хореографах, балетмейстерах, балетоведах требует внедрения новых подходов в образовательный процесс. В связи с необходимостью сохранения и развития традиций хореографического искусства в Азербайджанской Республике и подготовки высококвалифицированных специалистов в этой области на базе Бакинского хореографического училища была создана Бакинская академия хореографии. Цель исследования – рассмотреть особенности становления и развития азербайджанского хореографического искусства в контексте эволюции балетной школы Азербайджана. Задачи: выявить пути становления и развития азербайджанской балетной школы; понять и определить значимость постановочных работ балетмейстеров в контексте хореографического искусства Азербайджана; обоснование идеи и новаторства в педагогической деятельности по подготовке и совершенствованию исполнительского мастерства будущих артистов балета и артистов танцевальных ансамблей; определение перспективных задач совершенствования модели подготовки балетмейстеров на основе развития азербайджанского танца — методы исследования. Для достижения поставленных в статье целей и задач были использованы следующие научные методы: исторический анализ, сравнительный анализ, метод включенного педагогического наблюдения, аналитический метод сравнения различных педагогических технологий. Результаты исследования гарантируются широкой методологической обоснованностью теоретических и практических положений, связанных с деятельностными подходами к решению проблем. Характеризуя основные черты и принципы становления и развития балетной школы Азербайджана, авторы статьи рассматривают вопрос сохранения традиций как хореографического искусства, так и образования и формулируют их конкретными аргументами. Экспериментальная проверка теоретических положений с опорой на широкий круг научно-педагогических источников.

Ключевые слова:

хореографическое образование, Бакинская академия хореографии, балетная школа, преемственность традиций, культурная ценность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Гульнара Саитова , Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

кандидат искусствоведения,профессор кафедрыбалетмейстерское искусствофакультета хореография,Казахская национальнаяакадемия хореографии(Астана, Казахстан).

Библиографические ссылки

Abyzova, Larisa. Istoriya khoreograficheskogo iskusstva. Otechestvennyy balet XX-nachala XXI veka [History of Choreographic Art: Domestic Ballet of the 20th - Early 21st Century] Sankt-Peterburg, 2012. (In Russian)

Almaszade, Qamer. Azerbaycanxalqreqsleri [Azerbaijani Folk Dances]. Baki, Birleshmishnesriyyat, 1959.(InAzerbaijan)

"Balet: Entsiklopediya. [Ballet: Encyclopedia]" Edited by Yuriy Grigorovich, Sovetskaya entsiklopediya, 1981. (In Russian)

Hasanov, Kemal. Azerbaycan Qedim xalqreqsleri [Ancient Azerbaijani Folk Dances]. Baki, Ishiq, 1983. (InAzerbaijan)

Raheb, K., et al. "Dance Interactive Learning Systems: A Study on Interaction Workflow and Teaching Approaches." ACM Computing Surveys, vol. 52, no. 3, June 2019, pp. 1–37, doi:10.1145/3323335.

Chappell, K., et al. "Dance Partners for Creativity: Choreographing Space for Co-participative Research into Creativity and Partnership in Dance Education." Research in Dance Education, vol. 10, 2009, pp. 177–197, doi:10.1080.

Fink, A., et al. "Brain Correlates Underlying Creative Thinking: EEG Alpha Activity in Professional vs. Novice Dancers." NeuroImage, vol. 46, 2009, pp. 854–862, doi:10.1016/j.neuroimage.2009.02.036.

Tharp, K. "The Creative Dancer." Animated, Winter 2005, pp. 6–9.

Hasanov, Kemal. Azerbaycan Qedim folklorreqsleri [Ancient Azerbaijani Folklore Dances]. Baki, Ishiq, 1988.(InAzerbaijan)

Gasanov, Kamal. KlassicheskiybaletAzerbaydzhana [Classical Ballet of Azerbaijan]. Baku, Azerneshr, 2000.(InAzerbaijan)

"Baki xeber. [Baku News]" Gazeta, 14 aprelya 2015, p. 15. (In Azerbaijan)

Guliyeva, Nurlana. Azerbaycaninceseneti [Azerbaijani Art]. Baki, 2006. (In Azerbaijan)

Zhakan, D. "Nauchnye razmyshleniya deyateley Alash o natsionalnom fol'klore. [Scientific Reflections of Alash Intellectuals on National Folklore.]" Keruen, vol. 81, no. 4, 2023, pp. 105–118, doi:10.53871/2078-8134.2023.4-08. (In Russian)

Zhalgasbayeva, Kanagat, and Kusanova Anipa. "Seriler saltanaty khoreografiyalyq qoyylymyndaghy ulttyq-edebi korinistin beynelenui. [The Reflection of National-Literary Traditions in Choreographic Productions of 'Seriler Saltanaty]" Keruen, vol. 80, no. 4, 2023. (In Russian)

Zhumasheitova, Gulnar, et al. "Kazakhstanskiybalet v retrospective poiska natsionalnoy samoidentifikatsii [Kazakh Ballet in Retrospective Search for National Self-Identification]." Keruen, vol. 75, no. 2, 2022.

Rahimli, Ilham. Azerbaycan dovlet akademik opera vebaletteatri [Azerbaijan State Academic Opera and Ballet Theater]. Baki, 2008.(In Russian)

Kashkay, Khabiba. Azerbaycanskiy baletnyy teatr[Azerbaijani Ballet Theater]. Moskva, 1987. (In Russian)

Kaztuganova, A., et al. "Folklornyysyuzhet v zhanrakh traditsionnoyi akademicheskoy kazakhskoy muzyki [Folkloric Plots in the Genres of Traditional and Academic Kazakh Music]." Keruen, vol. 80, no. 3, 2023, pp. 266–275, doi:10.53871/2078-8134.2023.3-23. (In Russian)

Mirzoyev, Gyulagas. Zhizn v sveterampy [Life in the Lights]. Baku, 2018.(In Russian)

Galina, Mikeladze. BaletAzerbaydzhana [Ballet of Azerbaijan]. Baku, 2013.(In Russian)

Vladimir, Pletnev, and Gamer Almaszade. Ishyg [Light]. Baku:, 1985. v

Saitova, G., et al. "Creativity of Kazakh People in the Context of Kara Jorga Dance: Preservation and Development Prospects of Kazakh Cultural Heritage." Creativity Studies, vol. 16, no. 2, 2023, pp. 726–739, doi:10.3846/cs.2023.16695.

Tagizade, Aida. Balet "Gulshen" [ Ballet "Gulshen"]. Baku, Azerneshr, 1966.(In Russian)

Tani, A. B., and Zhumasheitova G. T. "Novyesimvolyimotivy v baletnoyinterpretatsii 'Kozy Korpesh - Bayan Sulu'.[ New Symbols and Motifs in Ballet Interpretation of 'Kozy Korpesh - Bayan Sulu,]" Keruen, vol. 77, no. 4, 2022.(In Russian)

Farkhadova, Rena. Balet 'Devichyabashnya' [Ballet 'Maiden Tower'.] Baku, Azerneshr, 1962. (In Russian)

Shikhlinskaya, Leyla. Uzory khoreograficheskikh legend Azerbaycanskogo baleta [patterns of Choreographic Legends of Azerbaijani Ballet]. Baku,Azerneshr, 1977. (In Russian)

Shikhlinskaya, Leyla. Mne snyatsyaprints [I Dream of a Prince]. Izdatelstvo Azerbaydzhan, Baku, 1997. (In Russian)

Elyash, Nikolay. Balet narodov SSSR[Ballet of the Peoples of the USSR]. Moskva, 1977.(In Russian)

"Balet: Novosti [Ballet: News]." Day.az, https://news.day.az/culture/874145.html. Accessed 19 Oct. 2024. Accessed: 12 July 2024. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 6

Опубликован

2024-09-20

Как цитировать

Нигар Шахмурадова, и Гульнара Саитова. «ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА АЗЕРБАЙДЖАНА: КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 3, 2024 г., с. 255-69, https://cajas.kz/journal/article/view/940.

Выпуск

Раздел

Педагогика в гуманитарном образовании
Лицензия Creative Commons