АНАЛИЗ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖ ДУ СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА БАЛНУР КЫДЫРБЕК (НА ПРИМЕРЕ «КЫРГЫЗ КЮЙ»)

Авторы

  • Айгуль Ергалиева Западно-Казахстанский университет им. Махамбета Утемисова

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i4.944

Аннотация

Одним из ярких представителей современной казахстанской композиторскойшколы, внесший весомый вклад в ее развитие является Балнур Балгабековна Кыдырбек (1955).Она является автором более 500 сочинений, написанных в разных жанрах, как опера, балет,музыка для симфонического и духового оркестра, реквием, кантата и др. Ее сочинения для дляоркестра казахских народных инструментов исполняемыми многими современными творческимиколлективами требуют проведения отдельных научно-исследовательских работ для определениявклада композитора в развитие исполнительского искусства Казахстана.Цель исследования – показать на примере «Кыргыз кюй» для оркестра казахских народныхинструментов Б.Кыдырбек процесс взаимовлияния тюркоязычных (казах-кыргыз) культур винструментальной музыке и выявить стиль копозитора. Для этого были определены следующиезадачи: 1) выявление высокопрофессиональных возможностей композитора современностив создании множества произведений в разных жанрах, 2) рассмотрение сформировавшихсямузыкальных связей в типологически родственных инструментах казахов и кыргызов, 3) сделатьсемантический анализ «Кыргыз кюй» для оркестра казахских народных инструментов, 4) доказатьвведение новых композиторских технологий в партитуру оркестра в виде разнообразных приемовигры на инструменте.В исследовании были применены комплексный и системный подходы, а также сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, морфологический методы исследования.Представление творческого облика композитора опирались на научные изыскания Сары Кузембай,Гульмиры Мусагуловой, Зульфии Касимовой, а при написании казах-кыргызских музыкальныхсвязей были использованы научные труды Аугуста Эйхгорна, Сауле Утегалиевой, АкботыТурымбетовой, Максата Медеубек. В подготовке статьи исполнение произведений композитораБалнур Кыдырбек в интерпретации известного казахстанского дирижера-композитора,заслуженного деятеля РК, профессора Айткали Жаимова и главного дирижера и художественногоруководителя Западно-Казахстанского областного оркестра им.Даулеткерея Еркина Нурымбетоваимели особое значение.В результате исследования были обозначены исторические связи казахских и кыргызских кюев,которым характерны общность сюжетов, жанров, композиционных структур, а сочинением «Кыргызкюй» композитор Балнур Кыдырбек смогла не только обогатить репертуар оркестра казахскихнародных инструментов путем интонационных строений, но и внедрить новые исполнительскиеприемы игры как пальцевые бряцания по всему корпусу инструмента и использованиеречитативных возгласов в партии музыкантов.

Ключевые слова:

казахстанский современный композитор, традиционное музыкальное искусство, домбровые кюи, кыргызский комуз, исполнительские штрихи, интонационные формообразования

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Айгуль Ергалиева, Западно-Казахстанский университет им. Махамбета Утемисова

кандидат искусствоведения, Старший преподаватель ОП подготовка специалистов исполнительского искусства, Западно-Казахстанский университет им.Махамбета Утемисова  (Уральск, Казахстан)

Библиографические ссылки

Дереккөздер тізімі

Алагушов, Балбай. Оозеки салттык аспаптык музыка. Комуз күүлөрүнүн антологиясы: 1-Т., Бишкек, Мага, 2011.

Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Алматы, Ғылым, 1993.

Гафурбеков, Тухтасин. Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской советской музыке. 1989 г. «Московская государственная консерватория им.П.Чайковского», докторская диссертация.

Гизатов, Бисенгали. Казахский оркестр им. Курмангазы: (очерк творческого пути). Алматы, Гылым, 1994.

Гуллыев, Шахым. Туркменская музыка (наследие). Алматы, Фонд Сорос-Казахстан, 2003.

Ергалиева, Айгуль. «Новые творческие идеи и имена в музыкальном искусстве Западного Казахстана». Идея «Мәңгілік Ел» в казахской музыке, ответственный редактор Сара Кузембай. Алматы, Әдебиет Әлемі, 2017, с. 339–347.

Жұбанов, Ахмет. Ғасырлар пернесі. Алматы, Дайк-пресс, 2002.

Жұмакова, Үмітжан. Жұматай Тезекбаев музыкасының форманталары: Зерттеу/орыс тілінен аударған Шегебаев П.Ш. Астана, Tengri ltd, 2015.

Kaztuganova, Ainur, et al. «Kazakh music in the global context». Utopia y Praxis Latinoamerikana. Vinesuela, Ano 24, n EXTRA 5, 2019, pp. 90–102.

Кузнецов, Андрей. Из истории кыргызской музыки: сборник статей (1973-2014).Бишкек, КРСУ, 2015.

Күзембай, Сара, және т.б. Қазақ опералары. Алматы, Жібек жолы, 2010.

Medeubek, Maksat., et al. “Kyl-kobyz-related musical instruments of Turkic peoples living in Central Asia: comparative-typological aspects of the study.” Opcion, 2020, No.91, pp. 491–504.

Мусагулова, Гульмира. «1916 жылғы ұлт азаттық көтерілістің Б.Қыдырбектің «Бекболат» симфониясында бейнеленуі». Идея «Мәңгілік Ел» в казахской музыке, ответственный редактор Сара Кузембай. Алматы, Әдебиет Әлемі, 2017, б. 321–339.

Мүптекеев, Базаралы. «Халық ұғымындағы Қамбар бейнесі және «Қамбархан» күйлерінің орындаушылық ерекшеліктері». Замана сазы, күйші Қ.Медетовтың 100 жылдығына арналған халықаралық конфереция материалдары. Алматы, Дайк-Пресс, 2002. б.138–161.

Sabirova, Alyia, and Yergalieva Aigul. “The phenomenon of spiritualituin the Kazakh art songs.” Opcion Ano 36, Especial No. 27, 2020, pp. 130–149.

Tokzhanov, Tolepbergen, et al. “Kazakh national songs (Zhyrlar) as spiritual teritage of the kazakh nation.” International Journal of Psychosial Rehabilitation. 2020, V. 24. – Iss. 7, pp. 9832–9835.

Turumbetova A.E. “Development of dombra performance in kazakh culture in the 20th century in the view of new forms of music-making.” Man In India. 2016, № 96 (7), pp. 2109–2120.

Утегалиева, Сауле. Хордофоны Центральной Азии. Алматы, Казакпарат, 2006.

Утегалиева, Сауле. «С.И. Құрманғазы –қазақ музыка өнерінің көрнекті өкілі». ХІХ-ХХ ғасырлардағы Атырау тарихы мен мәдениеті, республикалық ғылыми-практикалық конференция материалдары. 7 қыркүйек 2023, Атырау облысы әкімдігі, Атырау облысы мәдениет және тілдерді дамыту басқармасы, Атырау, 2023, б. 47–52.

Цицикян, Анаит. «Древнее изображение смычкового инструмента из раскопок Двина (к проблеме органологической интерпретации исторических источников)». Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка, ответственный редактор Евгений Гиппиус. Москва, Советский композитор, 1987. с.130–141.

Эйхгорн, Август. «Музыка киргизов». Музыкальная фольклористика в Узбекистане (первые записи). Музыкально-этнографические материалы, Ташкент, Издательство АН УзбССР, 1963.

Янушкевич, Адольф. Күнделіктер мен хаттар немесе қазақ даласына саяхат туралы жазбалар. Алматы, Жалын, 1979.

REFERENCES

Alagushov, Balbay. Oozeki salttyk aspaptyk muzyka[Oozek salttyk aspaptyk music]. Komuz kүүlorүnүn antologiyasy: 1-T., Bishkek, Maga, 2011. (In Kyrgyz)

Al-Farabi. Traktaty o muzyke i poezii [Treatises on music and poetry]. Almaty, Gylym, 1993. (In Russian)

Gafurbekov, Tukhtasin. Tvorcheskiye resursy natsionalnoy monodii i ikh prelomleniye v uzbekskoy sovetskoy muzyke [Creative resources of national monody and their refraction in Uzbek Soviet music]. 1989, Moskow, Moskow State Conservatory, Doctor`s Thesis. (In Russian)

Gisatov, Bisengali. Qazakh orchestra named after Kurmangazy [Kazakh orchestra named after Kurmangazy: (an essay on the creative path)]. Almaty, Gylym, 1994. (In Russian)

Gullyyev, Shakhim. Turkmenskaya muzyka (naslediye) [Turkmen music (heritage)]. Almaty, Fond Soros-Kazakhstan, 2003. (In Russian)

Yergaliyeva, Aigul. “Novyye tvorcheskiye idei i imena v muzykalnom iskusstve Zapadnogo Kazakhstana.” [‘New creative ideas and names in the musical art of Western Kazakhstan».] The Idea “Mangіlіk Yel” in Kazakh music, executive editor Sara Kuzembay. Almaty, Adebiyet alemі, 2017, p. 339–347. (In Russian)

Zhubanov, Ahmet. Gasyrlar pernesі [Gasyrlar pernesi]. Almaty, Dayk-press, 2002. (In Kazakh)

Zhumakova, Umitzhan. Zhumatay Tezekbayev muzykasynyn formantalary: Zertteu/orys tіlіnen audargan Shegebayev P.Sh. [Zhumatai Tezekbaev music son formantalary: Zertteu/orys tilinen audargan Shegebaev P.Sh]. Astana, Tengri ltd, 2015. (In Kazakh)

Kaztuganova, Ainur, et al. “Kazakh music in the global context.” Utopia y Praxis Latinoamerikana. Vinesuela, Ano 24, n EXTRA 5, 2019, pp. 90–102.

Kuznetsov, Andrey. From the history of Kyrgyz music: collection of articles (1973-2014) [From the history of Kyrgyz music: collection of articles (1973-2014)]. Bishkek, KRSU. (In Russian)

Kuzembay, Sara, et al. Kazak operalary [The Kazakh opera`s]. Almaty, Zhіbek zholy, 2010. (In Kazakh)

Medeubek, Maksat et al. “Kyl-kobyz-related musical instruments of Turkic peoples living in Central Asia: comparative-typological aspects of the study.” Opcion. 2020, No.91, pp. 491–504.

Musagulova, Gulmira. 1916 zhylgy ult azattyc koterіlіstіn B.Қydyrbektin «Bekbolat» simfoniyasynda beynelenuі [The reflection of the national liberation uprising of 1916 in B. Kydyrbek's symphony "Bekbolat".] The idea of "Mangilik El" in Kazakh music, editor-in-chief Sara Kuzembay. Almaty, Adebiyet alemі, 2017, pp. 321–339. (In Kazakh)

Muptekeev Bazaraly. “Halyk ұgymyndagy Қambar beynesі zhәne “Kambarkhan” kuylerіnіn oryndaushylyk erekshelikteri” [“The image of Kambar in the folk concept and performance features of “Kambarkhan” tunes”]. Melodii vekov materialy mezhdunarodnoj konferencii, posvyashchennomu 100-letiyu so dnya rozhdeniya kyujshi Kambara Medetova. Almaty, Dajk Press, 2002. p. 138–161. (In Kazakh)

Sabirova, Alyia, and Yergalieva Aigul. “The phenomenon of spiritualituin the Kazakh art songs.” Opcion Ano 36, Especial No. 27, 2020, pp. 130–149.

Tokzhanov, Tolepbergen, et al. “Kazakh national songs (Zhyrlar) as spiritual teritage of the kazakh nation.” International Journal of Psychosial Rehabilitation. 2020, V. 24, Iss. 7, pp. 9832–9835.

Turumbetova, A.E. “Development of dombra performance in kazakh culture in the 20th century in the view of new forms of music-making.” Man In India. 2016, №96 (7), pp. 2109–2120.

Utegaliyeva, Saule. «Kurmangazy – kazak muzyka onerіnіn kornektі okіlі» ["S.I. Kurmangazy - an outstanding representative of Kazakh musical art"]. History and culture of Atyrau in the 19th-20th centuries, materials of the republican scientific and practical conference. September 7, 2023, Atyrau regional Meria, Atyrau regional department of culture and language development, Atyrau, 2023, pp. 47–52. (In Kazakh)

Utegaliyeva, Saule. Khordofony Tsentralnoy Azii [Chordophones Central Asia]. Almaty, Kazakparat, 2006. (In Russian)

Tsitsikyan, Anait. «Drevneye izobrazheniye smychkovogo instrumenta iz raskopok Dvina (k probleme organologicheskoy interpretatsii istoricheskikh istochnikov)» [“Ancient image of a bowed instrument from the Dvina excavations (to the problem of organological interpretation of historical sources)”]. Folk musical instruments and instrumental music, editor-in-chief Yevgeny Gippius. Moscow, Soviet composer, 1987. pp. 130–141. (in Russian)

Eykhgorn, August. “Muzyka kirgizov” [“Music of the Kyrgyz”]. Muzykalnaya folkloristika v Uzbekistane (pervyye zapisi). Musical-etnographic materials, Tashkent, Izdatelstvo AN UzbSSR, 1963. (in Russian)

Yanushkevich, Adolf. Kүndelіkter men khattar nemese kazak dalasyna sayakhat turaly zhazbalar [Music of the Kyrgyz]. Almaty, Zhalyn, 1979. (in Kasakh)

Загрузки


Number of views: 42

Опубликован

2024-12-20

Как цитировать

Айгуль Ергалиева. «АНАЛИЗ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖ ДУ СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА БАЛНУР КЫДЫРБЕК (НА ПРИМЕРЕ „КЫРГЫЗ КЮЙ“)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 4, 2024 г., с. 120-38, doi:10.47940/cajas.v9i4.944.
Лицензия Creative Commons