ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ

Авторы

  • Жанель Абельтаева Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.945

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью формирования профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкальной эстрады как ключевого качества, обеспечивающего их конкурентоспособность в современном культурном и образовательном пространстве. Музыкальная эстрада требует от исполнителя не только технического мастерства, но и способности к креативному мышлению, сценической адаптивности и художественной самостоятельности. Однако в практике высшего образования сохраняется дефицит системных подходов к диагностике и развитию данного качества, что формирует научную проблему исследования. Цель работы заключалась в выявлении уровня профессионально-творческой активности студентов-эстрадных музыкантов посредством применения комплекса диагностических методик и в определении направлений для дальнейшей разработки педагогических условий её формирования. Задачи исследования включали уточнение структуры феномена, подбор и апробацию диагностических методик, проведение констатирующего этапа эксперимента, а также анализ влияния образовательной среды на развитие ключевых компонентов активности. Проведение формирующего эксперимента не являлось задачей данного исследования и оставалось за его рамками.  Методологическую основу составили современные концепции креативности и профессиональной подготовки музыкантов. Применялись Kaufman Domains of Creativity Scale (K-DOCS), Performance Anxiety Scale for Music Students (PASMS), анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение и самооценочные шкалы, что  позволило комплексно оценить мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-деятельностный и рефлексивный компоненты. Данные диагностические методики впервые были адаптированы и применены к обучающимся-эстрадным музыкантам. Их использование позволило выявить проблемные зоны в развитии профессионально-творческой активности и тем самым создать основу для разработки педагогической методики и её последующего внедрения в дальнейших исследованиях. Результаты показали, что у большинства студентов уровень профессионально-творческой активности остаётся средним, при этом наиболее выраженные дефициты выявлены в сферах целеполагания, сценической уверенности и рефлексивных умений. Практическая значимость работы заключается в том, что интеграция диагностики и педагогического сопровождения создаёт условия для подготовки специалистов, способных к сценической самореализации и педагогической деятельности.

Ключевые слова:

профессионально-творческая активность, музыкальное исполнительство, профессиональная подготовка, психолого-педагогическая диагностика, креативность, сценическая уверенность, музыкальная педагогика, специалисты музыкальной эстрады

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Жанель Абельтаева , Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

– кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор (доцент), доцент кафедры «Инструменты эстрадного оркестра» Казахской национальной академии искусств им. Темирбека Жургенова (г.Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Alekseenko, Elena. Metodika formirovaniya tvorcheskoy aktivnosti studentov fakul’teta pedagogiki i metodiki nachal’nogo obucheniya v protsesse prepodavaniya narodnogo iskusstva [Methodology for Developing the Creative Activity of Students of the Faculty of Pedagogy and Primary Education Methods in the Process of Teaching Folk Art]. Diss. kand. ped. nauk, MGPI, 1999. (In Russian)

Andreev, Valentin. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoy lichnosti. [The Dialectics of Education and Self-Education of the Creative Personality]: Kazan’Izd-vo Kazan. universiteta, 1988. (In Russian)

Balobanova, Tatyana. Razvitie tvorcheskoy aktivnosti lichnosti v sisteme vysshego obrazovaniya [Development of Creative Activity of the Personality in the System of Higher Education]. Diss. kand. sots. nauk, Kursk, 1999. (In Russian)

Vyatkin, Leonid. Razvitie poznavatel’noy samostoyatel’nosti i tvorcheskoy aktivnosti pedagoga. [Development of the Cognitive Independence and Creative Activity of the Teacher]. Saratov: SGPU, 2001. (In Russian)

Dzherdimalieva, Rita. Nauchno-pedagogicheskie osnovy metodicheskoy podgotovki uchitelya muzyki v sisteme vysshego obrazovaniya [Scientific and Pedagogical Foundations of the Methodological Training of a Music Teacher in the System of Higher Education]. Diss. dokt.

ped. nauk, Almaty, 1998. (In Russian)

Zagvyazinskiy, Vladimir. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya. Moskva: Prosveshchenie [Pedagogical Creativity of the Teacher], 1987. (In Russian)

Ibraeva, Kamarsulu. Formirovanie esteticheskoy kul’tury lichnosti budushchego uchitelya sredstvami kazakhskogo narodnogo muzykal’nogo iskusstva [Formation of the Aesthetic Culture of the Future Teacher through the Means of Kazakh Folk Musical Art]. Diss. kand. ped. nauk, Almaty, 2002. (In Russian)

“Koncepciya kul’turnoy politiki Respubliki Kazakhstan na 2023–2029 gody.” [Concept of Cultural Policy of the Republic of Kazakhstan for 2023–2029] -Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Kazakhstan № 250, 28 marta 2023 g. (In Russian)

Kisimisov, Erbolat. Formirovanie tvorcheskoy aktivnosti studentov v protsesse obucheniya dekorativno-prikladnomu iskusstvu: na primere tkachestva [Formation of Students’ Creative Activity in the Process of Teaching Decorative and Applied Arts: A Case Study of Weaving]. Diss.

kand. ped. nauk, Omsk, 2007. (In Russian)

Komenda, Olha, et al. “The Structural and Activity Method of Studying the Universal Creative Personality (on the Example of Musical Culture).” Convergências, vol. XVII, no. 33, 31 May 2024, pp. 1–12.

McKay, Alexander S. et al. “Measuring the Muses: Validating the Kaufman Domains of Creativity Scale (K-DOCS).” Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, vol. 11, no. 2, 2017, pp. 216–230.

Çırakoğlu, Okan Cem. “Development of a Performance Anxiety Scale for Music Students.” Medical Problems of Performing Artists, 2013.

“Professional’nyy standart ‘Ispolnitel’-instrumentalist, prepodavatel’ po muzykal’nomu instrumentu (po vidam)’ (6 uroven’).”[Professional Standard “Performer-Instrumentalist, Teacher of a Musical Instrument (by Types)” (Level 6)] Edinaya natsional’naya sistema truda, https://career.enbek.kz/ru/professionalstandart/208. Accessed 6 Oct. 2025. (In Russian)

“Respublikanskiy s”ezd pedagogov.”[ Republican Congress of Educators] Akorda.kz, 5 Oct. 2023, https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-prinyal-uchastie-v-respublikanskomsezde-pedagogov-594513. Accessed 6 Oct. 2025. (In Russian)

Sheriff, Fatin Hani Mohd, and Chong Yew Yoong. “Development of the Music Performance Anxiety Scale.” International Journal of Academic Research and Reflection, vol. 3, no. 2, 2015.

Uzakbaeva, Sakhipzhamal. Istoriya razvitiya i problemy sovershenstvovaniya muzykal’noesteticheskogo vospitaniya v obshcheobrazovatel’nykh shkolakh Kazakhstana [History and

Problems of Improving Musical and Aesthetic Education in General Education Schools of Kazakhstan]. Avtoref. diss. kand. ped. nauk, Alma-Ata, 1982. (In Russian)

Khutorskoy, Andrey. Didakticheskaya evristika: Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [Didactic Heuristics: Theory and Technology of Creative Learning]. Moskva: Izd-vo MGU, 2003. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-10-28

Как цитировать

Жанель Абельтаева. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 3, 2025 г., doi:10.47940/cajas.v10i3.945.
Лицензия Creative Commons