О некоторых аспектах взаимодействия этнопсихологии и музыкальной этнологии (на примере казахской традиционной музыки)

Авторы

  • Ажар Айтуарова Казахского национального женского педагогического университета (Алматы, Казахстан)
  • Жанель Абельтаева Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i4.946

Аннотация

Взаимодействие этнопсихологии и музыкальной этнологии на примере казахской традиционной музыки, является актуальным в условиях глобализации, а также оказывает влияние на формирование этнической идентичности. Цель исследования — выявить роль традиционной музыки в поддержании психологического благополучия и этнической самобытности казахского народа. Исследование выполнено с применением комплексного подхода, включающего психологические и культурологические методы. Для анализа были изучены этнографические, философские и психологические аспекты казахской музыки, опираясь на труды казахстанских исследователей по символике и ценностям музыкальной культуры. Результаты исследования показывают, что казахская традиционная музыка выполняет важные психологические функции. Ритуалы и обряды в казахской культуре выступают как средства психоэмоциональной регуляции, позволяющие участникам пережить сильные эмоции. Например, «Сынсу» и «Жоктау», помогают людям справляться с утратами и стрессом, айтыс, как  способ общения в момент состязания - снять внутреннее напряжение, разрешить конфликтные ситуации.  Инструментальные кюи передают скрытую информацию и поддерживают социальную гармонию, а кобызовая музыка способствует переработке трагических переживаний, выполняя психотерапевтическую роль. Казахская музыка имеет значительное этнопсихологическое значение, поддерживая духовное и психологическое благополучие сообщества. Перспективы включают дальнейшее изучение казахской традиционной музыки как ресурса для психотерапии, а также возможности использования вышеназванных музыкальных практик в современных психологических подходах.  

Ключевые слова:

этнопсихология, музыкальная этнология, казахская традиционная музыка, ритуалы, обряды

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ажар Айтуарова, Казахского национального женского педагогического университета (Алматы, Казахстан)

кандидат искусствоведения, доцент (ВАК), ассоциированный профессор кафедры музыки Казахского национального женского педагогического университета (Алматы, Казахстан)

Жанель Абельтаева, Казахская национальная академия искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры «Инструменты эстрадного оркестра», Казахской национальной академии искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Айтуарова, Ажар. «Казахский обрядовый музыкальный фольклор в свете этнопсихологии». Музыка в контексте психологии и педагогики. Алматы: КНК им. Курмангазы, 2011, с.74-80.

Аманов, Багдаулет, и Асия Мухамбетова. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы, Дайк-Пресс, 2002.

Barradas, Goncalo. A Cross-Cultural Approach to Psychological Mechanisms Underlying Emotional Reactions to Music. 2017. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, Abstract. Dissertations.

Enkhtuvshin, Batbold, i Jambal Enebish. The Inner Sense and Understanding of the Nomadic People's Musical Psychology: учебное пособие. Ulaanbaatar, 2007.

Gabitov, Tursun, et al. «Shaman music as state of mind of the nomad of the Kazakh». Procedia - Social and Behavioral Sciences, 217, 2016, pp. 643 – 651.

Наурызбаева, Зира. Мифоритуальные основания казахской культуры. https://kieli7su.kz/index.php/koblandymenu/toreadmenu/36-miforitualnye-osnovania-kazahskoi-kulturyantropologii/viewer. Дата доступа 20 августа 2022.

Психология. Словарь. Редакторы Артур Петровский и Михаил Ярошевский. Москва, 1990.

Slavney R. Phillip, «Belief and behavior: The role of “folk psychology” in psychiatry». Comprehensive Psychiatry, Vol. 33, no. 3, 1992, p. 166-172

Турсунов, Едыге. Происхождение носителей казахского фольклора. Алматы, Дайк пресс, 2004.

Фрейд, Зигмунд. Невропсихозы защиты. Ижевск, ERGO, 2018.

References

Aytuarova, Azhar. «Kazakhskiy obryadovyy muzykalnyy folklor v svete etnopsikhologiI». Muzyka v kontekste psikhologii i pedagogiki. Almaty: KNK im. Kurmangazy, 2011, s.74-80.

Amanov, Bagdaulet, i Asiya Mukhambetova. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i ХХ vek. Almaty, Dayk-Press, 2002.

Barradas, Goncalo. A Cross-Cultural Approach to Psychological Mechanisms Underlying Emotional Reactions to Music. 2017. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, Abstract. Dissertations.

Enkhtuvshin, Batbold, i Jambal Enebish. The Inner Sense and Understanding of the Nomadic People's Musical Psychology: uchebnoe posobie. Ulaanbaatar, 2007.

Gabitov, Tursun, et al. «Shaman music as state of mind of the nomad of the Kazakh». Procedia - Social and Behavioral Sciences, 217, 2016, pp. 643 – 651.

Nauryzbayeva, Zira. Miforitualnyye osnovaniya kazakhskoy kultury. https://kieli7su.kz/index.php/koblandymenu/toreadmenu/36-miforitualnye-osnovania-kazahskoi-kulturyantropologii/viewer. Data dostupa 20 avgusta 2022.

Psikhologiya. Slovar. Redaktory Artur Petrovskiy i Mikhail Yaroshevskiy). Moskva, 1990.

Slavney R. Phillip. «Belief and behavior: The role of “folk psychology” in psychiatry». Comprehensive Psychiatry, Vol. 33, no. 3, 1992, p. 166-172.

Tursunov, Yedyge. Proiskhozhdeniye nositeley kazakhskogo folklora. Almaty, Dayk press, 2004.

Freud, Sigmund. Nevropsikhozy zashchity. Izhevsk, ERGO, 2018.

Загрузки


Number of views: 50

Опубликован

2024-12-20

Как цитировать

Ажар Айтуарова, и Жанель Абельтаева. «О некоторых аспектах взаимодействия этнопсихологии и музыкальной этнологии (на примере казахской традиционной музыки)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 4, 2024 г., с. 88-100, doi:10.47940/cajas.v9i4.946.
Лицензия Creative Commons