СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА В АСПЕКТЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ АВТОРА, ЗРИТЕЛЯ И ПЕРСОНАЖА (ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА)
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i4.947Аннотация
В статье представлен семиотический анализ европейской программы спортивного бального танца с позиции точек зрения автора, зрителя и персонажа (хореографического образа) с применением исследовательского инструментария, основанного на методе семиотического анализа Бориса Андреевича Успенского. Целью исследования является выявление отличительных особенностей точек зрения автора, зрителя и персонажа (хореографического образа) в европейской программе спортивных бальных танцев в эпохах модерна, постмодерна и метамодерна. На основе семиотического анализа задачами исследования выступили изучение европейской программы спортивного бального танца в аспектах внешней и внутренней точек зрения по принципу «искусство - коммуникация - язык - знак», где хореографическое искусство имеет диалогичный характер коммуникации между исполнителем и зрителем, а телесность являясь языком танца формирует различные знаки. Результатом данного исследования является раскрытие точек зрения автора, зрителя и персонажа (хореографического образа), которые показали ведущие тенденции развития эстетики танцев европейской программы в периоды модернизма, постмодернизма и метамодернизма. Компаративистский метод позволил выявить характерные особенности развития знаковой системы в европейских танцах вышеназванных периодов. Проанализировано своеобразие исполнительского стиля в эпохах модерна, постмодерна и метамодерна с точек зрения автора, зрителя и персонажа (хореографического образа). Данное исследование представляет перспективный инструментарий в вопросах проведения семиотического анализа танца в широком применении в сферах танцевального спорта и в направлениях хореографического искусства.Ключевые слова:
эстетика танцев, спортивный бальный танец, танцевальный спорт, семиотический анализ, Борис Успенский, метамодернизмСкачивания
Библиографические ссылки
Вельфлин, Генрих. Классическое искусство. Санкт-Петербург, Алетейя, 1997.
Исалиев, Алибек и Молдахметова Алима. «Метод формального анализа Александра Габричевского в исследовании хореографии спортивных бальных танцев». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 1, 2024 г., с. 209-226, doi:10.47940/cajas.v9i1.800.
Котова, Светлана. «Бал зажигает огни». Российский танцевальный союз, www.rdu.ru/post/bal-zazhigaet-ogni. Дата доступа 11 августа 2024.
Лукичева, Красимира. «О феноменологическом подходе к изучению произведений искусства». Вестник РГГУ, №17 (79), 2011, с. 189-195.
Малинина, Вера. «Хореографическое произведение как художественный текст». ВЕСТНИК Челябинской государственной академии культуры и искусств,
№1 (9) май 2006, С. 130-143.
Мамыкина, Татьяна. «Семиотика в хореографии и ее значение». Infolesson, www.infolesson.kz/doklad-semiotika-v-horeografii-i-ee-znachenie-3150140.html. Дата доступа 20 августа 2024.
Успенский, Борис. Семиотика искусства. Москва, Школа «Языки русской культуры», 1995.
«Философия Шопенгауэра за 10 минут». YouTube, загружено Правое полушарие интроверта, youtube.com/watch?v=ocBoBsWx_H0&t=496s. Дата доступа 19 августа 2024.
Шопенгауэр, Артур. «Мир как воля и представление». Lib.ru, www.az.lib.ru/s/shopengauer_a/text_0040.shtml. Дата доступа 2 сентября 2024 г.
«1971 ICBD World Professional Latin Dance Championships - WEST BERLIN». YouTube, загружено Old dancing videos, 7 августа 2020, youtube.com/watch?v=65MUtGxgRP0. Дата доступа 15 сентября 2024.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
