ОНТОЛОГО-ОРЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ТРАДИЦИОННОМУ ТАНЦУ: НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСКОГО ТАНЦА

Авторы

  • Берик Кукетов Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Алия Шанкибаева Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v9i4.956

Аннотация

В данной статье была проделана всесторонняя онтолого-орентированная работа поисследованию танца «Камажай», на примере которого раскрыт метод начального изучения именнотрадиционного танца, который способствовал выявлению шести основных компонентов анализа.Это - танцевальные стили, музыкальная основа, контекст и символика, позы и движения, костюмыи атрибуты, традиционные ритуалы и обычаи. Рассмотрение национального танца «Камажай» сего основными функциями, такими как: эстетическая, практическая, социальная, воспитательная иисторическая, является основной темой данного исследования.Целью статьи является обозначение онтолого-ориентированного подхода как наиболееверного метода в изучении традиционного национального танца, способствующего всестороннемуанализу традиционного национального казахского танца в целом, с помощью которого казахскийфольклорный танец займет свое значимое положение в традиционной культуре народа.Результатом данного исследования явился всесторонний анализ танца «Камажай», на примерекоторого авторы подтвердили верность выбранного онтолого-ориентированного подхода визучении традиционого национального танца. На основе данного подхода появилась возможностьопределения и утверждения значимости танца «Камажай» в национальной культуре народа. Наоснове шести основных направлений анализа в танце «Камажай» раскрыта связь текстового итанцевального содержания, что определило класс танца, как относящегося к детскому фольклору,что, соответственно, раскрыло его назначение – в игровой и непринужденой форме проявитьвоспитательные функции и подготовить девочку к ее дольнейшей социальной жизни. Основнымирезультатами исследования являются анализ и практическое применение метода онтолого-ориентированного подхода в изучении фольклорного танца, на примере танца «Камажай». Наоснове вновь открывшихся фактических данных о танце, было впервые проведено более глубокоеисследование этого танцевального действия, что раскрыло суть и значение этого простого свиду и глубокого по содержанию танца. Дальнейший анализ национального фольклорноготанца в целом с помощью данного метода будет способствовать сохранению танцевальногофольклора, его изучению и определению достойного места в единой семье национальногофольклора. Метод, раскрываемый в статье, будет способствовать обогащению исторической итеоретической значимости казахского танца, как в практическом исполнении, так и в учебном иисследовательском процессах.

Ключевые слова:

онтология, традиционный танец, наследие, казахский танец, исторический танец, национальный танец, камажай

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Берик Кукетов, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

магистр педагогики хореографии, докторант 3-го курса кафедры «Балетмейстерское искусства», Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова(Алматы, Казахстан)

Алия Шанкибаева, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой «Сценическая пластика и физическое воспитание» Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Aji, Gani. "Kazakh Folk Song 'Kamazhay,' Performed by Syumer Izgyu." Private Channel, 26 Jan. 2015, www.youtube.com/watch?v=WPMeJZwM6k0. Accessed 10 September 2024 (In Turkish)

Shalabayev, Karakat. "Kamazhay is Not a Folk Song." North Kazakhstan Newspaper, no. 13, 2024, p. 9. (In Kazakh)

«Home page.» Official Website of the President of the Republic of Kazakhstan, 21 May 2024, www.akorda.kz/kz/memleket-basshysy-madeniet-zhane-oner-kyzmetkerlerin-marapattau-rasimine-katysty-214036 . Accessed 10 September 2024 (In Kazakh)

Idrisova, Kenzhebekovna, Salima. "Aina of Knowledge," 30 Apr. 2021, homepage. (In Kazakh)

Julian. "Julian Jaffres 'Kamazhay.'" Kamazhay: Folk Song from Kazakhstan, 17 Jan. 2015, www.youtube.com/watch?v=k9tl9Bgrkc8. Accessed 20 August (In Kazakh)

Kazakh Encyclopedia. Vol. 7, National Encyclopedia of Kazakhstan, Almaty, 2005, p. 736. (In Kazakh)

Kalita, Deepjyoti. "Ontology for Preserving the Knowledge Base of Traditional Dances." OTD, The Electronic Library, Oct. 2020, DOI: 10.1108/EL-11-2019-0258www.researchgate.net/publication/344727289_Ontology_for_preserving_the_knowledge_base_of_traditional_dances_OTD.

Kaliyev, Bayynkol. Explanatory Dictionary of the Kazakh Language. Almaty, 2014, 728 pp. (In Kazakh)

Kuketov, Berik. "Kamazhai Dance." Private Channel, uploaded 28 Feb. 2024, www.youtube.com/watch?v=wVaUkTS93SE. Accessed 10 September 2024 (In Kazakh)

Truong-Thanh, Ma. "An Ontology-based Modelling of Vietnamese Traditional Dances." The 30th International Conference on Software Engineering Knowledge Engineering (S), July 2018, DOI: 10.18293/SEKE2018-129. (www.researchgate.net/publication/328689624_An_Ontology-based_Modelling_of_Vietnamese_Traditional_Dances_S. Accessed 20 August

Turgunova, Nasiba. "YALLA." Teatr Jurnali, vol. 3, 2017, p. 3 (In Uzbek)

Usmanova, Gulasal. Mustakillik Davri Uzbek Raks San'atining Rivojlanish Tamoyillari. PhD dissertation, Tashkent, 2022, pp 140. (In Uzbek)

Vsevolodskaya-Golushkevich, Olga. School of Kazakh Dance. Art, 1994. pp 152 (In Russian)

Zhienkulova, Shara. The Secret of the Dance. Oner, 1980, pp. 279. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 39

Опубликован

2025-02-04

Как цитировать

Берик Кукетов, и Алия Шанкибаева. «ОНТОЛОГО-ОРЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ТРАДИЦИОННОМУ ТАНЦУ: НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСКОГО ТАНЦА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 4, 2025 г., doi:10.47940/cajas.v9i4.956.
Лицензия Creative Commons