МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v9i4.958Аннотация
В статье центральное место занимает анализ методологических подходов в качестве вспомогательных приемов в разработке проблем музыкального образования. В числе значимых подходов современной теории и практики научного и художественного познания выступает системно-целостный подход – значимый методологический принцип, важнейший метод процесса исследования. Содержательная направленность системно-целостного подхода включает в себя структурный анализ применительно к профессиональным проблемам музыкального образования, включая в себя: философский уровень в умении исследователя через «общее» выделять существенное «в отдельном» с учетом ее специфики; общенаучный уровень в создании методологической базы в различных художественных и научных областях знания; частнонаучный уровень в совокупности знаний, принципов и методов исследования в формировании профессиональной и личностной позиции исследователя. Особую значимость в исследовании проблем музыкального образования имеет методологический подход принципа профессиональной направленности, главным критерием которого выступает логика использования философских, общенаучных и специальных положений, ставя исследователя перед необходимостью своеобразного «перевоплощения», то в положение «философа», то «психолога», «музыковеда», «педагога» и т.д., не упуская при этом свою основную цель – подготовку педагога-музыканта. Заслуживает особое внимание методологический подход в соответствии с принципом диалектического единства всеобщего, общего и особенного в развитии творческой личности, согласно которому в каждом специалисте, независимо от профессии, присутствует как единичное и уникальное, так и особенное, общее. Вызывает определенный интерес подход, основанный на интегральном принципе взаимодействия смежных видов искусств в выявлении оригинальных идей, нестандартных решений. Причем одним из влиятельных подходов к искусству является культурологический, в соответствии с которым выдвинут принцип культуросообразности, где все элементы исследования находятся в соподчинении содержания образа. Изложенные методологические подходы в исследовании свидетельствуют о том, что каждый из них имеет свои структурно-содержательные элементы и функциональное значение с позиции реализации основной цели – формирования методологически подготовленной личности в области музыкального образования.Ключевые слова:
методология, подход, исследование, музыка, искусство, образование, наука, принцип, творчество, культураСкачивания
Библиографические ссылки
Асафьев, Борис. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Ленинград, Музыка 1973.
Баренбойм, Лев. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. Ленинград, Советский композитор, 1979.
Гершунский, Борис. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев, ИО «Веща школа», 1986.
Затямина, Татьяна. «Принцип культуросообразности в музыкально-педагогической деятельности». Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Материалы X Международной научно-практической конференции. Москва, РИТМ, 2012.
Кабалевский, Дмитрий. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. Изд. 2-е, исп. и доп. Москва, Просвещение, 1984.
Каган, Моисей. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений. Москва, Политиздат, 1988.
Медушевский, Вячеслав. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. Москва, Музыка, 1980.
Нейгауз, Генрих. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога. Учебное пособие – 6-е изд. Санкт-Петербург, Планета музыки, 2017.
Первушина, Ольга, и Крючкова Нина. «Контекстный подход в системе музыкального образования в высшей музыкальной школе». Проблемы музыкальных наук, №3, Алтай, 2018, с. 131–143. doi: 10.17674/1997–0854.2018.2137-143.
Рубинштейн, Сергей. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, Питер, 2000.
Сохор, Арнольд. О современных задачах социологии музыки, Том 1. Ленинград, Советский композитор, 1980.
Цехмистро, Иван. Диалектика множественного и единого. Квантовое свойство мира как неделимого целого. Киев, «Мысль», 1972.
Цыпин, Геннадий. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки. Москва, 1977.
Щербакова, Анна. «Музыка – знание – опыт в постижении феномена духовности современного поликультурного пространства». Сборник научных трудов: Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Выпуск № 6. Москва, РГСУ, 2011.
References
Asafyev, Boris. Izbrannyye stati o muzykalnom prosveshchenii i obrazovanii [Selected Articles on Musical Education and Training.] Leningrad, Muzyka 1973. (In Russian)
Barenboim, Lev. Put k muzitsirovaniyu [The Path to Music-Making.] 2nd ed., suppl. Leningrad, Sovetsky kompozitor, 1979. (In Russian)
Gershunsky, Boris. Pedagogicheskaya prognostika: Metodologiya, teoriya, praktika [Pedagogical Prognostics: Methodology, Theory, Practice.] Kyiv, IO «Veshka Shkola», 1986. (Ukraine)
Zatyamina, Tatyana. “Printsip kulturosoobraznosti v muzykalno-pedagogicheskoy deyatelnosti” [“The Principle of Cultural Conformity in Musical and Pedagogical Activity.”] Actual Problems of Musical and Pedagogical Education: Proceedings of the X International Scientific and Practical Conference. Moscow, RITM, 2012. (In Russian)
Kabalevsky, Dmitry. Vospitaniye uma i serdtsa: kn. dlya uchitelya [Education of Mind and Heart: book for a teacher.] 2nd ed., suppl. and suppl. Moscow, Prosveshchenie, 1984. (In Russian)
Kagan, Moses. Mir obshcheniya: Problemy mezhsubyektivnykh otnosheniy [The World of Communication: Problems of Intersubjective Relations.] Moscow, Politizdat, 1988. (In Russian)
Medushevsky, Vyacheslav. Dvoystvennost muzykalnoy formy i vospriyatiye muzyki [Duality of Musical Form and Perception of Music.] Moscow, Muzyka, 1980. (In Russian)
Neuhaus, Genrikh. Ob iskusstve fortepiannoy igry: Zametki pedagoga [On the Art of Piano Playing: Notes of a Teacher.] Study Guide – 6th ed. St. Petersburg, Planet of Music, 2017. (In Russian)
Pervushina, Olga, and Kryuchkova Nina. “Kontekstnyy podkhod v sisteme muzykalnogo obrazovaniya v vysshey muzykalnoy shkole” [”Contextual Approach in the System of Music Education in Higher Music Schools.] Problems of Musical Sciences, No. 3, Altai, 2018, pp. 131 – 143. doi: 10.17674/1997–0854.2018.2137-143. (In Russian)
Rubinstein, Sergey. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology.] St. Petersburg, Piter, 2000. (In Russian)
Sokhor, Arnold. O sovremennykh zadachakh sotsiologii muzyki [On Modern Tasks of the Sociology of Music.] Volume 1. Leningrad, Sovetsky Kompozitor, 1980. (In Russian)
Tsekhmistro, Ivan. Dialektika mnozhestvennogo i yedinogo. Kvantovoye svoystvo mira kak nedelimogo tselogo [Dialectics of the Multiple and the Single. Quantum Property of the World as an Indivisible Whole.] Kyiv, Mysl, 1972. (Ukraine)
Tsypin, Gennady. Problemy razvivayushchego obucheniya v prepodavanii muzyki [Problems of Developing Learning in Teaching Music.] Moscow, 1977. (In Russian)
Shcherbakova, Anna. “Muzyka – znaniye – opyt v postizhenii fenomena dukhovnosti sovremennogo polikulturnogo prostranstva” [“Music – Knowledge – Experience in Understanding the Phenomenon of Spirituality in the Modern Multicultural Space.”] Collection of Scientific Papers Music in the Information Space of the Culture of the Third Millennium: Problems, Opinions, Prospects. Issue No. 6. Moscow, RSSU, 2011. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
