КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЙ МОНТАЖ В КИНО
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.959Аннотация
Актуальность данного исследования определяется необходимостью переосмысления связи между изменениями когнитивных процессов и формальными элементами киноязыка в условиях цифровой эпохи. Работа является продолжением междисциплинарных исследований в области когнитивной медиатеории и теории монтажа, сосредотачиваясь на новом явлении клипового мышления. В качестве основной научной проблемы рассматривается трансформациялогики кинематографического монтажа под влиянием изменений в восприятии зрителя,обусловленных цифровыми медиа. Цель исследования – выявить, каким образом клиповое мышление влияет на восприятиемонтажа и принципы его построения в современном кино. В рамках этой цели решаются задачи по описанию когнитивных признаков клипового мышления, анализу его влияния на восприятие различных монтажных приёмов и исследованию его проявлений в глобальном и казахстанском кинематографе. Методологически работа опирается на качественный анализ, включающийинтерпретацию когнитивных теорий, сравнительный анализ шести художественных фильмов и обобщение статистических данных о снижении концентрации внимания. Анализируются средняя длина кадра, ритм, структура повествования и монтажные стратегии. Результаты показали наличие трёх доминирующих тенденций: ускоренный темп монтажа, ассоциативность переходов и гибридные ритмические структуры, совпадающие с особенностями клипового мышления. Эти признаки выявлены как в зарубежных, так и в казахстанских фильмах.В дискуссионной части результаты сопоставлены с существующими исследованиями в области кинематографии и цифрового восприятия. Сделан вывод о том, что современный монтаж функционирует как когнитивный интерфейс. Исследование имеет практическую ценность для монтажёров, преподавателей кино и специалистов по медиатеории.Ключевые слова:
монтаж, клиповое мышление, особенности, восприятие, ассоциативный монтаж, цифровая эра, современныйСкачивания
Библиографические ссылки
References
Bordwell, David, and Kristin Thompson. Film Art: An Introduction. 12th ed., McGraw Hill
Education, 2019.
Bruckert, C., et al. “The Impact of Film Editing on Gaze Behavior: Evidence from Eye
Tracking Studies.” Journal of Eye Movement Research, vol. 14, no. 4, 2021, pp. 1–18.
Cutting, James E. “Narrative Theory and the Dynamics of Popular Movies.” Psychonomic
Bulletin & Review, vol. 23, no. 6, 2016, pp. 1713–1743.
Cutting, James E., and Chien Yu Candan. “Movies, Attention, and Editing: How Cuts Affect
Viewers.” Journal of Cognitive Neuroscience, vol. 27, no. 7, 2015, pp. 1–15.
Gross, Markus, et al. “Clip Thinking: Fragmentation of Thought and Cognitive Load
in the Age of Digital Media.” ZEMV White Paper, 2024, www.ssoar.info/ssoar/handle/
document/98545. Accessed 31 July 2025.
Jayawardene, Nessaya. “A Study on the Significant Impact of Film Editing on a Movie’s
Success With Special Reference to Everything Everywhere All at Once and Dune.” Conference
HUG 2023, Apr. 2024. ResearchGate, www.researchgate.net/publication/379656146_A_
Study_on_the_significant_impact_of_film_editing_on_a_movie’s_success_with_special_
reference_to_Everything_Everywhere_All_at_Once_and_Dune_films. Accessed 30 July
Kohler, T. J. Caught in the Loop: The Effects of the Addictive Nature of Short-Form Videos on
Users’ Perceived Attention Span and Mood. Bachelor’s thesis, University of Twente, 2023,
https://essay.utwente.nl/96577/1/Kohler_BA_BMS.pdf. Accessed 30 July 2025.
Microsoft Corp. “Attention Spans.” Consumer Insights Report, 2015, www.microsoft.com/en
us/research/wp content/uploads/2016/07/Attention Spans Research Report.pdf. Accessed
July 2025.
Salt, Barry. Film Style and Technology: History and Analysis. Starword, 2009.
Satybaldiyeva, D. “Qas – primireniye s istoricheskoy travmoy” [“Qas – Reconciliation with
Historical Trauma”]. Kazakhskoye kino: kulturnaya matritsa i trendy. 2018–2023 [Kazakh
Cinema: Cultural Matrix and Trends. 2018–2023], edited by Gulnara Abikeyeva, vol. 48,
RUAN, 2023, pp. 174–176. (In Russian)
Shagilbaev, Amir, and Gulnara Abikeyeva. “Problemy vospriyatiya ‘medlennogo
kino’ v epokhu uskoryeniya” [“Problems of Perception of ‘Slow Cinema’ in the Era of
Acceleration”]. Student: Electronic Scientific Magazine, no. 16(270), 2024, https://sibac.info/
journal/student/270/326936. Accessed 31 July 2025. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.











