КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЙ МОНТАЖ В КИНО

Авторы

  • Райымбек Альжанов Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Аида Машурова Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.959

Аннотация

Актуальность данного исследования определяется необходимостью переосмысления связи между изменениями когнитивных процессов и формальными элементами киноязыка в условиях цифровой эпохи. Работа является продолжением междисциплинарных исследований в области когнитивной медиатеории и теории монтажа, сосредотачиваясь на новом явлении клипового мышления. В качестве основной научной проблемы рассматривается трансформациялогики кинематографического монтажа под влиянием изменений в восприятии зрителя,обусловленных цифровыми медиа. Цель исследования – выявить, каким образом клиповое мышление влияет на восприятиемонтажа и принципы его построения в современном кино. В рамках этой цели решаются задачи по описанию когнитивных признаков клипового мышления, анализу его влияния на восприятие различных монтажных приёмов и исследованию его проявлений в глобальном и казахстанском кинематографе. Методологически работа опирается на качественный анализ, включающийинтерпретацию когнитивных теорий, сравнительный анализ шести художественных фильмов и обобщение статистических данных о снижении концентрации внимания. Анализируются средняя длина кадра, ритм, структура повествования и монтажные стратегии. Результаты показали наличие трёх доминирующих тенденций: ускоренный темп монтажа, ассоциативность переходов и гибридные ритмические структуры, совпадающие с особенностями клипового мышления. Эти признаки выявлены как в зарубежных, так и в казахстанских фильмах.В дискуссионной части результаты сопоставлены с существующими исследованиями в области кинематографии и цифрового восприятия. Сделан вывод о том, что современный монтаж функционирует как когнитивный интерфейс. Исследование имеет практическую ценность для монтажёров, преподавателей кино и специалистов по медиатеории.

Ключевые слова:

монтаж, клиповое мышление, особенности, восприятие, ассоциативный монтаж, цифровая эра, современный

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Райымбек Альжанов, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

– докторант, преподаватель, заместитель заведующего кафедрой «Режиссура экранных искусств», Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Аида Машурова, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

– доцент, доктор PhD, старший преподаватель, заведующий кафедрой “Режиссура экранных искусств”, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

References

Bordwell, David, and Kristin Thompson. Film Art: An Introduction. 12th ed., McGraw Hill

Education, 2019.

Bruckert, C., et al. “The Impact of Film Editing on Gaze Behavior: Evidence from Eye

Tracking Studies.” Journal of Eye Movement Research, vol. 14, no. 4, 2021, pp. 1–18.

Cutting, James E. “Narrative Theory and the Dynamics of Popular Movies.” Psychonomic

Bulletin & Review, vol. 23, no. 6, 2016, pp. 1713–1743.

Cutting, James E., and Chien Yu Candan. “Movies, Attention, and Editing: How Cuts Affect

Viewers.” Journal of Cognitive Neuroscience, vol. 27, no. 7, 2015, pp. 1–15.

Gross, Markus, et al. “Clip Thinking: Fragmentation of Thought and Cognitive Load

in the Age of Digital Media.” ZEMV White Paper, 2024, www.ssoar.info/ssoar/handle/

document/98545. Accessed 31 July 2025.

Jayawardene, Nessaya. “A Study on the Significant Impact of Film Editing on a Movie’s

Success With Special Reference to Everything Everywhere All at Once and Dune.” Conference

HUG 2023, Apr. 2024. ResearchGate, www.researchgate.net/publication/379656146_A_

Study_on_the_significant_impact_of_film_editing_on_a_movie’s_success_with_special_

reference_to_Everything_Everywhere_All_at_Once_and_Dune_films. Accessed 30 July

Kohler, T. J. Caught in the Loop: The Effects of the Addictive Nature of Short-Form Videos on

Users’ Perceived Attention Span and Mood. Bachelor’s thesis, University of Twente, 2023,

https://essay.utwente.nl/96577/1/Kohler_BA_BMS.pdf. Accessed 30 July 2025.

Microsoft Corp. “Attention Spans.” Consumer Insights Report, 2015, www.microsoft.com/en

us/research/wp content/uploads/2016/07/Attention Spans Research Report.pdf. Accessed

July 2025.

Salt, Barry. Film Style and Technology: History and Analysis. Starword, 2009.

Satybaldiyeva, D. “Qas – primireniye s istoricheskoy travmoy” [“Qas – Reconciliation with

Historical Trauma”]. Kazakhskoye kino: kulturnaya matritsa i trendy. 2018–2023 [Kazakh

Cinema: Cultural Matrix and Trends. 2018–2023], edited by Gulnara Abikeyeva, vol. 48,

RUAN, 2023, pp. 174–176. (In Russian)

Shagilbaev, Amir, and Gulnara Abikeyeva. “Problemy vospriyatiya ‘medlennogo

kino’ v epokhu uskoryeniya” [“Problems of Perception of ‘Slow Cinema’ in the Era of

Acceleration”]. Student: Electronic Scientific Magazine, no. 16(270), 2024, https://sibac.info/

journal/student/270/326936. Accessed 31 July 2025. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-09-20

Как цитировать

Райымбек Альжанов, и Аида Машурова. «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЙ МОНТАЖ В КИНО». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 3, 2025 г., с. 334-47, doi:10.47940/cajas.v10i3.959.
Лицензия Creative Commons