ОБРАЗ ПОДРОСТКА В МИРОВОМ И КАЗАХСТАНСКОМ КИНО СКВОЗЬ ПРИЗМУ МЕТАМОДЕРНИЗМА

Авторы

  • Владимир Попов Казахская национальная академия искусств им.Т.К. Жургенова

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.961

Аннотация

Целью данной статьи является репрезентация основных образов подростков в зарубежных и в казахстанских кинопроизведениях через призму метамодернизма. Во введении повествуется о кинокартинах, освещающих пубертатный период, так сказать “teen movies”, они ориентированы на зрителей разных поколений, так как все мы родом из детства. Кроме того, посредством фильмов о взрослении, тинейджеры осознают, что с ними все в порядке, рефлексируют, смотря на ровесников-киногероев.  Методы. В данной статье были использованы следующие методы: контент-анализ, сравнительный анализ, культурологический подход и семиотический анализ.  Дискуссия. Фильмы, снятые в разных странах, раскрывают множество стереотипных и необычных подростковых персонажей – от трогательного «ботаника» до непокорного нарушителя спокойствия, от романтичного «Ромео» до затравленного аутсайдера. В последние десятилетия эти образы вышли за рамки строго постмодернистского или модернистского дискурса и попали под влияние метамодернизма, который гармонично сочетает в себе искренность и иронию, прошлое и будущее, интеллектуальную рефлексию и художественные эксперименты. Результаты. Среди фильмов о школе, о подрастающем поколении мы можем условно выделить несколько распространенных стереотипов, основных типичных образов персонажей в фильмах о подростках. Предлагается их условное разделение на двенадцать наиболее распространенных и характерных типов: «отличник», «бунтарь», «новичок», «спортсмен» («мачо»), «королева старшей школы», «подросток с ограниченными возможностями», «мажор», «аутсайдер», «лидер», «Ромео и Джульетта», «подросток с интернет - зависимостью», «жертва обстоятельств». Каждый представленный образ рассматривается через призму метамодерна, сочетая подлинное эмоциональное выражение с саморефлексивной иронией. На примере фильмов показано динамичное изменение и трансформация юных героев в современном кинематографе. В основных положениях представлены примененные в статье методы и ключевые тезисы метамодернизма. Анализ двенадцати стереотипных образов подростков и их метамодернистской эволюции показывает, что современное кино – как во всем мире, так и в Казахстане – более не ограничивается лишь ироническими или романтическими взглядами на подростковый возраст. Вместо этого возникает более сложная система колебаний, позволяющая кинематографистам глубже проникнуть во внутреннюю жизнь молодежи, сталкивающейся с глобализацией, технологическим прогрессом и социальным неравенством.

Ключевые слова:

подросток, пубертатный период, современный кинематограф, типаж, образ подростка, стереотип, метамодернизм, подростковые фильмы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Владимир Попов, Казахская национальная академия искусств им.Т.К. Жургенова

Доктор PhD по специальности Искусствоведение, Магистр режиссуры кино и телевидения, заведующий кафедрой «Режиссура экранных искусств», доцент Казахской национальной академии искусств им. Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Alferov, Andrey. “Postmodern ili metamodern: kino posle kontsa istorii.” [“Postmodern or metamodern: cinema after the end of history.”] Huxley, https://huxley.media/ru/postmodern-ili-metamodern-kino-posle-konca-istorii/. Accessed 31 March 2025.

Beznosov, Vladislav. “O dialektike nravstvennogo i esteticheskogo v khudozhestvennoy culture (kulturologicheskiy aspekt).” [“On the dialect of moral and aesthetic in artistic culture (cultural aspect).”] Iskusstvo i esteticheskaya kultura: Sb. nauchnykh trudov. [Art and aesthetic culture: collection of scientific papers.] SPb.: SPGITMIK, 1992. (In Russian)

Dolto, Françoise. Na storone podrostka. [On the teenager's side.] SPb.: «Peterburg-XXI veK», 1997. (In Russian)

Fedorov, Alexander, et al. “Stereotypes of Teenagers’ Images in Audiovisual Media Texts about Schools and Universities.” European Journal of Contemporary Education, 7(3), 2018, pp. 458-464. DOI: 10.13187/ejced.2018.3.458 www.ejce.cherkasgu.press/journals_n/1537452200.pdf

Lipovetsky, Mark. Metamodernism: A New Cultural Paradigm. Moscow, Higher School of Economics Publishing House, 2019.

McDonald, H. “Representations of Teenagers in Television Teen Dramas.” Media Studies, n 35. www.curriculum-press.co.uk. Accessed 20 November 2024.

O'Neill, Patrick. Adolescence, Character, Space Investigating the 1980s Hollywood Teen Genre: Adolescence, Character, Space. 2016. Kingston University, PhD Thesis, www.core.ac.uk/download/pdf/74395926.pdf. Accessed 19 November 2024.

Polibentseva, Anna. “Obraz geroya-podrostka v zapadnykh nauchno-fantasticheskikh i fentezi-filmakh 21 veka.” [“The Image of the Teenage Hero in Western Science Fiction and Fantasy Films of the 21st Century.”] Molodoy uchenyy [Young scientist], - № 13 (93), 2015, www.moluch_93_ch8.indd. Accessed 29 October 2024. (In Russian)

Stern, Susannah. “Self-Absorbed, Dangerous, and Disengaged: What Popular Films Tell Us About Teenagers.” Mass Communication & Society, 8(1), 2005, pp. 23–38. DOI:10.1207/s15327825mcs0801_ www.sci-hub.ru/10.1207/s15327825mcs0801_3

Vermeulen, Timotheus, van den Akker Robin. “Notes on Metamodernism.” Journal of Aesthetics & Culture, 2010. DOI:10.3402/jac.v2i0.5677

Zur, Maksim. “O sovremennom “detskom stile” v kinematografe.” [“About the modern “child`s style” in cinema”.] Metamodern, 12 April 2017, https://metamodernizm.ru/о-современном-детском-стиле/. Accessed 30 March 2025.

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-03-20

Как цитировать

Владимир Попов. «ОБРАЗ ПОДРОСТКА В МИРОВОМ И КАЗАХСТАНСКОМ КИНО СКВОЗЬ ПРИЗМУ МЕТАМОДЕРНИЗМА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 1, 2025 г., с. 98-111, doi:10.47940/cajas.v10i1.961.
Лицензия Creative Commons