ОБРАЗ ПОДРОСТКА В МИРОВОМ И КАЗАХСТАНСКОМ КИНО СКВОЗЬ ПРИЗМУ МЕТАМОДЕРНИЗМА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.961Аннотация
Целью данной статьи является репрезентация основных образов подростков в зарубежных и в казахстанских кинопроизведениях через призму метамодернизма. Во введении повествуется о кинокартинах, освещающих пубертатный период, так сказать “teen movies”, они ориентированы на зрителей разных поколений, так как все мы родом из детства. Кроме того, посредством фильмов о взрослении, тинейджеры осознают, что с ними все в порядке, рефлексируют, смотря на ровесников-киногероев. Методы. В данной статье были использованы следующие методы: контент-анализ, сравнительный анализ, культурологический подход и семиотический анализ. Дискуссия. Фильмы, снятые в разных странах, раскрывают множество стереотипных и необычных подростковых персонажей – от трогательного «ботаника» до непокорного нарушителя спокойствия, от романтичного «Ромео» до затравленного аутсайдера. В последние десятилетия эти образы вышли за рамки строго постмодернистского или модернистского дискурса и попали под влияние метамодернизма, который гармонично сочетает в себе искренность и иронию, прошлое и будущее, интеллектуальную рефлексию и художественные эксперименты. Результаты. Среди фильмов о школе, о подрастающем поколении мы можем условно выделить несколько распространенных стереотипов, основных типичных образов персонажей в фильмах о подростках. Предлагается их условное разделение на двенадцать наиболее распространенных и характерных типов: «отличник», «бунтарь», «новичок», «спортсмен» («мачо»), «королева старшей школы», «подросток с ограниченными возможностями», «мажор», «аутсайдер», «лидер», «Ромео и Джульетта», «подросток с интернет - зависимостью», «жертва обстоятельств». Каждый представленный образ рассматривается через призму метамодерна, сочетая подлинное эмоциональное выражение с саморефлексивной иронией. На примере фильмов показано динамичное изменение и трансформация юных героев в современном кинематографе. В основных положениях представлены примененные в статье методы и ключевые тезисы метамодернизма. Анализ двенадцати стереотипных образов подростков и их метамодернистской эволюции показывает, что современное кино – как во всем мире, так и в Казахстане – более не ограничивается лишь ироническими или романтическими взглядами на подростковый возраст. Вместо этого возникает более сложная система колебаний, позволяющая кинематографистам глубже проникнуть во внутреннюю жизнь молодежи, сталкивающейся с глобализацией, технологическим прогрессом и социальным неравенством.Ключевые слова:
подросток, пубертатный период, современный кинематограф, типаж, образ подростка, стереотип, метамодернизм, подростковые фильмыСкачивания
Библиографические ссылки
Alferov, Andrey. “Postmodern ili metamodern: kino posle kontsa istorii.” [“Postmodern or metamodern: cinema after the end of history.”] Huxley, https://huxley.media/ru/postmodern-ili-metamodern-kino-posle-konca-istorii/. Accessed 31 March 2025.
Beznosov, Vladislav. “O dialektike nravstvennogo i esteticheskogo v khudozhestvennoy culture (kulturologicheskiy aspekt).” [“On the dialect of moral and aesthetic in artistic culture (cultural aspect).”] Iskusstvo i esteticheskaya kultura: Sb. nauchnykh trudov. [Art and aesthetic culture: collection of scientific papers.] SPb.: SPGITMIK, 1992. (In Russian)
Dolto, Françoise. Na storone podrostka. [On the teenager's side.] SPb.: «Peterburg-XXI veK», 1997. (In Russian)
Fedorov, Alexander, et al. “Stereotypes of Teenagers’ Images in Audiovisual Media Texts about Schools and Universities.” European Journal of Contemporary Education, 7(3), 2018, pp. 458-464. DOI: 10.13187/ejced.2018.3.458 www.ejce.cherkasgu.press/journals_n/1537452200.pdf
Lipovetsky, Mark. Metamodernism: A New Cultural Paradigm. Moscow, Higher School of Economics Publishing House, 2019.
McDonald, H. “Representations of Teenagers in Television Teen Dramas.” Media Studies, n 35. www.curriculum-press.co.uk. Accessed 20 November 2024.
O'Neill, Patrick. Adolescence, Character, Space Investigating the 1980s Hollywood Teen Genre: Adolescence, Character, Space. 2016. Kingston University, PhD Thesis, www.core.ac.uk/download/pdf/74395926.pdf. Accessed 19 November 2024.
Polibentseva, Anna. “Obraz geroya-podrostka v zapadnykh nauchno-fantasticheskikh i fentezi-filmakh 21 veka.” [“The Image of the Teenage Hero in Western Science Fiction and Fantasy Films of the 21st Century.”] Molodoy uchenyy [Young scientist], - № 13 (93), 2015, www.moluch_93_ch8.indd. Accessed 29 October 2024. (In Russian)
Stern, Susannah. “Self-Absorbed, Dangerous, and Disengaged: What Popular Films Tell Us About Teenagers.” Mass Communication & Society, 8(1), 2005, pp. 23–38. DOI:10.1207/s15327825mcs0801_ www.sci-hub.ru/10.1207/s15327825mcs0801_3
Vermeulen, Timotheus, van den Akker Robin. “Notes on Metamodernism.” Journal of Aesthetics & Culture, 2010. DOI:10.3402/jac.v2i0.5677
Zur, Maksim. “O sovremennom “detskom stile” v kinematografe.” [“About the modern “child`s style” in cinema”.] Metamodern, 12 April 2017, https://metamodernizm.ru/о-современном-детском-стиле/. Accessed 30 March 2025.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
