НОВАТОРСТВО В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСКОМ КИНО: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.965Аннотация
Казахcкое киноискусство последних лет переживает значительные трансформации, отражая актуальные социальные, культурные и эмоциональные реалии, что проявляется в более глубоком и многослойном изображении национальной культуры и социальных проблем. В связи с этим каждый новый фильм становится важным инструментом в передаче изменений, происходящих в обществе, а также в контексте культурных ценностей и актуальных тем. Это, в свою очередь, оказывает влияние на эволюцию образа героев, что и является предметом данного исследования. Целью работы является анализ трансформации образа героя в современном казахстанском кино с акцентом на социальные и культурные аспекты этих изменений. Для достижения поставленной цели были использованы методы контент-анализа, сравнительного анализа, символической интерпретации и текстового анализа. Эти методики позволили всесторонне изучить изменения в характере и социальной роли героя в контексте современных казахстанских фильмов. Метод текстового анализа использовался для выявления значительных изменений в личностных характеристиках героев, а также для анализа их связи с социально-культурными тенденциями, характерными для данного периода. С помощью визуальной семиотики была проанализирована символическая составляющая фильмов и ее взаимосвязь с их содержательной основой. Историко-культурный метод позволил выявить особенности казахского кино в контексте глобальных кинематографических тенденций. В качестве объектов исследования были выбраны такие фильмы, как «Жамбыл. Жаңа дәуір», «Операция Набат», «Бауырына салу», «Братья», «От» и «Үміт сәулесі», которые демонстрируют разнообразие подходов к изображению героев и их изменениям. В ходе анализа было установлено, что внутренний мир героев, их личностные и психологические характеристики напрямую связаны с социальными и культурными процессами, происходящими в обществе. Герои современного казахского кино служат отражением социальных реалий, уровня взаимодействия личности и общества, а также противоречий между традиционными ценностями и современными идеалами. Полученные результаты подчеркивают ключевые аспекты трансформации образа героев в контексте изменений, происходящих в казахстанском обществе. Практическая значимость работы заключается в возможности для разработки новых творческих концепций и образа героев, что может способствовать дальнейшему развитию казахстанского кинематографа.Ключевые слова:
казахское кино, трансформация героев, семейные ценности, социальные проблемы, развитие личности, национальные традиции, культурные новшестваСкачивания
Библиографические ссылки
Ayu Fitri Hardiyanti., et al. “Analysis of Three Dimensional Aspects of the Main Character in Frances Ha Film”. Journal of Language and Applied Lingustics, Vol. 05, №01, 2024, p. 110-119. https://dx.doi.org/10.22334/traverse.v5i1
Manakbayeva, Aigerim and Nikolayeva, Olga. Reflection of public policy in cinema: socological analysis on the example of Kazakhstan. Public policy and administration, 2021, T. 20, №5, p. 727-736. DOI: 10.13165/VPA-21-20-5-15
Найзабеков, Аян және Уразбаева, Шарипа. Кино ХХІ века: направления и факторы развития. Central Asian Journal of Art Studies, 2024, №9 (2), с. 288-301. DOI: https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.837
Рахманқызы, Нәзира. Қазақ киносы: кеше және бүгін. Астана: Фолиант, 2017. – 464 б.
Мұқышева, Нәзира. «Тұлпардың ізі» фильмі мен сценарийіндегі көркемдік детальдар: фотосуреттің драматургиялық маңызы // М.О. Әуезов атындағы Әдебиет және өнер институты, «Керуен», 2024, №1 (82), 278-291 бб. DOI: https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-22
Ногербек, Бауыржан және Ногербек, Баубек. Казахское игровое кино: экранно-фольклорные традции и образ героя. Алматы: «Дәстүр», 2014. – 422 б.
Машрапова, Гульажар. Фильм «Операция «Набат»: экшн с живыми негодяями и картонными героями. 2024 https://orda.kz/film-operacija-nabat-jekshn-s-zhivymi-negodjajami-i-kartonnymi-gerojami-386158/?ysclid=m5nodz0lrj627049195. Қарастырылған уақыты 15 қаңтар 2025.
Холганат, Мурат және Айдар Алма. Заманауи қазақ киносындағы неомифологизмдер интерпретациясы. Central Asian Journal of Art Studies, 2023, №8 (4), 139-140 бб. DOI: https://doi.org/10.47940/cajas.v8i4.745
Габдрашитова, Камила және Мукушева, Назира. Поэтические символы в современном феминистическом кино Казахстана. Central Asian Journal of Art Studies, 2023, №8 (1), с. 30-48. DOI: https://doi.org/10.47940/cajas.v8i1.614
References:
Ayu Fitri Hardiyanti., et al. Analysis of Three Dimensional Aspects of the Main Character in Frances Ha Film. Journal of Language and Applied Linguistics, Vol. 05, №01, 2024, pp. 110-119. https://dx.doi.org/10.22334/traverse.v5i1
Manakbayeva, Aigerim, and Nikolayeva, Olga. Reflection of public policy in cinema: sociological analysis on the example of Kazakhstan. Public Policy and Administration, 2021, Vol. 20, №5, pp. 727-736. DOI: 10.13165/VPA-21-20-5-15
Naizabekov, Ayan, and Urazbayeva, Sharipa. Cinema of the 21st Century: Directions and Development Factors. Central Asian Journal of Art Studies, 2024, №9 (2), pp. 288-301. DOI: https://doi.org/10.47940/cajas.v9i2.837
Rakhmankyzy, Nazira. Kazakh Cinema: Yesterday and Today. Astana: Foliant, 2017. – p. 464
Mukysheva, Nazira. «The Artistic Details in the Film and Script Tulpar's Footprints: The Dramaturgical Importance of Photography». Keruen Journal of the M.O. Auezov Institute of Literature and Art, 2024, №1 (82), pp. 278-291. DOI: https://doi.org/10.53871/2078-8134.2024.1-22
Nogherbek, Bayrzhan, and Nogherbek, Baybek. Kazakh Feature Films: Screen-Folklore Traditions and the Image of the Hero. Almaty: «Dastur», 2014. – 422 p.
Mashrapova, Gulajar. Film «Operation Nabat»: Action with Lively Villains and Cardboard Heroes. 2024 https://orda.kz/film-operacija-nabat-jekshn-s-zhivymi-negodjajami-i-kartonnymi-gerojami-386158/?ysclid=m5nodz0lrj627049195. Accessed 15 January 2025.
Kholganat, Murat, and Aidar, Alma. Interpretation of Neomythologies in Modern Kazakh Cinema. Central Asian Journal of Art Studies, 2023, №8 (4), pp.139-140. DOI: https://doi.org/10.47940/cajas.v8i4.745
Gabdrashitova, Kamila, Mukysheva, Nazira. Poetic Symbols in Contemporary Feminist Cinema of Kazakhstan. Central Asian Journal of Art Studies, 2023, №8 (1), pp. 30-48. DOI: https://doi.org/10.47940/cajas.v8i1.614
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
