СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРА В РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.978Аннотация
В современном обществе возрастает значение организации культурно-досуговых программ в развлекательных центрах. Эффективная организация свободного времени, популяризация культурных ценностей и использование новых технологий являются одними из главных задач режиссуры культурно-досуговых программ. Цель исследования – изучение теоретических и методических аспектов организации культурно-досуговых программ в развлекательных центрах, анализ их структурных особенностей и разработка эффективных способов организации. Кроме того, исследование охватывает вопросы повышения профессиональной компетентности режиссеров и оценки эффективности применения современных подходов. В рамках исследования проведен обзор научной литературы, посвященной организации культурно-досуговых программ, а также изучен опыт проведения подобных мероприятий в развлекательных центрах города Алматы. Рассмотрены структурные особенности, методы и инструменты планирования и проведения культурных мероприятий. Также проанализирована деятельность режиссера – организатора культурно-досуговых программ, его творческая и управленческая роль. Результаты исследования показали, что основные функции культурно-досуговых программ в развлекательных центрах включают рекреацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию и творческое развитие. Ключевые принципы организации программ – учет возрастных особенностей аудитории, применение инновационных методов, использование современных технологий и развитие культурно-просветительских ценностей. Также в ходе исследования установлено, что профессиональная компетентность режиссера и его творческий подход являются основными факторами, влияющими на качество культурно-досуговых программ. Эффективная организация культурно-досуговых программ требует режиссерского мастерства и управленческих навыков. Развитие сферы культурного обслуживания в развлекательных центрах играет важную роль в удовлетворении духовных потребностей общества. Результаты исследования позволяют глубже понять теоретические и практические основы режиссуры культурно-досуговых программ. Кроме того, данное исследование предлагает практические рекомендации, которые могут быть использованы в качестве методических указаний для специалистов, работающих в сфере культурного досуга.Ключевые слова:
культурно-досуговая деятельность, культурно-досуговые программы, развлекательный центр, режиссер, мероприятие, досуг, организация культурного отдыхаСкачивания
Библиографические ссылки
Трегубов, Борис. Свободное время как фактор формирования личности студента. Ленинград: Ленинградский университет, 1983.
Adrian, Lubowiecki-Vikuk. “Generational Cohorts Analysis in Leisure.” Reference Module in Social Sciences, 2024. https://doi.org/10.1016/B978-0-443-13701-3.00040-2
Basile Michel. “Arts and culture in the city: Peripheral centrality, cultural vitality, and urban change in inner suburbs.” Cities, Volume 150, July 2024, 104983. https://doi.org/10.1016/j.cities.2024.104983
Jiaying, Lyu, et al. “Leisure education and social capital: The case of university programmes for older adults in China.” Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, Volume 25, November 2019. https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2019.100207
Жукова, Татьяна. Досуговые социальные институты в социализации подростков. Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст., вып. 24, МПГУ, 2016.
Ембергенова, Альфия, және Кабдиева Сания. «Креативные подходы и пластические решения в современной театральной режиссуре Казахстана». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 3, 2023 г., с. 85–99, https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.710
Касен, Гульмира, и Ким Марина. Педагогическая анимация: учебно-методическое пособие. Алматы, Қазақ университеті, 2015.
Киселева, Татьяна, и Красильников Юрий. Социально-культурная деятельность: учебник. МГУКИ, 2014.
Купцова, Ирина. Творческие индустрии как фактор развития социокультурного пространства: кол. Монография. Новосибирск, 2016. с.
Кусанова, Анипа. «Тенденции развития режиссерского искусства в современном Казахстане». Наука и жизнь». №6(4), 2020, с. 376–378.
Опарина, Нина. Сценарные основы досуговых программ. Учебник. – Санкт-Петербург, Лань. 2024.
Рахимов, Әубәкір. Режиссер шеберлігі. Пьесадан қойылымға дейін. – Алматы. Тарих тағылымы, 2010.
Төлешова Ұлмекен. «Жасөспірімдердің бос уақытын тиімді ұйымдастыру технологиялары». Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ хабаршысы, педагогикалық ғылымдар сериясы, №4 (77), 2023, 76–86 б.
Шубина, Ирина. Драматургия и режиссура зрелищных форм. Соучастие в зрелище, или Игра в миф. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Лань, 2024.
References:
Tregubov, Boris Arkadyevich. Svobodnoe vremya kak faktor formirovaniya lichnosti studenta [Leisure Time as a Factor in the Formation of a Student’s Personality.] Leningrad, 1983. (In Russian)
Lubowiecki-Vikuk Adrian. “Generational Cohorts Analysis in Leisure.” Reference Module in Social Sciences, 2024, https://doi.org/10.1016/B978-0-443-13701-3.00040-2.
Michel, Basile. “Arts and Culture in the City: Peripheral Centrality, Cultural Vitality, and Urban Change in Inner Suburbs.” Cities, vol. 150, July 2024, https://doi.org/10.1016/j.cities.2024.104983.
Lyu, Jiaying, et al. “Leisure Education and Social Capital: The Case of University Programmes for Older Adults in China.” Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, vol. 25, Nov. 2019, https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2019.100207.
Zhukova, Tatyana. Dosugovye sotsial’nye instituty v sotsializatsii podrostkov (Leisure Social Institutions in the Socialization of Adolescents). Problems of Pedagogical Education: Collection of Scientific Articles, vol. 24, MPGU, 2016, p. 195. (In Russian)
Embergenova, Alfiya, and Saniya Kabdieva. “Kreativnyye podkhody i plasticheskiye resheniya v sovremennoy teatralnoy rezhissure KazakhstanA” [Creative Approaches and Plastic Solutions in Modern Kazakhstani Theatrical Directing.] Central Asian Journal of Art Studies, vol. 8, no. 3, 2023, pp. 85–99, https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.710. (In Russian)
Kasen, Gulmira, and Marina Kim. Pedagogicheskaya animatsiya: uchebno-metodicheskoe posobie [Pedagogical Animation: Educational and Methodological Guide]. Qazaq Universiteti, 2015. (In Russian)
Kiseleva, Tatyana, and Krasilnikov Yuriy. Sotsial’no-kul’turnaya deyatel’nost’ [Socio-Cultural Activity]. MGUKI, 2014. (In Russian)
Kuptsova, Irina. Tvorcheskie industrii kak faktor razvitiya sotsiokul’turnogo prostranstva [Creative Industries as a Factor in the Development of Socio-Cultural Space]. Novosibirsk, 2016. (In Russian)
Kusanova, Anipa. “Tendentsii razvitiya rezhisserskogo iskusstva v sovremennom Kazakhstane” [Trends in the Development of Directing Art in Modern Kazakhstan]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal ‘Nauka i zhizn’, no. 6(4), 2020, pp. 376–378. (In Russian)
Oparina, Nina. Stsenarnye osnovy dosugovykh programm [Scenario Foundations of Leisure Programs]. Lan’, 2024. (In Russian)
Rakhimov, Aubakir. Rezhissyor sheberligi. P’yesadan qoyylymğa deyingi [Directing Mastery: From Play to Production]. Tarikh Tagylymy, 2010. (In Kazakh)
Töleshova, Ülmeken. “Zhasöspirimderdiñ bos uaqytyn tiimdi uyymdastyru texnologiyalary” [“Technologies for the Effective Organization of Teenagers' Leisure Time”.] Bulletin of Al-Farabi KazNU, Series of Pedagogical Sciences, no. 4(77), 2023, pp. 76–86. (In Kazakh)
Shubina, Irina. Dramaturgiya i rezhissura zrelishchnykh form. Souchastie v zrelishche, ili Igra v mif [Dramaturgy and Directing of Spectacular Forms: Participation in the Spectacle, or Playing with Myth]. Lan’, 2024. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
