АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН В ФИЛЬМАХ ЖЕНЩИН-РЕЖИССЕРОВ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

Авторы

  • Гульнара Мурсалимова Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Акжан Аманжол Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.995

Аннотация

В статье рассматриваются архетипические образы женщин в фильмах женщин-режиссеров современного казахского кинематографа, анализируется их глубокий символический смысл и художественные особенности. Среди современных казахских женщин-режиссеров особое внимание уделяется Айжан Касымбек с фильмом «Мадина», Шарипе Уразбаевой с картиной «Мариям» и Малике Мухаметжан с лентой «Карлыгаш». В данных фильмах исследуются архетипы матери, борца и искателя. Эти архетипы позволяют глубже понять социальные, культурные и духовные роли женщины в казахском обществе и культуре. Цель статьи – исследовать архетипические женские образы в современном казахском кино в контексте культурных изменений, акцентируя внимание на сочетании традиционных взглядов и современных тенденций. Актуальность темы обусловлена необходимостью всестороннего анализа архетипических образов женщин и их особенностей на основе фильмов женщин-режиссеров. Рассматриваемые произведения демонстрируют многогранность женских образов в современном казахском обществе, их внутренний мир, противоречия и влияние социальной среды. В качестве методологической и теоретической основы исследования используются теория коллективного бессознательного Карла Юнга, а также научные труды в области психологии и исследований архетипов Джозефа Кэмпбелла. В ходе исследования применяются философские, психологические, киноведческие, теоретико-методологические методы, а также нарративный анализ, семиотический анализ и анализ в социальном контексте. Результаты исследования показали, что архетипические образы в фильмах режиссерок несут не только национальный, но и универсальный смысл. Например, в фильме «Мадина» архетип матери представлен не только как образ заботы и защиты, но и как духовная опора, сталкивающаяся с внутренними травмами общества. В фильме «Мариям» архетип борца отражает внутреннюю силу женского образа, стремление к справедливости и сопротивление социальным ограничениям. А архетип искательницы в фильме «Карлығаш» становится символом женщины, находящейся в поисках духовного пути и ответов на экзистенциальные вопросы современности. В международном контексте данное исследование придаёт новое звучание межкультурному диалогу, демонстрируя особенное развитие женской режиссуры, архетипических структур национальной культуры и их художественную трансформацию в языке кино. Кроме того, оно предлагает новое направление для глобальных гендерных и культурных исследований с точки зрения роли женщин и их художественного отражения в казахском кино. Результаты исследования подчёркивают важность слышать и понимать женские истории в современной мировой кинематографии.

Ключевые слова:

женщины-режиссеры, женский образ, архетип, архетип матери, архетип борца,, архетип искателя, казахская культура, гендерное равенство, современное казахское кино

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Гульнара Мурсалимова, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

– кандидат искусствоведения, доцент кафедры «История и теория кино», Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Акжан Аманжол, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

– магистрант 2-курса ОП «7М02195 –  Искусствоведение», Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Анжелика, Артюх. «Женщины- режиссеры в современном глобальном мире», Историческая и социально-образовательная мысль, т. 9, № 4, 2017, с. 99–106.

https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschiny-rezhissery-v-sovremennom-globalnom-mire

Юнг, Карл, Густав. Архетипы и коллективное бессознательное. Санкт-Петербург, 2023.

Кэмпбелл, Джозеф. Герой с тысячью лицами: Миф. Архетип. Бессознательное. Ваклер Рефл – Бук АСТ. 1997.

Габдрашитова, Камила, и Мукушева, Назира. “Поэтические символы в современном феминистическом кино Казахстана”, Central Asian journal of Art Studies, т. 8, № 1, 2023, с. 30–47. https://cajas.kz/journal/issue/view/34.

Ногербек, Бауыржан. Экранно-фольклорные традиции в казахском игровом кино. Алматы, RUAN, 2013.

Абикеева, Гульнара. Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии и как этот процесс отражается в кинематографе. Алматы, ОФ Центр Центрально-Азиатской кинематографии, 2006.

Танаева, Фариза. «Женские образы в независимом казахском кино». Еğitim süreci: işbirliği, deneyim ve bilim: Кazakhstan- Türkiye, bilimsel uygulama konferansi. 20-25 haziran, 2023. İstanbul Üniversitesi Farabi Avrasya Çalışmaları Uygulamaları ve Araştırma Merkezi, Istanbul, Türkiyе. 2023, с. 312–320.

Буравлева, Александра. «Проявление архетипических образов в мировом кинематографе». В: Национальная сессия с международным участием студенческих научных коммуникаций. Под ред. 24, 15 февраля 2020. Редакционно-полиграфический центр Молдавского государственного университета, Кишинёв. Выпуск 24, т. 2, 2020, с. 92–95.

Уразбаева, Шарипа. Заманауи қазақ киносындағы гендердің репрезентациясы. «Темірбек Жүргенов атындағы Қазақ ұлттық өнер академиясы», PhD диссертация, 2019.

http://kaznai.kz/wp-content/uploads/2022/01/. Қарастырылған күні: 28 қараша 2019.

Кракауэр, Зигфрид. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. Сокращённый перевод с английского Д. Ф. Соколовой. Москва, Искусство, 1974.

Малви, Лаура. «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф». Антология гендерной теории. Перевод с английского Альмиры Усмановой, редакторы-составители Елена Гапова и Альмира Усманова. Минск, Пропилеи, 2000, с. 280–296.

Аманжол, Ғайша. Малика Мұхамеджанның “Қарлығаш” фильміне жас сыншылардың пікірі. https://oner.kz Жарияланған күні: Алматы, 23 ақпан 2025.

Краснопольская, Яна, и Баубек Ногербек. «Базовые архетипические образы в казахстанско-советском кино». Central Asian Journal of Art Studies, т. 4, № 2, 2019, c. 45–52 https://cajas.kz/journal/article/view/199 Дата доступа 20 июня 2020.

References

Anzhelika, Artyukh. “Zhenshchiny-rezhissery v sovremennom globalnom mire.” [“Women-directors in the contemporary global world.”] Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl, т. 9, № 4, 2017. pp 99-106. (In Russian)

Yung, Karl, Gustav. Arkhetipy i kollektivnoye bessoznatelnoye [The Archetypes and The Collective Unconscious]. Sankt-Peterburg, 2023. (In Russian)

Kempbell, Dzhozef. Geroy s tysyachyu litsami: Mif. Arkhetip. Bessoznatelnoye [The Hero with a Thousand Faces: A myth. The archetype. The unconscious]. Vakler Refl – Buk AST, 1997.

(In Russian)

Gabdrashitova, Kamila, and Mukusheva, Nazira. “Poeticheskiye simvoly v sovremennom feministicheskom kino Kazakhstana.” [“Poetic symbols in modern feminist cinema of Kazakhstan.”] Central Asian journal of Art Studies, т. 8, № 1, 2023. pp 30-47. https://cajas.kz/journal/issue/view/34. (In Russian)

Nogerbek, Bauyrzhan. Ekranno-folklornyye traditsii v kazakhskom igrovom kino [Screen and folklore traditions in Kazakh feature films]. Almaty, RUAN, 2013.

Abikeyeva, Gulnara. Natsiostroitelstvo v Kazakhstane i drugikh stranakh Tsentralnoy Azii i kak etot protsess otrazhayetsya v kinematografe [Nation-building in Kazakhstan and other Central Asian countries and how this process is reflected in cinema]. Almaty, Tsentr Tsentralno-Aziatskoy kinematografii, 2006. (In Russian)

Tanayeva, Fariza. “Zhenskiye obrazy v nezavisimom kazakhskom kinо.” [“Female images in independent Kazakh cinema.”] Yeğitim süreci: işbirliği, deneyim ve bilim: Kazakhstan- Türkiye, bilimsel uygulama konferansi. 20-25 haziran, 2023. İstanbul Üniversitesi Farabi Avrasya Çalışmaları Uygulamaları ve Araştırma Merkezi, Istanbul, Türkiye. 2023, pp. 312–320.

Buravleva, Aleksandra. “Proyavleniye arkhetipicheskikh obrazov v mirovom kinematografe.” [“The manifestation of archetypal images in world cinema.”] V: Natsionalnaya sessiya s mezhdunarodnym uchastiyem studencheskikh nauchnykh kommunikatsiy. Pod red. 24, 15 fevralya 2020. Redaktsionno-poligraficheskiy tsentr Moldavskogo gosudarstvennogo universiteta, Kishinev. Vypusk 24, vol. 2, 2020, pp. 92–95. (In Russian)

Urazbayeva, Sharipa. Zamanaui қazaқ kinosyndaғy genderdің reprezentatsiyasy [The representation of genes in modern Kazakh cinema] “Temіrbek Zhүrgenov atyndaғy Қazaқ ұlttyқ өner akademiyasy”, PhD dissertatsiya, 2019. http://kaznai.kz/wp-content/uploads/2022/01/

Accessed: 28 November 2019. (In Kazakh)

Krakauer, Zigfrid. Priroda filma: Reabilitatsiya fizicheskoy realnosti [Theory of Film. The Redemption of Physical Reality]. Sokrashchennyy perevod s angliyskogo D. F. Sokolovoy. Moskva, Iskusstvo, 1974. (In Russian)

Mulvey Laura. Vizualnoye udovolstviye i narrativnyy kinematograf [Visual Pleasure and Narrative Cinema]. Transl. from English by Almira Usmanova. Minsk, Propilei, 2000. (In Russian)

Amanzhol, Gaisha. The opinion of young critics about the film “Qarlygash” by Malika Mukhamedzhan. Almaty, https://oner.kz/ Assessed: 23 february 2025.

Krasnopol’skaya, Yana, and Baubek Nogerbek. “Bazovye arkhetipicheskie obrazy v kazakhstansko-sovetskom kino.” [“The Basic Archetypal Images in Kazakh-Soviet Cinema.”] Central Asian Journal of Art Studies, vol. 4, no. 2, 2019, pp 45–52 www.cajas.kz/journal/article/view/199. Assessed: 20 June 2020. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-03-20

Как цитировать

Гульнара Мурсалимова, и Акжан Аманжол. «АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН В ФИЛЬМАХ ЖЕНЩИН-РЕЖИССЕРОВ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСКОГО КИНЕМАТОГРАФА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 1, 2025 г., с. 243-61, doi:10.47940/cajas.v10i1.995.
Лицензия Creative Commons